О региональном правительстве Иракского Курдистана

7 мая 2006 года парламент Иракского (Южного) Курдистана одобрил состав единого Регионального правительства Курдистана (РегПК). Фактически начался реальный процесс полномасштабного объединения двух обособленных властных структур Южного Курдистана — правительства в Эрбиле (ДПК) и правительства в Сулеймании (ПСК).

Несмотря на незавершенность процесса объединения в самом Южном Курдистане, для внешнего мира создание единой легитимной власти в Курдистане уже состоялось. О важности этого события с международно-политической точки зрения говорит и факт присутствия на церемонии объединения правительства посла США в Ираке Залмая Халилзада (он стал частым гостем в Курдистане), в своем выступлении после присяги нового правительства высоко оценившего процесс объединения двух курдских администраций, представителей Великобритании, Китая, Южной Кореи, России, Чехии, Индии, ООН.

Премьер-министром стал Нечирван Барзани — одна из самых влиятельных фигур современного Курдистана. Если составлять рейтинг политического влияния в современном Курдистане, Нечирван Барзани занял бы в нем сегодня третье место после президента Курдистана Масуда Барзани и президента Ирака Джалала Талабани. При этом, с точки зрения положительных оценок, Нечирван Барзани скорее всего занял бы второе место после Масуда Барзани.

Н. Барзани является одним из самых ярких представителей курдистанской власти новой формации, и почти ни у кого нет сомнений, что в перспективе он будет главой Курдистана.

Нечирван Барзани родился 21 сентября 1966 года в местечке Барзан провинции Эрбиль. Внук легендарного курдского лидера Мустафы Барзани, сын Идриса Барзани, женат на дочери Масуда Барзани — Небиле. Имеет двоих детей. В 1973 году пошел в начальную школу в деревне Дилман, зимней базе Мустафы Барзани. В 1974 году переехал в город Нехеде иранской провинции Западный Азербайджан (Иранский Курдистан), а после поражения курдского восстания весной 1975 года — в город Карадж близ Тегерана. С 1984 года — студент факультета политологии Тегеранского университета.

С юношеского возраста вместе с отцом и Масудом Барзани участвовал в курдском освободительном движении. После скоропостижной смерти его отца в 1987 году от сердечного приступа бросил учебу в университете и активно включился в курдское движение. Следует отметить, что Идрис Барзани был одним из самых заметных участников курдском национально-освободительного движения 70 – 80-х годов. Он являлся одной из ключевых фигур на переговорах в Багдаде с иракскими властями по вопросу о курдской автономии в 1970 году. Во второй половине 70-х годов после поражения курдского освободительного движения, в результате которого ДПК оказалась в глубочайшем кризисе (а легендарный Мустафа Барзани, фактически отошедший от дел в Курдистане, в 1979 году скончался в США), вместе с Масудом Барзани восстановил мощь ДПК.

В 1989 году на Х съезде ДПК Нечирван Барзани был избран в руководство партии. В 1993 году на XI съезде и в 1999 году на XII съезде партии переизбран в руководство ДПК. Во время восстания 1991 года вошел в Сулейманию в качестве руководителя восставших войск. В конце 1991 – начале 1992 года во время переговоров Масуда Барзани в Багдаде с иракскими властями фактически руководил ДПК в Курдистане. В октябре 1996 года был назначен вице-премьером, в декабре 1999 года — премьер-министром Регионального правительства Курдистана в Эрбиле. Кроме родного курдского владеет персидским, а также арабским и английским языками. Примечательно, что согласно данным РегПК, он в совершенстве (fluent) владеет, естественно, курдским, а также персидским, а арабский и английский знает на рабочем уровне (working knowledge). Увлечения — курдская и персидская поэзия.

Вице-премьером стал бывший глава Регионального правительства Курдистана [в Сулеймании].

Формированию правительства предшествовали длительные переговоры, и лишь 7 января 2006 года Масуд Барзани и Джалал Талабани объявили о создании нового правительства. 21 января М. Барзани и Дж. Талабани в качестве глав ДПК и ПСК подписали Соглашение об объединенном правительстве. Основные пункты этого соглашения:

1. Будет создан пост вице-президента Курдистана, который будет также заместителем командующего силами пешмерга.

2. Спикером парламента будет представитель ПСК (в 2005 году спикером был избран представитель ПСК Аднан Муфти), а премьер-министром — представитель ДПК. После следующих выборов в парламент Курдистана в 2007 году, на которые ДПК и ПСК также пойдут единым блоком, пост спикера перейдет к ДПК, а премьера — к ПСК. При отсрочке выборов ротация премьера и спикера будет проведена в любом случае через два года.

3. Были распределены министерства.

4. Министерства финансов, по делам пешмерга (обороны), юстиции и внутренних дел должны быть объединены в течение одного года. Эти четыре министерства до того момента, как они будут объединены, будут иметь и министра из состава объединенного кабинета, и регионального министра для дел, связанных с этим регионом. Каждый министр будет нести ответственность за ту часть министерства, которая сейчас находится под его контролем.

5. В 2006 году бюджеты не объединяются. Единый бюджет будет принят на 2007 год.

6. Будет осуществляться программа деполитизации полиции и служб безопасности.

Хотя сразу же после подписания соглашения в законы о президенте и Совете министров были внесены соответствующие изменения, до сих пор не определен круг полномочий, которыми президент Курдистана должен поделиться со своим заместителем.

Кроме того, в связи с тем, что важнейшие четыре министерства объединены лишь формально, а фактически остаются разделенными, а также, и это главное, что бюджеты исполняются в разделенном виде, существует опасность того, что объединение этих министерств и бюджетов может и не произойти в установленные сроки, как это уже неоднократно случалось. ПСК под различными предлогами может попытаться оттягивать реализацию этого процесса.

