Об экономической ситуации в Иране и мерах руководства по преодолению кризиса

Обвал курса иранского риала по отношению к доллару вызвал очередной экономический кризис в Исламской Республике Иран. Власти страны продолжают искать пути выхода из сложной ситуации, однако найти решение пока не удается. По оценкам иранского информационно-аналитического агентства Sarpoosh, если не будут приняты срочные меры, то страна столкнется с беспрецедентным кризисом. Ни один политик не может отрицать экономическое давление, оказываемое на Иран, и социальное разочарование среди граждан, и акции протестов, вспыхнувшие 25 июня в Тегеране и некоторых других городах, являются показателем настроения народа.

На встрече с должностными лицами судебных органов в Тегеране 27 июня верховный лидер ИРИ (рахбар) аятолла Али Хаменеи заявил, что создание безопасности в экономической сфере страны является одной из задач Судебной власти и добавил: «Атмосфера для работы, жизни и средств к существованию людей должна быть безопасной, а Судебная власть должна разбираться с теми, кто стремятся нарушить экономическую безопасность». Рахбар также сказал, что судебная система должна работать вместе с правительством для решения экономических проблем.

В свою очередь президент Хасан Роухани заявил, что Соединенные Штаты заплатили большую цену, покинув многостороннюю ядерную сделку с Ираном, подчеркнув, что Вашингтон «не сможет разбить иранскую нацию», прибегнув к «психологической» и «политической» войне. «Тактичная деятельность Исламской Республики заставила американцев покинуть СВПД, заплатив самую высокую цену», — сказал он.

Президент также заверил иранцев в том, что правительство может справиться с экономическим давлением, с которым страна столкнется с возвратом санкций США, являющихся частью «психологической, экономической и политической войны». «Может ли Америка сегодня использовать психологическую и экономическую и в конечном итоге политическую войну, чтобы сломить нашу нацию? Гордая нация, которая отстаивала свои ценности на протяжении всей истории, которая сопротивлялась и оставалась сильной, готова отдать свою жизнь и кровь за ислам и Иран», — сказал Х.Роухани.

Протесты, начавшиеся из-за обвала курса валюты, превратились в акции с различными лозунгами: от требований решить проблему нехватки питьевой воды в Хузестане и, особенно, Хоррамшахре и Абадане, которая в ближайшее время грозит обернуться новым кризисом пресной воды и электричества, до лозунгов «Смерть безработице» (Marg bar bikari). Именно безработица является источником социального  неблагополучия граждан Ирана. Тяжелые социальные условия привели так же к росту преступности, в частности, в том же Хузестане. В связи с этим, ряд официальных лиц видят урегулирование экономического кризиса в решении одной конкретной задачи – создании рабочих мест.

Алиреза Салари, глава судeбных органов округа (шахрестан) Фарьяб, Хормозган, подчеркнув, что экономическая безопасность в провинции должна быть улучшена, сказал: «Отсутствие судебных и правоохранительных органов в политических и фракционных вопросах, справедливое соблюдение законов во всех областях создадут чувство безопасности в обществе». По его мнению, лучшим способ сокращения социального недовольства и снижения уровня преступности заключается в урегулировании целого ряда факторов —  юридические пробелы, наркомания, безработица, нехватка ресурсов и новых возможностей в сообществе.

Для борьбы с обвалом иранского риала Центральный банк Ирана заявил, что планирует создать вторичный валютный рынок, чтобы помочь ослабить напряженность. Глава ЦБ Валиолла Сеиф сообщил журналистам 25 июня, что вторичный валютный рынок будет заниматься продажей долларов США импортерам «основных товаров» экспортерами не нефтяных продуктов.  В.Сейф заверил, что курс доллара будет таким, каким его официально установил ЦБ. Ряд новостных агентств заявили, что вторичный валютный рынок будет сформирован в течение следующей недели.

Реформистский политический активист ходжат-оль-эслам Мохсен Рахами в интервью международному шиитскому информагентству Шафакна, отметил, что необходимо рассматривать вопрос кризиса в целом, а не только проблему курса валюты. По его мнению, экономические проблемы Ирана не будут решены, пока Тегеран не начнет переговоры с Западом, в том числе с США.

