Гуманитарное положение в странах арабского мира в докладах ООН (2002-2004 гг.)

В 2002 году ООН совместно с Арабским фондом экономического и социального развития был издан первый ежегодный доклад, посвященный развитию людских ресурсов в странах арабского мира (AHDR). Этот документ получил название “Создавая возможности для будущих поколений”. Вслед за ним вышли еще два доклада: в 2003 году — “Строя просвещенное общество”, а в 2004 году – “К свободе в арабском мире”. Доклад за 2005 год еще не доступен для широкого круга читателей, однако, известно, что он посвящен современному положению женщин в странах арабского мира. Исследования проводились при содействии Программы по развитию арабских стран Персидского залива ООН. Все доклады вышли в свет на арабском, английском и французском языках. Они были подготовлены независимой группой, состоящей из ведущих ученых и представителей интеллигенции арабского мира. Эти материалы предоставили возможность широкой мировой общественности узнать имена ряда значимых и признанных в арабском мире персон и их позиции по наиболее актуальным проблемам развития региона.

Одной из главных тем первого доклада стало исследование развития арабской книгопечатной промышленности. Общих (по всем странам арабского мира) статистических данных по этому вопросу не существует. Авторы доклада 2002 года используют некоторые данные, предоставленные ЮНЕСКО. В соответствии с ними, в 1991 году в арабских государствах было издано 6 тыс. 500 названий книг. Для сравнения, в том же году в США было опубликовано 102 тыс. книг, 42 тыс. – в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Книгоиздательство в арабском мире составляет только 1,1% от мирового производства притом, что арабы представляют собой 5% от мирового населения(1).

Основную долю из числа опубликованных книг в арабском мире составляют религиозные издания. На Каирской книжной ярмарке именно они неоднократно признавались бестселлерами. В арабском мире книга, изданная тиражом 5 тыс. экземпляров, считается бестселлером, в то время как в других странах мира, подобным тиражом выпускаются рядовые издания. Фати Халиль аль-Бис, вице-президент Арабского союза издателей указывает на то, что книгоиздательство в арабском мире сталкивается с целым рядом проблем. К ним относятся: цензура и практика запрета книг в 22 арабских государствах; низкая читаемость по причине застоя в экономике; неотработанная система распространения книг по всем странам арабского мира; частые нарушения прав интеллектуальной собственности, имеющие место в данном регионе.

Ежегодное число переводимых изданий в странах арабского мира равняется 330 единицам, что составляет одну пятую от изданий, переводимых в таком государстве, как Греция, за тот же период. Обращение к данному европейскому государству не случайно, т.к. произведения древнегреческих авторов сохранились и дошли до нас во многом благодаря переводам на арабский язык, а затем с арабского на другие языки мира, осуществленные средневековыми арабо-мусульманскими переводчиками и учеными.

Отметив некоторые положительные показатели в 2002 году, в частности, снижение уровня бедности в этот период, увеличение продолжительности жизни, авторы также привлекли особое внимание к острой проблеме молодежи, высокому уровню безработицы в ее среде. Были приведены социологические данные о том, что приблизительно 51% молодых людей от 17 до 21 года хотели бы эмигрировать в другие страны мира. В докладе была отмечена “бедность способностей и бедность возможностей”. Основными “болезнями” арабского мира были названы недостаток свободы, ограниченность участия женщин в принятии решений, низкий уровень образования, которые препятствуют арабскому миру в развитии его собственного потенциала, а также способствует его изоляции от остального мира. Известный египетский журналист Мухаммад Хасанейн Хейкал заявил, что доклад 2002 года сигнализирует о том, что “у региона остался последний шанс для того, чтобы начать идти по пути реформирования”.

Доклад 2003 года был подготовлен группой арабских интеллектуалов и специалистов в различных областях, возглавляемой Надером Фергани, директором каирского Центра исследований и обучения “Аль-Мишкат”. Он имеет особое значение, поскольку затрагивает те темы, которые ранее считались запретными. Это касается взаимоотношений между государством и религией, а также положения религии как таковой в современном арабском обществе. Именно подобная “смелость” исследований стала причиной того, что представители многих арабских политических и общественных организаций, в частности, Лиги арабских государств, воздержались от комментирования результатов доклада.

Одним из показателей, которые использовали исследователи для демонстрации ситуации в регионе, стал объем патентов, зарегистрированных в государствах арабского мира. Для сравнения были взяты данные о патентах, зарегистрированных в период с 1980 по 2000 годы в арабских странах и других государствах мира. В указанный временной отрезок общее количество патентов, зарегистрированных во всех арабских государствах, составил 370 единиц. В то же время в Корее оно (количество) достигло 16328 единиц, а в Израиле – 7652.

