Тунис: устойчивое развитие и политическая стабильность

В потрясаемом кризисами арабском мире Тунис является одним из немногих островков стабильности и устойчивого развития. В 1990-2006 гг. среднегодовые темпы роста экономики этой страны составили 5%, в четыре раза опережая прирост населения.(1) Доход на душу населения возрастал на 3% в год и в настоящее время превышает 2 тыс.долл., являясь самым высоким в Африке.(2) Это создает благоприятный климат для зарубежных капиталовложений, достигших в 2005 г. 928 млн.тун.дин., что на 6% выше уровня 2004 года.(3) Страна располагает солидными золото-валютными резервами, составившими к концу марта 2006 года 3,9 млрд.долл., что обеспечивает 108-дневное покрытие импорта.(4) По оценке Всемирного банка, Тунис является единственной арабской и одной из двух африканских (наряду с Маврикием) стран, входящих в десятку наиболее динамично развивающихся государств «третьего мира», а по конкурентоспособности экономики занимает первое место в Африке.(5)

Такие показатели выглядят необычными для страны, не располагающей ни значительными запасами полезных ископаемых (в 2003 году было добыто 24,3 млн.барр.нефти, 2,2 млрд.куб м газа, 7,9 млн.т фосфатов(6)), ни емким внутренним рынком (население Туниса составляет 10 млн.человек) и к тому же находящейся в течение ряда последних лет в достаточно сложной ситуации (засуха 1999-2003 гг., рост цен на ввозимые из-за рубежа энергоносители, усилившаяся конкуренция на мировом рынке текстиля и текстильных изделий, на которые приходится почти половина тунисского экспорта(7)).

Секрет экономических успехов страны кроется в способности тунисцев максимально использовать те преимущества, которыми они обладают – географическая близость к Европе, квалифицированная и при этом дешевая рабочая сила, инвестиционная привлекательность, формируемая экономической и политической стабильностью, налоговыми льготами, низкими издержками производства. Свою роль играет и ментальность тунисцев, всегда бывших морской нацией, т.е. нацией, открытой к общению с другими народами, заимствующей и использующей их опыт.

Важнейшее значение имеет способность тунисского руководства к видению стратегических перспектив развития. Уже в 60-70-е гг., раньше, чем не только в большинстве развивающихся, но и в ряде промышленных стран, в Тунисе осознали необходимость «инвестиций в человека», приступив к активному развитию систем образования и профтехподготовки. Это позволило обеспечить национальное хозяйство высокопрофессиональными кадрами и, как следствие, повысить производительность труда. Одновременно были приняты эффективные меры по ограничению рождаемости. В результате доля жителей в возрасте менее 15 лет снизилась с 37% в 1990 году до 31% в 1999 году и соответственно возросла доля работоспособного населения.(8)

В настоящее время основной упор правительством страны делается на адаптацию ее экономики к постиндустриальному этапу развития, создание в этих целях современных коммуникационных систем, внедрение цифровых технологий. В этом отношении также достигнуты впечатляющие результаты. По такому показателю, как использование информационных и коммуникационных технологий и эффективность их воздействия на развитие и конкурентоспособность экономики Тунис занимает первое место на Арабском Востоке и в Африке и 36-ое в мире, опережая ЮАР (37-ое место), Италию (42-ое место), Грецию (43-ее место).(9)

Осознавая, что в эпоху глобализации будущее принадлежит крупным государствам или союзам государств, тунисское руководство последовательно проводит курс на интеграцию с Европой. В 1995 году Тунис подписал Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, в соответствии с которым к 2008 году между ними должна быть создана зона свободной торговли. Уже сейчас на европейские страны приходится более 80% внешнеторгового оборота и зарубежных инвестиций. ЕС со своей стороны оказывает достаточно масштабную помощь Тунису, в первую очередь в таких областях, как сельское хозяйство, сфера услуг, содействие экспорту с тем, чтобы самортизировать негативное воздействие процессов ассоциации на ряд отраслей тунисской экономики. Вместе с тем решающим фактором развития внешняя помощь не является, и ее предоставление не ведет к образованию чрезмерно большой задолженности (внешний долг Туниса составляет 17 млрд.долл. при объеме валового внутреннего продукта 26 млрд.долл.в год).

Основные проблемы, с которыми сталкивается тунисская экономика – это ограничивающий свободу конкуренции ее раздел на «сферы влияния» между несколькими семейными кланами, разрыв в уровне эффективности между предприятиями, работающими на экспорт, и предприятиями, ориентированными на внутренний рынок, чрезмерная забюрократизированность и неповоротливость госаппарата, низкий уровень прямых иностранных инвестиций, составляющих лишь 15% от общей суммы капиталовложений в производственные секторы.(10)

