О ситуации с блокадой воздушного сообщения Катара со стороны стран-членов саудовской коалиции

Мало освещённой, но от этого не менее значимой стороной конфликта между Катаром и саудовской коалицией представляется то, что одним из вполне осязаемых аспектов введенной против Катара блокады, является действительно блокада, в первую очередь, воздушного сообщения с эмиратом. Конечно, это не классическая блокада, предусматривающая полную изоляцию страны по примеру осажденной крепости, но, тем не менее, очень болезненная ситуация для главного вида транспорта, связывающего Катар с остальным миром – воздушного. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет солидарно закрыли свое воздушное пространство для всех самолетов Qatar Airways, и им также запрещено совершать посадки на территории этих государств. Для Катара, чья авиакомпания входит в десятку крупнейших мировых воздушных перевозчиков и позиционирует себя как глобальный оператор, успешно конкурируя с Emirates, Singapore Airlines. Qantas и другими региональными и международными гигантами, это означало, что все воздушное пространство на запад, и северо-запад, в сторону Европы, на юг и юго-запад, в сторону Африки в одночасье оказалось закрытым. Естественно, администрация гражданской авиации эмирата, возмущенная этими действиями, направила апелляцию в Международную организацию по гражданской авиации (ИКАО), прося разобраться в произошедшем. На внеочередном, 214-м заседании ИКАО были рассмотрены 2 обращения Катара о применении пункта 84 по разрешению споров, соглашения по гражданской авиации, или, так называемой Чикагской конвенции от 1944 года, касательно всех разногласий и споров, возникших между эмиратом и всеми участниками саудовской коалиции, особенно в том, что касается закрытия их воздушного пространства и запрета на посадки. Требовал Катар и применения Пункта 2 восьмой статьи Конвенции, касающегося выполнения положений о международном транзите, поскольку львиная доля возникших проблем была связана именно с пролетами над территорией стран, участников блокады.

Поскольку, никаких других особенных, чисто авиационных причин в подобном решении стран коалиции в ИКАО усмотрено не было, ИКАО решила предоставить Катару возможность выслушать его требования, которые оспаривают решения «четверки» или потребовать, чтобы эти четыре страны предприняли какие-либо действия по изменению подобной ситуации. Четыре страны, участники антикатарского альянса, в свою очередь, пришли к мнению возразить против этого решения, поскольку они считают, что ИКАО «полностью реализовала свою техническую компетенцию в рамках сотрудничества четырех стран с ее региональным офисом в Каире в ходе которого были предложены варианты замены катарских рейсов другими операторами», что было сделано «принимая во внимание самые высокие стандарты безопасности и охраны воздушного пространства в соответствии с планом действий в чрезвычайной ситуации, обсуждавшихся на сессии Совета организации в присутствии заинтересованных министров пяти государств-участников этого спора на сессии ИКАО, состоявшейся 31 июля 2017 года».

Что касается аргументирования своего решения, то, по мнению стран «четверки», оно обосновано следующим: по мнению четырех стран, суть проблемы заключается в том, что Катар постоянно нарушает все суверенные права четырех стран, включая вмешательство в их внутренние дела и поддержку терроризма, что делает этот конфликт главным образом проблемой в сфере политики безопасности, где воздушный транспорт является одной из особенно уязвимых структур. Во-вторых, страны новоиспеченной «Антанты» решили, что принятие Советом ИКАО к рассмотрению претензий стран является незаконным, поскольку оно «отклоняется от технической компетенции Организации».

На основании этой позиции, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет направили иск против решения ИКАО в Международный арбитражный суд в Гааге. Ввиду решения четырех государств обжаловать решение ИКАО в Международном суде, ИКАО вынужденно перестанет рассматривать претензии Катара до тех пор, пока решение Международного суда не будет выпущено, и если при этом воздушная блокада Катара будет продолжаться. Таковы нюансы международной юриспруденции и правоприменения. Юристы коалиции пытаются добиться от Международного арбитража решения, оправдывающего их действия и признающими требования Катара ничтожными. Заметим, аргументы их, включая обвинение Дохи в пособничестве терроризму, выглядят, мягко говоря, не очень убедительными.

Следует отметить, что постановление арбитража может определить обоснованность решения ИКАО о том, разрешать или не разрешать Катару подавать жалобы. Оно никоим образом не согласуется с требованиями страны как таковыми, с понятиями об «открытом небе» или чем-либо еще, что умаляет суверенные права четырех стран-истцов, или налагает какие-либо юридические последствия поскольку само оно не будет касаться существа спора между четырьмя странами и Катаром. Следовательно, международное право будет продолжать поддерживать четыре страны в решении закрытия их регионального воздушного пространства для самолетов Катара, и поэтому, в этом смысле, ничего не изменится.

Вся эта казуистика, однако, упускает из виду один важный момент. Апеллируя к высокому суду мотивами «террористической угрозы», которую могут нести самолеты Qatar Airways, на минуточку, официального перевозчика Чемпионата мира по футболу 2018 и будущего чемпионата, в 2022 году, как-то упускается из виду то обстоятельство, что в случае нештатной или аварийной ситуации, катарский самолет на сможет совершить вынужденную посадку на территории стран коалиции, что может поставить под угрозы сотни жизней ни в чем неповинных людей. Чем можно считать такой аспект?

Впрочем, совместное заявление стран антикатарской коалиции по итогам решения о направлении жалобы в арбитраж, пытается немного смягчить негативное впечатление от случившегося, ссориться с ИКАО, все-таки не хочется: «Несмотря на это возражение, четыре страны будут продолжать плодотворное сотрудничество с Организацией и ее государствами-членами во всех областях, относящихся к компетенции Организации. Это возражение не повлияет на силу его отношений с Организацией и ее членами и продолжение конструктивного сотрудничества с ними».

И далее: «Следует отметить, что периодические доклады Совета ИКАО подтверждают, что все технические процедуры для плана действий в чрезвычайных ситуациях были активированы и что аэронавигация над международными водами в Персидском заливе безопасна в соответствии с SARPS (требованиями по безопасности полетов) ИКАО».

Независимые эксперты полагают, что апелляции и слушания Международного арбитражного суда займут много времени, тем временем, четыре государства будут продолжать закрывать свое пространство для катарских воздушных судов неопределенно долгий срок.

Разумеется, Qatar Airways летают в обход закрытых для них стран. При этом, в прошлом финансовом году Qatar Airways понесли «большой» убыток» из-за бойкота Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта, заявил 4 июля исполнительный директор авиакомпании, при этом он   не раскрыл размер потерь.

В настоящее время рейсы Катарских авиалиний запрещены к приемке в 18 городах Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта.

Воздушная блокада в небе над Аравийским полуостровом ставить под угрозу не только жизни пассажиров, но и создает предпосылки для опасных инцидентов, придись случайно, саудовскому или катарскому самолету оказаться в запретной зоне. История воздушного сообщения в регионе содержит немало подобных примеров, когда амбиции политиков, неправильные действия спецслужб и ошибки военных обрекали на гибель сотни людей. Как будет решаться эта проблема в преддверии Чемпионата мира по футболу 2022 года сказать трудно, но, очевидно, существующее положение дел никак не способствует безопасности полетов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,476sec