В докладе особо подчеркивается, что отсутствие демократии (в западном ее представлении) в большинстве государств арабского мира, засилье коррупционеров на всех уровнях власти способствуют эмиграции образованных кадров в другие страны мира, где они с большим успехом могут реализовать свой потенциал. В 1976 году 23% арабских инженеров, 50% докторов наук, 15% бакалавров эмигрировали из своих стран. В 1996 году приблизительно 25% из 300 тысяч выпускников арабских светских высших учебных заведений — эмигрировали. В качестве примера был приведен Ирак. С 1972 – 2002 гг. из страны эмигрировало более 3 млн. чел., включая представителей наиболее образованных слоев населения.

Абдель Латиф Юсеф аль-Хамед, генеральный директор Арабского фонда отметил, что “общество, которое не стимулирует приобретение новых знаний своими членами, неизбежно обречено на отставание. Общество, к которому должны стремиться арабские страны, — это общество, в котором приобретение знания является главным принципом организации человеческой жизни. В настоящее время ситуация в современном арабском мире далека от подобной модели”.

Отсутствие развития в сфере образования можно отчасти объяснить недостаточностью средств, идущих из ВНП на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В США средний расход средств на эти цели составляет приблизительно 3-4% ВНП, в ряде европейских государств 2-2,5% ВНП. В арабских государствах на подобные виды работ выделяется лишь 0,2% ВНП. Это происходит притом, что целый ряд стран этого региона имеет колоссальные доходы от продажи нефти.

В исследовании за 2003 год авторами было обращено особое внимание на палестинскую проблему: оккупацию Западного берега реки Иордан и сектора Газа, игнорирование права палестинцев на свободу и самоопределение и другие аспекты этого вопроса. Отметив отсутствие прогресса в урегулировании палестинской проблемы, исследователи в то же время критикуют руководителей некоторых арабских государств, которые используют арабо-израильский конфликт для отсрочек в проведении политических и экономических реформ.

В докладе 2004 года, представленном широкой публике 5 апреля 2005 года в Аммане (Иордания), содержится обзор политических реформ, которые были осуществлены за предыдущий трехлетний период. Главной целью этой работы авторами было заявлено стимулирование развития диалога в арабском обществе, которое должно способствовать созданию гражданского общества, установлению свободы и лучшего государственного управления в странах арабского мира. В ходе работы над докладом исследователи изучали социологические опросы, проведенные в ряде арабских государств. Эти опросы касались представлений арабских граждан о свободе в современном арабо-мусульманском обществе и перспективах развития стран данного региона по пути демократии. Только в пяти странах региона (Иордании, Ливана, Палестины, Марокко и Алжира) государственные власти дали разрешение на проведение подобных исследований.

Во время проведения социологических опросов подтвердилось отсутствие приверженности идеалам демократии в арабском обществе. Авторы доклада склонны видеть причины этого явления во взаимоотношениях между Востоком и Западом. Многие аналитики приписывают такое явление как деспотизм исключительно восточному обществу при этом, относя свободу и демократию к достижениям лишь западной цивилизации. Другие склонны видеть причины провала установления многих демократических принципов в особом “арабском или мусульманском образе мышления”.

На деле реальная причина отсутствия демократии в регионе лежит в иной плоскости. Она состоит в сочетании политических, экономических и социальных факторов, которые способствовали развитию авторитарных и тоталитарных режимов, оказав депрессивное воздействие на существование и развитие социальных и политических объединений, способных противостоять данным режимам.

В докладе особо отмечается, что в арабском мире основная власть сосредоточена в руках малочисленной правящей элиты, что создает значительные препятствия для участия в политических процессах большинства граждан стран арабского мира. Политические партии разрешены лишь в 14 странах арабского мира. В таких странах, как Ливия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман, запрещено образование политических партий.

Страны с подобной внутриполитической обстановкой были названы “государствами-черными дырами”. Использовав сравнение с астрономическим явлением, авторы доклада утверждают, что исполнительные органы власти в подобных странах создают такие условия в социальной сфере, при которых ничто не изменяется и ничто не выходит за рамки установленных ими правил. Кроме того, подобные режимы контролируют и законодательно-правовую сферу, подчиняя ее своим интересам, что приводит к нарушению многих фундаментальных прав граждан.

Для арабского мира на современном историческом этапе характерно то, что частичные реформы в тех или иных областях являются неэффективными. Необходимо незамедлительное реформирование всех сфер общественной жизни во всех странах арабского мира. В частности, существует острая необходимость в реформировании законодательства большинства арабских государств. В настоящее время имеется ряд несоответствий между законодательством арабских стран и рядом положений и норм международного права. Многие арабские конституции содержат особые положения, касающиеся свободы вероисповедания, самовыражения, участия в общественных организациях, а также ряд ограничений на свободу под предлогом защиты национальной безопасности и национального единства.

