Проблемы в экономике дестабилизируют политическую ситуацию в Иордании

Всеобщая забастовка проводится в среду в Иордании по призыву руководства Всеобщей федерации рабочих профсоюзов. Как сообщил телеканал «Аль-Хадас» забастовка, которая охватит Амман и другие города страны, началась в 09:00 (совпадает с мск). Трудящиеся протестуют против роста цен и налоговой политики властей. Их главным требованием является отмена нового подоходного налога, введенного ушедшим в отставку кабинетом Хани аль-Мульки. В ночные часы в столице тысячи демонстрантов вновь появились поблизости от 4-го муниципального округа, где сосредоточены правительственные учреждения. Сообщений о столкновениях с полицией, однако, на этот раз не поступало. Ранее на встрече с представителями иорданских СМИ монарх указал, что Иордания находится сейчас на перепутье. «Или будет найден выход из кризиса, обеспечен подъем экономики и достойная жизнь подданных, или страна вступит в неизвестность», — заявил он. По мнению эксперта Асмы Аввад, новый премьер-министр Иордании является наиболее подходящей фигурой для руководства правительством в период проведения экономических реформ. «Раззаз известен либеральными взглядами и имеет богатый опыт работы во Всемирном банке», — отметила она. По требованию Международного валютного фонда (МВФ) правительство Иордании ранее повысило цены на топливо, электроэнергию и хлеб, что вызвало недовольство населения. Король Иордании Абдалла II направил послание новому премьер-министру Омару Раззазу, призвав его кабинет пересмотреть систему налогообложения, которая стала причиной массовых уличных акций протеста. Об этом сообщило во вторник государственное информационное агентство Петра, которое опубликовало текст документа. «Правительство должно в координации с парламентом немедленно начать диалог с профсоюзами, партиями и представителями общественности с целью разработки такой налоговой системы, которая обеспечит справедливое социально-экономическое развитие», — подчеркнул Абдалла II. В понедельник прошение об отставке вручил монарху бывший глава кабинета Хани аль-Мульки. Он ушел со своего поста на фоне охватившей Амман и другие города мощной волны демонстраций протеста против налоговой политики властей. При этом ряд западных экспертов в общем-то едино в своем мнении, что нынешний премьер вряд ли сможет каким-то серьезным образом продолжить проведение  серьезных экономических реформ и при этом погасить общественное недовольство. Отмечается, что готовность правительства отсрочить некоторые из экономических требований, которые оно предъявляет к своим подданным, демонстрирует откровенную  слабость  (король уже пообещал временно заморозить дополнительные повышения цен на топливо и электроэнергию) и тем самым стимулирует  протестующих на новые беспорядки. При этом серьезная завязанность Иордании на финансовую помощь со стороны стран ССАГПЗ, и прежде всего КСА и ОАЭ, будет являться определяющим моментом с точки зрения балансирования между реформами и купированием беспорядков. И она будет не просто нарастать, но и вынуждать Амман к публичной поддержки их нынешней   антииранской внешней политики.

