Секретарь ВСНБ ИРИ А.Шамхани об иранском военном присутствии в Сирии

Иранские СМИ активно комментируют в последние дни заявление российского министра иностранных дел С.Лаврова, затронувшего на публичном уровне вопрос вывода иранских войск из Сирии. Из его заявления следует, что «в Сирии, на границе с Израилем и Иорданией, должны остаться только правительственные войска, как это предусмотрено договоренностями о создании южной зоны деэскалации». СМИ даже устанавливают связь между этим заявлением и словами премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, потребовавшего вывода иранских военнослужащих не только из этой зоны, но и остальной территории Сирии.  Не так давно Израиль впервые вошел в прямое военное столкновение с иранскими войсками, что было весьма негативно воспринято в стране, знаменуя начало нового, вполне осязаемого, этапа почти сорокалетней конфронтации между двумя отнюдь не дружественными странами.

Речь идет о том, что почти два месяца назад размещенные на сирийской территории иранские военные соединения произвели запуск ракет в сторону еврейского государства, а Израиль в ответ обстрелял иранские позиции. Несмотря на это, секретарь Высшего совета национальной безопасности  (ВСНБ) ИРИ адмирал А.Шамхани, утверждая, что иранские военные формирования не играли никакой роли в этом инциденте, назвал атаку израильских позиций «достижением оси сопротивления» и приветствовал ее.  На самом деле речь шла о запущенном 9 апреля на территорию Израиля иранском беспилотнике с зарядом взрывчатки, в ответ на который Израиль подверг обстрелу авиабазу Тияс, или, T-4, в глубине сирийской территории. Как известно, в результате этого рейда израильской авиации погибло 7 иранских военнослужащих, представлявших КСИР. В ответ Иран пообещал дать соответствующий «зубодробительный» ответ в подходящее время. Израильские официальные лица заявили в этой связи, что их страна не потерпит иранского военного присутствия на сирийской территории.

Реагируя на многочисленные заявления российских политиков относительно, вывода иранских военнослужащих  и соединений «Хизбаллы» с территории Южной Сирии, на эту тему высказался и ряд представителей иранской военно-политической элиты. Один из них – секретарь ВСНБ, бывший министр обороны адмирал Али Шамхани заявил  2 июня в интервью газете «Шарк», что в этом регионе Сирии нет иранского военного присутствия. Так, невзирая на очевидные факты, заявляют в последнее время многие иранские политики. А.Шамхани интерпретировал слова главы российского внешнеполитического ведомства следующим образом: Иран приветствует и поддерживает усилия  России по отводу террористических формирований с пограничной территории Сирии и Иордании и установлению над этими регионами контроля сирийской правительственной армии. .

Говоря в целом о нахождении иранского военного контингента в Сирии, А.Шамхани отметил, что на сирийской территории находятся лишь иранские советники, но и их нет на территории, прилегающей к Голанским высотам. К словам секретаря ВСНБ добавим, что такие иранские военачальники как генералы Х.Хамадани и М.Эскандари, по сообщению интернет-сайта фарсиязычной радиостанции «Фарда» в последние годы не раз говорили о многочисленных иранских военных формированиях на сирийской территории, о формировании полувоенизированных  соединений «Басидж», прошедших подготовку и готовых к отправке на сирийский фронт. Сообщались и цифры – 130 тысяч человек. Иранские СМИ не раз публиковали репортажи с церемоний похорон иранских военнослужащих, погибших в Сирии, вдали от родного дома. Два года назад в СМИ широко публиковались данные о иранских потерях в боях за населенный пункт Хан Туман, неподалеку от Алеппо, где военнослужащие КСИР и подчиненных ему вооруженных группировок понесли большие потери, которые были признаны самыми существенными за период участия в боевых действиях на стороне  режима Башара Асада за время идущей с весны 2011 г. гражданской войны. По данным российского ираниста В.Сажина, среди погибших – 17 военных советников, в том числе – два генерала. Кроме этого, 8 иранских военнослужащих были взяты в плен, трое — казнены. 12 тел убитых иранцев попали в руки боевиков-джихадистов. Общие данные потерь со стороны иранцев – 80 человек, кроме этого – 21 раненый.

Достаточно известным фактом является то, что в составе иранского контингента в Сирии воюет специальная бригада под названием «Лашкаре Фатемиюн», сформированная из живущих в Иране афганских беженцев, о которой СМИ писали, что ее бойцы «увеличили мощь и наступательную силу иранских военных». Популярное иранское информагентство «Тасним» определяет нынешнее  (данные 2017 г. – В.М.) количество бойцов этого подразделения в 14 тысяч человек. Их вербовкой и отправкой в Сирию как раз и занимается «Кудс» — специальное элитное подразделение КСИР по главе с легендарным иранским генералом К.Сулеймани, проводящее операции за рубежом. За последнее время, по данным правозащитного сайта «Дигарбан», в Сирии погибло примерно 200 военнослужащих этой бригады. Ее командир Али-Реза Тавассоли (Абу-Хамед) погиб в Сирии в мае 2016 г. и похоронен в святом для шиитов иранском городе Мешхеде. По информации оппозиционного  иранского интернет-портала IranPressNews,  семьям таких военнослужащих Иран платит пособие и дает разрешение на пребывание в стране, таким образом поощряя афганцев к участию в сирийской войне. Разумеется,  все труднее замалчивать многочисленные потери, которые несет Иран на сирийской территории. Официальные данные говорят о том, в ходе гражданской войны в Сирии там погибло примерно тысяча военнослужащих, командированных туда властями ИРИ. Из этого числа, по данным иранского Фонда Шахидов, с 2013 по настоящее время там погибло 656 афганцев. А кто остальные погибшие? Это, несомненно, иранские военнослужащие, причем, не только советники. Как видно из несложных подсчетов, количество погибших среди афганцев значительно превышает средние показатели по иранскому контингенту, задействованному на территории Сирии.

Однако многие иранские военные специалисты  заявляют, что участие своих соотечественников в сирийской военной кампании ограничивается оказанием консультаций. Присутствие иранских военных на сирийской территории и участие в военных действиях решительно отрицал и сирийский президента Башар Асад в своем последнем по времени интервью.

Между тем, официальный представитель КСИР Р.Шариф, выступая в истекшую пятницу на пятничном намазе в Тегеране заявил, что «израильтяне впервые получили такой зубодробительный удар с другой стороны Голанских высот», намекая на то, что удар реализовали иранские войска, и он был «беспрецедентным» и символизировал «начало большого пути». В ряде заявлений высокопоставленных иранских военных ракетные удары на Голанах были высоко оценены.

Вдобавок к международному осуждению иранского военного присутствия на сирийской территории, оно подвергается и волне внутренней критики. Не раз за  последнее время вопросы участия Ирана силами своих военнослужащих в сирийских  событиях трансформировались  в многочисленные лозунги на демонстрациях протеста, проходящих повсеместно в Исламской Республике в последнее время.  Несмотря на это секретарь ВСНБ А.Шамхани в интервью газете «Шарк» осудив одну из статей в этой газете, в которой бывший иранский дипломат Джавид Горбаноглы подверг критике региональную политику Ирана. Между тем, А.Шамхани, охарактеризовал ее как последовательно обеспечивающую национальную безопасность Ирана и интересы ближневосточной стабильности.

52.2MB | MySQL:103 | 0,466sec