О послевыборной ситуации в Ираке

Политические блоки «Ас-Саирун» и «Фатх», победившие на выборах в парламент Ирака, объявили о создании коалиции большинства. Об этом сообщил во вторник телеканал «Ас-Сумария» со ссылкой на заявление лидера «Ас-Саирун» шиитского проповедника Муктады ас-Садра. По итогам выборов в парламент список М.ас-Садра получил 54 депутатских мандата, 47 мест получил альянс «Фатх» во главе с экс-министром транспорта и одним из командиров шиитского народного ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Хади аль-Амири. Ранее шиитский лидер заявил о предварительной договоренности об объединении с блоками «Аль-Ватания» (21 мандат) вице-президента Айяда Алауи и «Хикма» (19 мандатов) другого влиятельного лидера шиитов Амара аль-Хакима.  Блок «Наср» во главе с Х.аль-Абади получил 42 кресла. Согласно данным ЦИК, парламент обновится на 70%. Все эти сообщения приходят на фоне произошедшего в Ираке инцидента в Багдаде в связи с пожаром на складе, где хранились бюллетени прошедшего голосования.  В воскресенье на складе в Багдаде, где хранилось оборудование Высшей независимой избирательной комиссии (ЦИК) и бюллетени, вспыхнул пожар. Инцидент произошел на фоне подготовки к повторной обработке бюллетеней. По подозрению в поджоге задержаны трое полицейских и сотрудник Центризбиркома. В МВД заявили, что протоколы голосования не пострадали.  В этом году Центризбирком впервые задействовал в подсчете бюллетеней электронную систему, что вызвало критику со стороны ряда политических партий, обвинивших комиссию в нарушениях и подтасовках. Впоследствии депутаты приняли поправки к закону о выборах, обязав ЦИК пересмотреть итоги по всей стране. После пожара на складе в Багдаде спикер парламента Салим аль-Джабури призвал к перевыборам, вице-президент Айяд Алауи — к референдуму.  Совет представителей (парламент) и Совет министров Ирака не имеют конституционных полномочий для отмены итогов прошедших в мае выборов в высший законодательный орган страны. Об этом заявил во вторник премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади. «Аннулирование результатов выборов не входит в полномочия парламента или правительства. <…> Проведение повторных выборов требует постановления суда», — цитирует премьера телеканал «Рудау». Комментируя пожар в хранилище бюллетеней в Багдаде, Х.аль-Абади отметил, что предварительные данные подтверждают версию поджога. В этой связи отметим следующее.

  1. Пожар на одном складе собственно ситуацию в предвыборном раскладе в Ираке кардинально не меняет. Тем более, что бюллетени во время пожара не пострадали. Но сам такой факт очень примечателен. Он свидетельствует о том, что позиции нынешнего премьера самым серьезным образом пошатнулись, и его сторонники (а сомнений в этом, по оценке ряда экспертов, мало) идут на крайние меры, которые в общем-то большого эффекта для пересмотра итогов выборов не имеют. И в этом же контексте надо расценивать и предыдущие взрывы у штаб-квартиры Коммунистической партии Ирака, которая на нынешних голосованиях шла в альянсе с М.ас-Садром. То есть, Х.аль-Абади с учетом жесткой политической оппозиции и реальной перспективы создания парламентской коалиции без его участия старается аннулировать итоги выборов под благовидным предлогом и забюрократить процесс пересчета голосов путем выноса этой темы на разбирательство высшей судебной власти в Ираке. А она находится под серьезным влиянием его сторонников.
  2. Сами сообщения о том, что М.ас-Садр сумел договорится о блоке и коалиции с партиями «Фатх» и «Хикма» говорят о серьезных трансформациях в позиции Тегерана в рамках формирования будущей политической архитектуры страны. Первоначально иранцы планировали сохранение Х.аль-Абади у власти в качестве премьера будущего кабинета с созданием коалиции с участием практически полностью подконтрольных им партий «Фатх», «Хикма»  и структуры бывшего премьера страны Н.аль-Малики.

И собственно все шаги Х.аль-Абади накануне голосования были определены прежде всего этим договором с Тегераном, в том числе и в рамках превращения проиранского формирования «Аль-Хашд аш-Шааби» в политическую партию. Теперь эта диспозиция поменялась. Естественно, что проиранские силы (А.аль-Хакима также надо рассматривать в этом контексте, несмотря на то, что ранее именно иранцы приняли решение о его относительном дистанцировании от партии нынешнего премьера «Даава» с учетом обвинений его в коррупции) не пошли бы ни на какой альянс с М.ас-Садром без отмашки на это со стороны Тегерана. Это означает, что в Тегеране не особенно верят в политический потенциал Х.аль-Абади и его способность сформировать дееспособную коалицию. Более того, иранцы фактически уверенны в том, что пересчет голосов может принести еще большие негативные результаты для сторонников нынешнего премьера. Одновременно в Тегеране выбрали наиболее оптимальный алгоритм для того, чтобы сковать слишком независимого шиитского проповедника М.ас-Садра узами новой шиитской коалиции с некоторыми вкраплениями в нее суннитской партии А.Алауи. Таким образом иранцы стараются не только сохранить свое присутствие в будущем правительстве и тем самым влиять на его решения, но и удержать М.ас-Садра от дальнейшего его альянса с КСА, которое собственно и финансировало его предвыборную кампанию. Таким образом иранцы пытаются не допустить реализации самого главного замысла Эр-Рияда в рамках создания раскола в шиитском блоке и образования правительства Ирака, которое было бы в максимальной степени свободно от присутствия проиранских элементов. В данном случае, иранцы решили сыграть на опережение и предоставить М.ас-Садру право возглавить правительство и тем самым удовлетворить его политические амбиции. Подобным образом за бортом коалиции остаются сторонники двух бывших премьеров-антагонистов в лице Х.аль-Абади и Н.аль-Малики, что совершенно при этом не отменяет жесткой борьбы в будущем правительстве. Для Тегерана в данном случае принципиально важным является не создание правительства технократов, на котором настаивает М.ас-Садр, а на купировании  возможности глобального шиитского раскола и сохранения своих ключевых позиций в структурах исполнительной власти Ирака. И в данном случае используется принцип умиротворения М.ас-Садра путем предоставления его ставленнику поста премьер-министра в обмен на поддержке им общей позиции в рамках сохранения иранского влияния в силовом блоке Ирака.

52.19MB | MySQL:103 | 0,552sec