Уход  Х.аль-Мульки и его кабинета, что является безусловно сакральной и необходимой жертвой, даст новому правительству лишь небольшую отсрочку в проведении  необходимых, но непопулярных экономических реформ. Они являются обязательным условием в рамках предоставления кредита со стороны Международного валютного фонда (МВФ) и осуществляются по рекомендации Всемирного банка. Но такой перерыв будет коротким. В конечном счете, с учетом нынешних реалий иорданской экономики Раззаз столкнется с теми же решениями в рамках проведения реформ, что соответственно приведет к новым вспышкам общественного недовольства.  И такая перспектива будет сохраняться до тех пор, пока не будет сбалансирована структурно экономика Иордании.  Либо через программу жесткой экономии и значительных экономических реформ, либо через сочетание таких реформ с финансовой помощью со стороны КСА и ОАЭ.  В ближайшей перспективе Иордания может ожидать такой помощи, что однако не снимает с повестки дня  новых волнений и протестов. При этом Иордания уже давно является основным пунктом получения иностранной помощи, институциональных кредитов и денежных вливаний со стороны своих региональных союзников. Государства, заинтересованные в укреплении политической стабильности Иордании, вложили значительные средства в ее экономику. За последние 60 лет те же Соединенные Штаты вложили в страну 20 млрд долларов, не считая крупных сумм поддержки со стороны стран ССАГПЗ. При этом  практически весь юг страны снабжается электроэнергией с саудовских мощностей по льготным тарифам. Несмотря на это, иорданская экономика до сих пор не может выйти на уверенные темпы самостоятельного развития. Среди статей дохода — добыча фосфатов, и это практически единственный вариант разработки природных ископаемых.  Технологический сектор страны невелик, генерируя только около 12 процентов ВВП и занимая всего один процент населения. Доходы от туризма, денежных переводов, услуг и сельского хозяйства помогают Иордании оставаться на плаву, но согласно рекомендациям  МВФ и Всемирного банка, страна должна расширить свою базу доходов, чтобы получить некоторое подобие экономической независимости. Между тем, государственный долг Иордании составляет 95% ВВП и продолжает расти. В этой связи снижение уровня госдолга является одной из главных целей недавно опубликованного пятилетнего экономического плана, в котором поставлена цель сократить его почти на 20 процентов. Для достижения этой цели план предусматривает увеличение поступлений за счет введения налогов и снижения уровня субсидий и бюджетных трат. Высокий уровень безработицы в Иордании и отсутствие социальной мобильности усугубили напряженность, которая отражается в данных социальной статистики: число разводов, самоубийств и употребление наркотиков в последние годы неуклонно растет. Еще одной темой раздражения в иорданском обществе стала тема присутствия  в стране сирийских и иракских беженцев.  В 2017 году в Аммане был введен дифференцированный налог на добавленную стоимость, что было негативно воспринято в иорданском обществе: помимо зажиточных слоев общества этот налог ударил и по среднему классу.  К тому же впервые за десятилетия правительство отменило некоторые субсидии на продукты питания (цена на хлеб удвоилась в январе). Введение подоходного налога (он  был разработан, чтобы увеличить доходы госбюджета с 350 млн до 420 млн долл.) стало своеобразной «красной тряпкой», поскольку это было нововведение:  только 3-5 процентов иорданцев ранее платили этот налог. Таким образом именно введение этого налога стал основным стимулом для нынешних беспорядков. При этом для абсолютного большинства иорданцев нынешние требования МВФ и Всемирного банка не являются выполнимыми. Это означает, что следующие несколько лет будут потрачены на маневры правительства в рамках отсрочки некоторых реформ, без отказа от их проведения в принципе. Пока правительство взяло паузу, демонстрируя, что оно готово пойти на уступки. При этом, по оценкам американских экспертов,  пока нет предпосылок к тому, чтобы в рамках протестов центральным станет лозунг ликвидации монархии как способа общественного устройства, а основное недовольство будет направлено персонально против премьера и членов кабинета. В этой связи отметим, что возможно вопрос не стоит в формате  ликвидации монархии, но вот персона самого короля Абдаллы II подвергается резкой критике на юге королевства, и особенно среди бедуинов. При этом центром протестов продолжает оставаться вотчина бедуинов город  Маан и его окрестности. Одновременно следует ожидать и активизацию исламистского подполья, которое начнет расширять свою базу поддержки среди населения именно в рамках нынешних экономических проблем.  Такое положение дел вынудит зарубежных спонсоров Аммана увеличить ему финансовую поддержку. Так, Соединенные Штаты в следующем году планируют увеличить прямую финансовую помощь на 25 процентов.  В 2012-17 годах государства ССАГПЗ направили 5 млрд долларов помощи на предотвращение кризиса после «арабской весны». Но совсем недавно их помощь была обусловлена привязкой  к конкретным проектам. Конечно, помощь и кредиты, особенно со стороны государств ССАГПЗ, всегда сопровождались определенными условиями. Для Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии эта цена включает в себя публичную и тайную поддержку их усилий по противодействию иранским интересам в регионе.

62.82MB | MySQL:102 | 0,624sec