К вопросу о контртеррористической операции афганской армии в провинции Нангархар

Накануне афганские официальные органы, а также ведущие СМИ сообщили о якобы крупной операции контртеррористического характера против террористов «ИГ-Хоросан» в Восточном Нангархаре – одной из самых опасных и неконтролируемых пуштунских провинций страны. Афганские силы безопасности, поддерживаемые иностранными войсками, уничтожили ключевую цитадель боевиков «ИГ-Хоросан» в районе Дех Бала, также известном как Хаска Мина — в провинции Нангархар, — сообщил канал Tolo News. Армия страны объявила об уничтожении 150 бойцов «ИГ-Хоросан». Военная операция длилась, по официальной информации, десять дней. Было также заявлено, что боевики планировали нападения, теракты и рейды в Кабуле. «У них («ИГ-Хоросан» — авт.) были учебные центры. В этом месте, где мы находимся, террористы обезглавили восьмерых сотрудников пограничной службы. По-прежнему существует угроза мин в этом районе», — заявил представитель подразделения специальных сил афганской армии. «Есть еще деревни в этой местности, которые еще не очищены от боевиков «ИГ-Хоросан». Многие бежали на другую сторону линии Дюранда (то есть в Пакистан – авт.)», —  сообщил командир местной полиции. Кроме того, сообщатся, что сотни местных семей покинули свои деревни, когда «ИГ-Хоросан» пришел в эти края. По официальной информации, многие местные жители взялись за оружие и наравне с афганскими силами обороны боролись с террористами. «Они объявили эту местность — крупным центром Хоросана. Через провинцию прошли многие бойцы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России – авт.). Отсюда шло планирование многих операций в соседних провинциях», — сказал он. Военную операцию поддержали иностранные силы, которые проводили воздушные удары. Один американский генерал сказал, что ИГ планировал нападения на другие части страны именно из этого района. «Это, очевидно, сложная сеть. Они используют различные средства для общения, в частности социальные сети, а также некоторые технические средства коммуникации, но они планируют и проводят атаки, как в Кабуле, так и в Джелалабаде.  В этом районе они (ИГ – авт.) потерпели поражение в военном отношении. Однако они все еще занимают некоторые отдаленные позиции в горах», — сказал американский генерал афганским СМИ.

Теперь попробуем проанализировать вышеупомянутые заявления афганского и американского официоза. Во-первых, действительно, в провинции Нангархар есть определенное присутствие нескольких сотен,  может и тысяч боевиков, которые открыто заявляют о своей верности ИГ. Автор эти строк неоднократно писал в материалах Института Ближнего Востока о присутствии подобных боевиков. Некоторое время назад эти данные получили официальное подтверждение. Экс-командующий войсками США и НАТО, четырехзвездный генерал Джон Николсон заявил: «Как вы знаете, наши усилия по борьбе с терроризмом — это еще одна ключевая задача. Нашими двумя главными задачами остаются [борьба с] «Исламским государством – Хорасан» и «Аль-Каидой» (обе организации запрещены в России – авт.). ИГ стремится распространить свое влияние по всей стране, но в настоящее время они географически ограничены тремя областями: Джаузджан, Нангархар и Кунар», — заявил Николсон. Таким образом, нет сомнений, что в провинции есть определенное скоплении боевиков, которые не имеют отношения к «Талибану» или «Сети Хаканни» и одновременно  с этим они пуштуны, потому что ни одна другая этническая группа не способна создать хоть какое-то дееспособное объединение в сердце пуштунской Зоны племен. Скорее всего, речь идет о группе, которая по тем или иным причинам откололась от талибов и приняла решение объявить о своей членстве в ИГ. Возможно, это имело под собой определенные финансовые, а может быть, и идеологические основания. В любом случая, нужно очень четко понимать, что Нангархар находится под плотным контролем движения «Талибан». В движении могут (что всегда фиксировалось еще с 1996 года) появляться внутренняя оппозиция, которую могут переманить определенные региональные центры силы (Катар, Турция, Пакистан, Иран).

Что же касается афганского официоза и очередного громкого успеха по «уничтожение 150 террористов «ИГ-Хоросан», то эта информация не выдерживает никакой критики. Во-первых, никаких подтверждений в виде видео- или фотосъемок предоставлено не было.  Во-вторых, информация о 10-дневной контртеррористической операции появилась постфактум, то есть уже после ее завершения, что является грубым нарушением всяческого протокола и документов ООН, которые обязывают заранее осведомлять о подобного рода операциях в целях предотвращения жертв среди мирного населения. В-третьих, цифра «150 боевиков «ИГ-Хоросан»» выглядит, мягко говоря, странно и, по всей вероятности, похожа на отчет перед начальством. В-четвертых, официальные заявления о том, что местное население поддерживает официальный Кабул в борьбе против местных пуштунов, заявляющих о своей связи с «ИГ-Хороса»н, выглядит также, мягко говоря, не соответствует действительности. Местное население старается выстраивать нормальные отношения с вооруженными группами, которые имеют влияние в районе, а не с далеким и неизвестным Кабулом.  В любом случае, мы видим, что США и афганские вооруженные силы и полиция, а также специальные подразделения пытаются принимать серьезные меры против скопления боевиков в Нангархаре. Однако по сей день все действия и акции не приносили никаких серьезных результатов. Напомним, что в апреле 2017 года США сбросили крупнейшую в своем арсенале неядерную бомбу на позиции боевиков ИГ в Афганистане, в провинции Нангархар. Бомба GBU-43 длиной девять метров и весом почти 10 тонн, известная как «мать всех бомб» была сброшена на комплекс туннелей, используемых боевиками запрещенной экстремистской организации в районе Ачин в провинции Нангахар недалеко от границы с Пакистаном. Подчеркнем, что уезд Ачин и Дех Бала граничат руг с другом и заодно с Пакистаном. Однако никаких серьезных результатов эта акция не принесла, иначе афганская армия не была бы вынуждена проводить контртеррористическую операцию спустя год.

52.22MB | MySQL:103 | 0,471sec