Устойчивое экономическое развитие привело к существенному повышению уровня жизни тунисцев. 80% населения страны принадлежит к среднему классу.(11) Рост его численности, приведший к трансформации социальной структуры общества из пирамидальной в свойственную промышленно развитым странам ромбовидную стал одним из залогов политической стабильности Туниса. Одновременно процент лиц, живущих ниже уровня бедности, т.е. менее, чем на 2 долл. в день, сократился – по разным оценкам – до 4,2-6,2.(12) В настоящее время 75% тунисских семей являются собственниками жилья, 21% обладает автомобилем (по сравнению с 16% в 1994 году), 82% — холодильниками (по сравнению с 55%), 36% — телефонными аппаратами (по сравнению с 16%), половина – мобильными телефонами.(13) Потребление в текущих ценах выросло с 16 млрд.тун.дин. в 1992 году до 24 млрд.тун.дин. в 2002 году (в стабильных ценах 1990 года с 11 млрд. до 14 млрд.тун.дин. соответственно).(14)

Весьма важное значение имеет проведение правящим Демократическим конституционным объединением, выступающим с социал-демократических позиций, социально-ориентированной политики. Населению обеспечивается бесплатное начальное, среднее и высшее образование (при этом студенты вузов получают госстипендии), бесплатное медицинское обслуживание, госдотирование медикаментов. Не облагается налогами дизтопливо, используемое общественным транспортом, грузовыми автомобилями, сельхозтехникой. Все деревни в стране электрифицированы, к ним подведены асфальтированные дороги. Бедным семьям бесплатно предоставляется пакет социальных услуг. В целом покрываемые государством соцрасходы выросли с 507 тун.дин. на душу населения в 1999 году до 641 тун.дин. в 2003 году.(15)

Главной проблемой остается высокий уровень безработицы – 14% самодеятельного населения.(16) При этом 57% безработных составляют выпускники вузов, образующие восприимчивую к религиозно-возрожденческой пропаганде общественную прослойку.(17)

Вместе с тем сформировавшаяся в Тунисе после прихода к власти в 1987 году президента З.А.бен Али политическая система позволила эффективно противодействовать проявлениям исламизма и обеспечила политическую стабильность. Демократизация общественной жизни, пусть и довольно поверхностная, дает возможность недовольным политикой режима действовать легально, вступив в ряды одной из семи оппозиционных партий, порождает надежды на возможность прихода к власти конституционным путем. Важным фактором стал допуск З.А.бен Али в состав «правящего класса» представителей политической и экономической элиты Юга – региона, где в 80-е гг. интегристы пользовались наибольшей поддержкой.(18) С другой стороны, характерная для Туниса еще со времени нахождения у власти президента Х.Бургибы секуляристская идеологическая ориентация привела к заметному спаду религиозности, особенно среди городского населения.

Руководство страны проводит курс на постепенную политическую либерализацию. 20% мест в Палате депутатов и в муниципальных советах резервируются за представителями оппозиции даже в случае, если оппозиционные партии набрали в ходе выборов менее одной пятой голосов. За счет государственных субсидий обеспечивается 50% финансирования деятельности партий, в т.ч. оппозиционных, и половина их расходов на издание газет. С 1994 года президентские выборы проводятся на альтернативной основе.(19)

Осторожность тунисского руководства в осуществлении демократических преобразований объясняется в первую очередь тем, что гражданское общество в Тунисе пока еще только формируется. Учитывается и опыт Алжира, Ирака, а также Палестинских территорий, где форсированная политическая либерализация сыграла на руку исламистам.

Главная задача, которая стоит сейчас перед Тунисом в экономической сфере – адаптировать национальное хозяйство к новым условиям, которые возникнут после создания в 2008 году полномасштабной зоны свободной торговли с ЕС. Кроме того, налицо необходимость ускорить, несмотря на достигнутые успехи, переход к «информационному обществу». Что касается расчетов руководства страны на удвоение в течение 10 лет дохода на душу населения, то это потребует увеличения темпов экономического роста на 1-1,5% ежегодно. Достаточно острой останется проблема безработицы, уровень которой в лучшем случае удастся сократить к 2010 году до 10%.(20) В политической сфере режиму предстоит «пройти по лезвию бритвы» между потребностью в ускорении демократических преобразований и неготовностью к этому значительной части населения. Тем не менее опыт 50-летнего существования Туниса как независимого государства убедительно свидетельствует, что этой стране всегда удавалось найти решение встававших перед нею проблем, и это дает основания с оптимизмом смотреть не ее будущее.

1) Восток, № 6, 2004, стр.123; Le Monde, 28.03.06.

2) Le Monde, 28.03.06.

3) Le Temps, 30.03.06.

4) Аль-Араб, 30.03.06.

5) Ближний Восток и современность, выпуск 20. М., 2003, стр. 167.

6) The Middle East and North Africa. 2006. L.-N.Y., 2006, р.1107.

7) The Middle East and North Africa. 2006. L.-N.Y., 2006, р.1003.

8) Ibid., p.1008.

9) Le Renouveau, 30.03.06.

10) Le Monde, 28.03.06.

11) Восток, № 6, 2004, стр. 124.

12) Le Monde, 28.03.06.

13) Ibidem.

14) Восток, № 6, 2004, стр.124.

15) Le Monde, 28.03.06.

16) Ibidem.

17) Восток, № 6, 2004, стр.124.

18) Восток, № 6, 2004, стр.125.

19) La Presse de Tunisie, 26.03.01.

20) Le Monde, 28.03.06.

42.83MB | MySQL:87 | 0,760sec