Напряженность в стране рассматривается не просто как экономические сложности, но как угроза национальной безопасности. В связи с этим новоназначенный председатель комиссии по национальной безопасности и внешней политики Меджлиса Хешматолла Фалахатпише созвал экстренное заседание комиссии с участием ответственных должностных лиц для обсуждения экономического кризиса.

Фалахатпише на заседании отметил, что отчасти слабые стороны руководства привели к последним экономическим проблемам, но необходимо учитывать, что экономика для людей – это не только товары первой необходимости, но и вопрос капиталов. Он отметил, что во время принятия решений нельзя не учитывать и человеческий капитал, и предложил в процесс обсуждений и принятия решений привлекать представителей профсоюзов, чтобы обсудить ущерб и пути выхода из ситуации. По его мнению, если бы мнение профсоюзов учитывалось и ранее, то подобной ситуации в стране можно было бы избежать.

В соответствии с законом, программа развития включает пункты, связанные с международной политикой, согласно которым ежегодно Иран должен привлекать 63 млрд долларов, а Министерство иностранных дел является гарантом экономической безопасности. Как считает председатель комиссии по безопасности Меджлиса, внутренние институты должны участвовать в борьбе с коррупцией, защите границ и препятствовании росту арендных плат. «Если арендная плата будет увеличена в стране, экономика перестанет существовать, и это, безусловно, противоречит национальной безопасности», — отметил Х. Фалахатпише.

О том, что экономический кризис угрожает национальной безопасности, свидетельствует и призыв главного советника верховного лидера ИРИ по военным вопросам генерал Яхья Рахим Сафави. «Наш долг — работать в координации и синергии, чтобы помочь правительству и другим отраслям преодолеть экономические проблемы и разгромить вражеские заговоры, предполагающие ведение экономической и психологической войны», — сказал генерал. Он сказал, что попытки некоторых СМИ подорвать авторитет правительства в нынешних критических условиях противоречат национальным интересам.

Он обвинил «сатанинский треугольник» Соединенных Штатов, Израиля и Саудовской Аравии в попытке «ослабить исламский истеблишмент и разочаровать иранскую нацию». Я.Р.Сафави выразил надежду, что «иранская нация преодолеет сложные экономические условия, навязанные врагом через единство народа и государственных органов».

В процесс спасения иранской экономики включились и свободные экономические зоны. Мохсен Нариман на 16-ом заседании директоров и менеджеров в сфере культуры, туризма и свободных экономических зон, прошедшем на территории ЗСТ «Арас», отметил, что широкая бюрократическая система и земельные вопросы препятствуют достижению целей, ради которых создавались свободные зоны. Он призвал довериться руководителям зон свободой торговли и свободных экономических зон для преодоления кризиса в стране.

М.Нариман отметил, что предстоит пройти долгий путь до достижения конечных целей свободных зон, сказав: «Чтобы достичь целей, нам необходимо опираться на решения, представленные этими зонами». По его словам, проблема ЗСТ и СЭЗ заключается в создании сложностей для предпринимателей, однако, если следовать целям свободных зон, то Иран ждет очень хорошее будущее.

Управляющий ЗСТ «Арас» подчеркнул еще один фактор экономики: «С развитием туризма мы можем достичь промышленного развития, и для этого нам нужно привлекать туристов и зарабатывать деньги от внутреннего и внешнего туризма». Он отметил, что индустрия туризма — лучшая сфера для брендинга страны, а свободные зоны могут воспользоваться этим. Он добавил: «Ориентируясь на успешные в индустрии туризма страны, такие как Турция, которые имеют доход выше, чем Иран имеет от продажи нефти, мы можем институционализировать эту отрасль в стране». Изучение индустрии туризма и поиск способов заработать в этой отрасли следует рассматривать в свободных зонах, считает М.Наримам.

В свою очередь духовенство страны пытается сгладить народное недовольство и призвать народ к спокойствию. Имам пятничной молитвы в Мешхеде Сейед Ахмад Алам аль-Хади  подчеркнул: «Сегодня мы не находимся в экономическом кризисе. У нас есть экономические проблемы. Мировое высокомерие — Америка и Запад — хотят представить существующие проблемы в стране в качестве кризиса и называть это «жарким летом», но эту проблему нужно решить».

