Изменения в политике США после победы ХАМАСа на выборах

В последнее время на фоне сложной и взрывоопасной ситуации в Ираке, а также в связи с развитием напряженности вокруг иранской ядерной программы США стали уделять заметно меньше внимания происходящему в Палестине. Главная причина такого «пренебрежения» заключается в том, что после выборов в палестинский парламент и неожиданной победы ХАМАСа руководство США оказалось в некоторой растерянности относительно дальнейшего развития событий и заняло выжидательную позицию.

Сложившуюся ситуацию наиболее полно описал глава разведывательного сообщества Соединенных Штатов Джон Негропонте, выступивший 28 февраля 2006 года перед комитетом сената по делам вооруженных сил с ежегодным докладом: «Недавний успех ХАМАСа на выборах ознаменовал начало периода сильной неопределенности, когда президент Аббас, израильтяне и остальная часть мира пытаются решить, как вести дела с партией большинства в палестинском Законодательном совете, которая ведет террористическую деятельность и поддерживает терроризм, а также отказывается признавать Израиль или вступать с ним переговоры».

Косвенным подтверждением предположения о том, что США заняли выжидательную позицию, может служить новая Стратегия национальной безопасности США, опубликованная 16 марта. В предыдущей редакции этого документа, выпущенной в 2002 году, подход США к урегулированию палестино-израильского конфликта описан достаточно подробно, подчеркивается важность поиска путей к миру, перечисляются конкретные шаги, которые американское руководство намерено предпринять по отношению к каждой из сторон. Редакция 2006 года содержит гораздо меньше конкретной информации. Более того, когда речь заходит о Ближнем Востоке, основное внимание уделяется распространению демократии в регионе и реализации концепции «расширенного Ближнего Востока», а арабо-израильскому урегулированию посвящается всего несколько строчек. Отсутствие четких формулировок в таком важном документе, как Стратегия национальной безопасности, может свидетельствовать о том, что американское руководство пока не в состоянии сформулировать новую концепцию действий, отвечающую изменившимся условиям в регионе.

Результаты выборов в палестинский Законодательный совет вызвали в США неоднозначную реакцию. С одной стороны, американское руководство поддержало и одобрило свободное волеизъявление палестинского народа, его способность выразить свое недовольство существующим положением вещей мирными демократическими средствами. Это было воспринято как значительный положительный сдвиг на пути создания на палестинских территориях подлинно демократического общества. Однако с другой стороны, американский президент уже на следующий день после выборов, 26 января, заявил, что, пока ХАМАС отрицает право Израиля на существование и отказывается признавать ранее заключенные соглашения, он не может выступать в качестве партнера по мирному урегулированию. Президент Буш четко дал понять, что США не намерены иметь дело с политической силой, которая стремится к уничтожению их союзника в регионе: «Если ключевым элементом вашей платформы является уничтожение Израиля, это значит, что вы не партнер по мирному урегулированию».

Пока же в качестве единственного партнера для сотрудничества США рассматривают президента Аббаса, так как представители ХАМАСа, видимо, не желая портить репутацию, сами не спешили устанавливать контакты с американцами, всегда поддерживавшими Израиль. При этом 26 января из уст президента Буша даже прозвучала фактически прямая критика в адрес Махмуда Аббаса и его администрации. Речь в первую очередь шла о высоком уровне коррупции и отсутствии эффективных социальных программ: «Очевидно, что люди были недовольны сложившейся ситуацией. Люди требуют честного правительства. Людям нужны социальные службы. Они хотят иметь возможность растить своих детей в таком окружении, где они могут получить достойное образование и медицинскую помощь». Однако ввиду неуступчивости ХАМАСа и отсутствия каких-либо контактов с новым палестинским правительством к марту критика сошла на нет, а американские официальные лица стали регулярно выступать с заявлениями в поддержку Махмуда Аббаса. Например, американский представитель в Совете Безопасности ООН Джон Болтон отметил в своем выступлении 30 марта: «”Дорожная карта” накладывает обязательства на обе стороны. Мы считаем важным, чтобы в деле мирного урегулирования был партнер с палестинской стороны, и в этой связи мы приветствовали то упорство, с которым президент Аббас придерживается данного курса».

Несмотря на более чем прохладное отношение к новой партии большинства в палестинском парламенте, американское руководство не стало сжигать мосты. Всего через несколько дней после выборов, 30 января, президент Буш дал позитивный отзыв о некоторых инициативах ХАМАСа и сформулировал условия, в случае выполнения которых США готовы пересмотреть свое отношение к этой организации. Он заявил на заседании кабинета: «Вторая половина нашего послания ХАМАСу заключается в следующем: избавьтесь от вашего оружия, откажитесь от терроризма, выполняйте свои обещания, данные населению палестинских территорий. Послушайте, эти парни провели кампанию под лозунгами «Мы собираемся избавиться от коррупции» и «Мы обеспечим людям социальное обслуживание», и это позитивно. Но что не позитивно, так это то, что в их платформе есть элементы, которые сделают для них невозможным выступать в роли мирного партнера».