Число министерств было увеличено в два раза. Для удовлетворения амбиций и требований всех политических групп было принято решение о создании огромного кабинета министров, состоящего из 42 членов. Девять членов правительства являются обычными госминистрами (министрами без портфеля), четыре госминистра (по делам пешмерга, финансов, юстиции и внутренних дел) фактически остаются на переходный период министрами в соответствующих областях в «старых» регионах.

ДПК получила посты министров финансов, по делам пешмерга (обороны), высшего образования и научных исследований, сельского хозяйства, по делам погибших и жертв Анфаля, культуры, электроэнергетики, природных ресурсов, муниципалитетов, спорта и молодежи, территорий за пределами региона; ПСК — МВД, юстиции, образования, здравоохранения, социальных дел, религий, водных ресурсов, транспорта, реконструкции и жилищного строительства, планирования, по правам человека. Исламский союз Курдистана получил министерство торговли, представитель туркоман — пост министра промышленности, ассирийцев — министра туризма, компартии — министра коммуникаций, Исламская группа Курдистана — пост министра окружающей среды. Исламский союз Курдистана, туркоманы, ассирийцы, Социалистическая партия, курды-езиды и курды-фейли получили также посты госминистров. В числе 42 министров три женщины (из ПСК ни одной женщины).

Увеличение численности министерств произошло в основном за счет разделения некоторых министерств. Важнейшим изменением стало создание совершенно нового по функциям ведомства — министерства по делам территорий за пределами региона. Основным направлением деятельности указанного министерства будет работа по присоединению к Курдистану курдских районов, в настоящее время не входящих в его административно-территориальные границы (Киркук, Ханекин, Мандали, районы восточнее Мосула).

Безусловно, в значительной степени это правительство — результат компромисса стадии объединения, а не правительство технократов, в котором остро нуждается Курдистан.

Примечательно, что, если ранее по закону министр должен быть иметь высшее образование (не ниже степени бакалавра), то в новой редакции закона это условие отсутствует, поскольку министром может являться политическая фигура, в том числе и из бывших полевых командиров. Высшее образование и стаж работы по специальности должен иметь заместитель министра.

Состав правительства был одобрен курдским парламентом в течение 20 минут. Примечательно, что, по некоторым данным, значительная часть депутатов до последнего времени не имели поименный состав правительства, по которому предстояло голосование. Кроме того, голосование было открытым, хотя несколькими днями ранее 52 депутата проголосовали против открытого голосования и за тайное голосование.

При формировании нового единого РегПК все стороны были единодушны в том, что это правительство является пятым правительством. Таким образом, подчеркивается преемственность этого правительства со всеми предыдущими «эрбильскими администрациями» (первое и второе объединенные правительства 1992 г. и 1992 г., третье и четвертое РегПК в Эрбиле 1996 г. и 1999 г.).

Приложение: состав объединенного Регионального правительства Курдистана
1. Нечирван Барзани — председатель Совета министров
2. Омер Фатах Хусейн — заместитель председателя Совета министров
3. Осман Хаджи Махмуд — министр внутренних дел
4. Абдул Карим Султан Синджари — государственный министр внутренних дел
5. Саркис Агаджан Маменду — министр финансов
6. Байиз Саид Мохаммад — государственный министр финансов
7. Фарук Джамил Садык — министр юстиции
8. Азад Изаддин Мала Афанди — государственный министр юстиции
9. Омар Осман Ибрагим — министр по делам пешмерга
10. Джафар Мустафа Али — государственный министр по делам пешмерга
11. Бурхан Саид Софи — министр транспорта
12. Дилшад Абдул Рахман Мохаммад — министр образования
13. Д-р Абдул Рахман Осман Юнис — министр здравоохранения
14. Аднан Мохаммад Кадыр — министр по социальным делам
15. Мохаммад Ахмад Саид Шакали — министр по делам религий
16. Тахсин Кадыр Али — министр водных ресурсов
17. Имад Ахмад Тайфур — министр реконструкции и жилищного строительства
18. Осман Исмаил Хасан — министр планирования
19. Юсиф Мохаммад Азиз — министр по правам человека
20. Д-р Идрис Хади Салих — министр высшего образования и научных исследований
21. Абдулазиз Тайиб — министр сельского хозяйства
22. Чинар Саад Абдулла — министр по делам погибших (мучеников) и жертв Анфаля
23. Фалакаддин Какайи — министр культуры
24. Хошияр Абдул Рахман Сивайли — министр электроэнергетики
25. Д-р Ашти Хаврами — министр природных ресурсов
26. Назанин Мохаммад Васо — министр по делам муниципалитетов
27. Таха Абдурахман Али — министр спорта и молодежи
28. Д-р Мохаммад Ихсан — министр по делам территорий за пределами региона [Курдистан]
29. Мохаммад Рауф Мохаммад — министр торговли
30. Видад Хуршид Осман — министр промышленности
31. Дара Мохаммад Амин — министр окружающей среды
32. Намруд Башир — министр туризма
33. Хайдар Шейх Али — министр коммуникаций
34. Абубукир Али — государственный министр
35. Д-р Джихан Касым — государственный министр
36. Джордж Юсиф Мансур — государственный министр
37. Халил Саид Касым — государственный министр
38. Мохаммад Хаджи Махмуд – государственный министр
39. Махмуд Идо — государственный министр
40. Мадхат Мандалави — государственный министр
41. Саад Халил Мохаммад Амин — государственный министр
42. Абдул Латиф Бандар Оглу — государственный министр

52.23MB | MySQL:103 | 0,454sec