В воскресенье 1июля состоялось очередное заседания Меджлиса, на котором вновь обсуждались пути выхода из сложной экономической ситуации. На этом заседании депутат парламента Сайед Хуссейн Нагави Хосейни раскритиковал политические силы, которые в сложные для страны дни выступают против президента и правительства и требуют их отставки. Он напомнил, что правительство Хасана Роухани всегда сотрудничало с законодательной властью и являлось надежным партнером, и призвал далее сотрудничать с ним для принятия необходимых решений для выхода из кризиса, а также объединить силы всех политических партий и фракций, в соответствии с заявлением Верховного лидера.

На сегодняшний день две реформистской фракции «Надежда» и «Независимость» представили свой план выхода из кризиса, однако, программа не была утверждена большинством Меджлиса. Было принято решение создать независимую рабочую группу, которая займется пересмотром и внесением изменений в предложенную программу. Н.Хосейни отметил, что рабочая группа будет предоставлять оперативные решения в ходе текущих встреч и обзора ситуации и острых экономических проблем.

Еще два депутата Ахмад Амирабади Фарахани и  Мохаммад Дехган обратились с открытым письмом к президенту с просьбой обеспечить прозрачность в распределении иностранной валюты.

Депутат Меджлиса от Тегерана из реформистской фракции «Надежда» сейеда Фатеме Зу-оль-Кадер в интервью полуправительственному информационно-аналитическому агентству Тасним, заявила, что правительство приняло меры для контроля над валютным кризисом, но, к сожалению, с регуляторным аспектом было много проблем. По ее словам, причиной всплеска недовольства сотрудников тегеранского базара стал рост цен на мобильные телефоны, которые государство закупило с расчетом на курс доллара  по 4200 туманов (42000 риалов),  однако, дойдя до рынка, их цена в связи со изменением курса возросла, что и вызывало массовое недовольство.

Фатеме Зу-оль-Кадер также подчеркнула, что депутаты иранского парламента, осознавая всю серьезность ситуации, предпочли не поддерживать недовольства и акции в своих избирательных округах, а остаться рядом с правительством и искать решения проблем государства. Она сообщила, что на следующей неделе в заседаниях Меджлиса примут участие президент Х.Роухани и его первый заместитель Эсхак Джахангири. На этих сессиях представители исполнительной и законодательной власти обсудят все важные экономические проблемы и представят возможные варианты выхода из кризиса.

Что касается обращения 187 депутатов Меджлиса к президенту с требованием преобразовать кабинет министров, представитель Тегерана отметила, что, согласно закону, парламент может использовать свои инструменты для формирования и регулирования кабинета министров, но подчеркнула, что Хасан Роухани, как избранный народом президент и глава правительства, сам примет необходимые меры. Она выразила надежду, что на встрече с парламентариями он ответит на все имеющиеся у депутатов вопросы, связанные с экономикой.

На данный момент в качестве экстренных мер Меджлис намерен принять решение о внесении, так называемых, «карт благосостояния» на получение продуктов первой необходимости. Однако, этот закон будет принят, если правительство в ближайшие дни не представит новые законопроекты по решению экономического кризиса на рассмотрение Меджлиса, сообщил депутат Ахмад Амираабди.

Новый пакет экономических санкций США, который грозит оказаться самым тяжелым для Исламской Республики, еще не принят и не вступил в силу, однако экономика ИРИ уже претерпела серьезные потрясения на фоне угроз санкциями. Все усилия правительства Хасана Роухани по нормализации отношений с Западом на протяжении долгих лет оказались перечеркнутыми одним решением американского президента Дональда Трампа. Пока Европа намерена оставаться в СВПД и сохранить свои бизнес-интересы в Иране, однако давление США может склонить страны ЕС к пересмотру своей позиции. В случае худшего сценария развития событий, следует ожидать той картины мира и ближневосточного региона, которая была до прихода реформистского правительства Х.Роухани, открытого миру для диалога и сотрудничества.

52.21MB | MySQL:103 | 0,461sec