В документе содержится предупреждение, что дальнейшее затягивание решения существующих проблем в обществах большинства арабских государств может привести к возникновению внутренних расколов, “к хаотическим взрывам, которые могут принудить к насильственной передаче власти в арабских странах. В подобном случае передача власти под угрозой насилия не может гарантировать, что приходящие на смену правящие режимы будут в каком-либо отношении более предпочтительными, чем уже существующие”.

Одной из главных целей доклада за 2004 год было заявлено стимулирование проведения активных дебатов с участием всех слоев арабского общества. Эти дебаты могут способствовать созданию предпосылок для развития нового арабского Ренессанса, к которому стремятся и призывают большинство арабо-мусульманских интеллектуалов и политических деятелей. Обращается особое внимание на необходимость обеспечения свободы слова во всех государствах региона.

Свобода печати в 11 арабских странах в значительной мере ущемлена из-за наличия цензуры. Для оказания давления на то или иное средство массовой информации представителями властных структур используется вопрос предоставления лицензии. Право журналистов на получение информации конституционно закреплено только в пяти арабских государствах: Алжире, Египте, Иордании, Судане и Йемене. По данным доклада журналистика стала одной из самых опасных профессий в арабском мире. В 2003 году 14 журналистов было убито в Ираке (5 из них было убито войсками союзников). Два корреспондента были убиты израильскими войсками в Палестине.

Особое место в исследовании было выделено палестинской проблеме. Был отмечен тот факт, что население палестинских территорий продолжает нести огромные потери в социальной и экономической сферах. Более 58% населения проживает за чертой бедности. За период с мая 2003 года по июнь 2004 года в ходе рейдов израильской армии и бомбардировок ею палестинских территорий было убито 768 мирных жителей (22,7% из этого числа являются дети до 18 лет), ранено 4064 человека.

В докладе значительное внимание было уделено гуманитарной ситуации, сложившейся в Ираке в указанный временной период. В ходе вторжения союзнических войск и последовавших военных операций было убито около 100 тысяч иракцев. Авторы указали на то, что положение женщин в данных условиях является чрезвычайно тяжелым. Часты случаи, когда женщины становятся объектами насилия и грабежа, как со стороны преступных сообществ, так и со стороны военных. Неспособность и нежелание оккупационных властей действовать в соответствии с Женевскими конвенциями отразились и на условиях содержания заключенных в таких тюрьмах, как Абу-Грейб, и других местах заключения.

Оккупационные власти оказались неспособными восстановить бесперебойную подачу электроэнергии и воды; наладить телефонное сообщение и восстановить довоенное положение в экономике Ирака. К концу 2004 года оккупационные власти израсходовали на восстановление страны лишь 7% (1,3 млрд. долл.) из 18,4 млрд. долл., выделенных Конгрессом США на эту цель.

В докладе рассматриваются некоторые возможные варианты дальнейшего развития событий в регионе. Первый вариант получил название “Надвигающееся бедствие”, в котором представляются возможные последствия отсутствия практических шагов по решению проблем в скором времени. Другой вариант получил название “Процветание”, в соответствии с которым власть должна быть перераспределена в рамках арабского общества в пользу граждан с тем, чтобы “хорошее управление” страной базировалось на согласительном принципе решения проблем при участии всех слоев общества.

Признавая тот факт, что предыдущие попытки реформирования не были доведены до конца, авторы доклада указывают на необходимость использования внешних инициатив по реформированию. Они указывают на то, что принятие данных инициатив должно проходить на основах равноправного участия, при гарантировании сохранения арабского суверенитета; уважения решений, принятых гражданами арабских государств; соблюдении положений международного права, особенно права на национальное освобождение.

В качестве обязательных мер для осуществления в ближайшее время были отмечены следующие: отмена чрезвычайного положения, прекращение дискриминационной политики в отношении любой социальной группы и обеспечение независимости судебной власти. Преобразования должны коснуться и политической сферы. Особенно это касается избирательной системы, которая должна стать демократической, и результаты которой должны уважаться и приниматься представителями властных структур. Гарантами гражданских и политических свобод должны быть конституции, в которых будут предусмотрены возможность преодоления возможного давления со стороны исполнительной власти.

Одним из главных “плюсов” докладов ООН является то, что в них содержится сбалансированное и самокритичное исследование некоторых фундаментальных вопросов, с которыми приходится сталкиваться арабским политическим лидерам при принятии государственных решений. Доклады не останавливаются лишь на представлении и анализе наиболее актуальных и трудных проблем, но в них представлены возможные выходы из сложившейся ситуации. Рекомендации, представленные в докладе, являются своеобразными “красными строками”, которые предполагают дальнейшее написание непосредственно всеми гражданами арабских государств.

1) Здесь и далее используются данные из “Докладов о развитии людских ресурсов в странах арабского мира”, представленных на сайте http://www.undp.org/rbas/ahdr.html

62.9MB | MySQL:102 | 0,471sec