В марте американские дипломаты продолжали заявлять, что отношение Соединенных Штатов к ХАМАСу будет зависеть от тех шагов, которые предпримет эта организация после формирования нового правительства. При этом они подчеркивали, что ХАМАС пока никак не подтвердил свою готовность к сотрудничеству. Здесь уместно сослаться на выступление Джона Болтона, постоянного представителя США в Совете Безопасности ООН, сделанное 30 марта 2006 года, на следующий день после того, как новое палестинское правительство, сформированное ХАМАСом, было приведено к присяге: «Мы продолжим судить о ХАМАСе по его действиям, а не по его высказываниям. Пока мы не видели ничего, что заставило бы нас изменить нашу позицию по отношению к ХАМАСу, организации, признанной законодательством США террористической, несущей ответственность за гибель сотен невинных гражданских лиц, бывшей долгое время противником мира в регионе и нанесшей вред стремлению палестинцев к созданию собственного государства».

Несмотря на достаточно жесткий тон заявления Джона Болтона, в нем еще можно было усмотреть готовность США при определенных условиях пойти на установление контактов с новым палестинским правительством. Посол Болтон также отметил обеспокоенность Соединенных Штатов в связи с тем, что после формирования нового палестинского правительства американский координатор в сфере безопасности генерал Дэйтон не сможет выполнять свои функции по обеспечению взаимодействия между силовыми структурами Израиля и ПНА. В отсутствие такого взаимодействия противодействие террористическим вылазкам будет серьезно затруднено. Необходимо, однако, отметить, что миссия генерала Дэйтона была сохранена, по-видимому, в расчете на скорое установление отношений с новым правительством ПНА.

В качестве жеста доброй воли США продолжили оказывать палестинцам гуманитарную помощь и даже увеличили ее объем: «Соединенные Штаты продолжают уделять внимание гуманитарным потребностям палестинского народа, и так будет в дальнейшем. Мы уверены, что для людей на палестинских территориях важно иметь шанс жить в спокойствии, безопасности и достатке». Американское руководство приняло решение об увеличении предоставляемой гуманитарной помощи на 57%, до 245 миллионов долларов. Было также решено предоставить 42 миллиона долларов для развития гражданского общества на палестинских территориях. В то же время в качестве меры давления на ХАМАС американская администрация прекратила помощь палестинскому правительству и министерствам: «Поскольку новое палестинское правительство, руководимое ХАМАСом, не согласилось с предложенными «квартетом» посредников принципами отказа от насилия, признания Израиля и уважения прежних договоренностей между сторонами, Соединенные Штаты временно прекращают оказание помощи палестинскому кабинету и министерствам».

Ситуация резко осложнилась после 17 апреля, когда ХАМАС заявил, что теракт в Тель-Авиве, унесший жизни девяти израильтян, является лишь «актом самообороны» со стороны палестинцев. Это привело к тому, что США вообще отказались иметь дело с правительством, сформированным ХАМАСом, и потребовали от мирового сообщества оказать давление на палестинские власти: «Поддержка террористических актов официальными лицами палестинского кабинета министров, несомненно, скажется на отношениях между ПНА и всеми государствами, стремящимися к миру на Ближнем Востоке. Любое палестинское правительство, которое поощряет и допускает террор против невинных мужчин, женщин и детей, не только осуществляет эскалацию насилия против израильтян, но и наносит огромный вред интересам палестинского народа, обеспечивая его дальнейшую изоляцию. Мы повторяем, что Соединенные Штаты не будут контактировать с правительством, созданным ХАМАСом, и призываем все государства потребовать, чтобы оно прекратило поддержку террора».

К началу мая американское руководство несколько смягчило свою позицию в отношении ХАМАСа, лидерам которого вновь дали понять, что установление двусторонних контактов и начало сотрудничества возможны при условии выполнения ряда требований. Госсекретарь Кондолиза Райс, выступая 1 мая на совместной конференции со спецпредставителем «квартета» посредников по ближневосточному урегулированию Джеймсом Вулфенсоном, заявила: «Мы продолжаем надеяться, что ХАМАС серьезно отнесется к воле международного сообщества и выполнит минимальные условия для взаимодействия с партнером, которые установил «квартет». И если эти политические условия будут созданы, тогда, возможно, мы сможем двигаться вперед».

Таким образом, становится очевидно, что в связи со значительными изменениями, произошедшими в ПНА в результате парламентских выборов, от США потребуются дополнительные усилия по созданию благоприятных условий для осуществления палестино-израильского диалога, и дальнейшая стратегия американского руководства на данном направлении будет зависеть от того, удастся ли наладить контакты с новым правительством ПНА и убедить его отойти от радикальных позиций. Пока же, судя по заявлениям и действиям американских официальных лиц, США не оставили надежд на позитивное развитие ситуации и сигнализируют ХАМАСу о готовности к сотрудничеству при условии выполнения им требований международного сообщества. Тем более что отсутствие прогресса в деле урегулирования палестино-израильского конфликта по-прежнему остается одним из факторов, мешающих стабилизации региона и претворению в жизнь концепции расширенного Ближнего Востока, на которую нынешняя американская администрация возлагает большие надежды. Нерешенность палестинского вопроса также является одним из источников негативного отношения населения арабских стран к США, что отрицательно сказывается на их позициях на Ближнем Востоке.

62.87MB | MySQL:102 | 0,506sec