Об иранских откликах на новое предложение «Евротройки»

Разработанный «евротройкой» обновленный вариант всеобъемлющего плана по урегулированию иранской ядерной проблемы (был отвергнут Тегераном в августе 2005 г.) под рабочим названием «Возможные элементы предложения Ирану» вскоре будет обсуждаться в полномасштабном формате «шестерки» (с участием представителей России, КНР, США). Однако просочившиеся в открытую прессу положения европейского предложения уже активно комментируются, в том числе со стороны иранской политической элиты.

По первым признакам, отношение руководства ИРИ к новой европейской инициативе, призванной притормозить неблагоприятное для Тегерана развитие процесса обсуждения иранской проблематики в рамках СБ ООН, в частности, избежать принятия резолюции о санкциях и других недипломатических мерах воздействия, весьма скептическое. Складывается впечатление, что в Тегеране новые «европредложения» не приемлют в принципе и ищут удобную форму отказа от «навязываемых» дивидендов: президент ИРИ М.Ахмадинежад упредительно заявил, что «не променяет иранское золото на европейский шоколад» (в своем проекте «евротройка» подтверждает от имени мирового сообщества готовность оказать поддержку по развитию в Иране мирной ядерной энергетики, в т.ч. по созданию в стране новых легководных реакторов через формат совместных предприятий) . Но главным рупором отрицания европейского плана выступил глава МИД ИРИ М.Моттаки, заявивший что Иран «никогда не откажется от права на обогащение урана, даже если его ядерное досье будет отозвано из Совета Безопасности ООН». Как известно, в проекте «евротройки» предусмотрен пункт о приостановке обсуждения иранского досье в СБ ООН с момента возобновления переговорного процесса.

К отрицанию европейского проекта в последнее время присоединился и иранский парламент. В то же время, в меджлисе по новой инициативе «евротройки» до сих пор не сложилось однозначного мнения.

Одна группа депутатов от консервативного большинства полагает, что проект «евротройки», ангажированный в качестве «последнего шанса Ирана» избежать резолюции Совета Безопасности ООН, задуман американцами. Именно США, полагают они, сыграли главную роль в разработке этих предложений, рассчитывая таким образом спровоцировать Тегеран на отказ и в итоге сломить сопротивление России и КНР в Совете Безопасности ООН. В частности, заместитель председателя парламентской Комиссии по внешней политике и национальной безопасности М.Рудаки не видит в последнем проекте европейцев ничего нового. Он называет его «несправедливым» и «нелогичным». Европейцы, считает он, всегда шли в иранском вопросе на поводу у американцев и, выступая в роли посредников в ирано-американском противостоянии, часто использовались Вашингтоном в его корыстных интересах. Германия, например, недавно смогла осознать «свое заблуждение» и занять самостоятельную позицию в иранском вопросе. В то же время Франция, по словам депутата, так и не вняла «советам» Тегерана и продолжает ошибочно следовать американской линии, не имея собственных суждений по Ирану. Это любопытное высказывание М.Рудаки очевидно направлено на вбивание клина между союзниками по «евротройке». В аналогичном ключе М.Рудаки комментирует политику России, призывая Москву озвучить собственную позицию «о легитимности иранской программы». По его словам, «в отношениях с Россией Тегеран неоднократно сталкивался с недружелюбием и недоверием». Очевидно, что весь набор провокационных высказываний М.Рудаки укладывается в стратегическую линию на раскол мирового сообщества по иранскому вопросу с целью выиграть дополнительное время.

Совершенно противоположного мнения придерживаются некоторые другие члены данной Комиссии. Они полагают, что Тегерану не следует отказываться от европейского предложения, которое может способствовать урегулированию комплекса старых проблем, связанных с наложенными на Иран санкциями. Отказ от этого предложения, уверены они, будет исключительно на пользу американцам. В частности, депутат Г.Алихани считает совершенно необходимым принять европейский компромисс в качестве укрепления атмосферы доверия и для создания прочной базы для урегулирования ядерной проблемы. Такой шаг, по его словам, станет «логичным» и также будет содействовать постепенному выходу из тупика в ирано-американских отношениях, в частности – станет первым в старте переговоров между Тегераном и Вашингтоном. По мнению этого члена Комиссии по внешней политике и национальной безопасности, европейцы не собираются отнимать у Ирана его право на ядерную программу, а лишь предлагают ее приостановить и начать переговорный процесс. Поэтому, резюмирует Г.Алихани, предложение «евротройки» — наилучший шанс для Тегерана в складывающейся непростой ситуации. Тем более, считает он, алгоритм шагов России и КНР демонстрирует, что в конечном итоге обе эти страны всё равно будут действовать в интересах Запада.

С интересную позицию занял еще один член Комиссии по внешней политике и национальной безопасности Р.Джалали-Джафари. Он заявил, что Тегерану не следует внимательно изучать европейское предложение, которое по охвату поставленных задач выходит за рамки Договора о нераспространении ядерного оружия. Он предложил другую конструктивную идею: поскольку в настоящее время в Иране строится лишь один блок АЭС в Бушере, топливо для которого в соответствии с обязательствами должна будет поставлять Россия, то на сегодня необходимости в промышленном обогащении урана не имеется. Это означает, что на нынешнем этапе Тегеран мог бы ограничиться лишь научно-исследовательскими работами и обогащением в лабораторных масштабах до тех пор, пока не возникнет реальной потребности в ядерном топливе.

На фоне двух образовавшихся в парламенте полюсов обозначилось третье, более взвешенное мнение: некоторые депутаты назвали модифицированную европейскую инициативу «существенным шагом вперед навстречу иранским требованиям и пожеланиям». Тем не менее, как заявил парламентарий Дж.Джахангири, между реальным правом Ирана на мирную ядерную энергетику и новым проектом «евротройки» все еще имеется «глубокая пропасть» и в Брюсселе должны попытаться ее сократить. Тем не менее, по словам Дж.Джахангири, европейское предложение «может быть принято к рассмотрению». Иными словами, эта группа депутатов предлагает продолжить характерную для иранской дипломатии тактику лавирования: от предложения не отказываться, но и не принимать его сразу, выторговывая максимум дополнительных дивидендов. Будет ли такая тактика и впредь конструктивной, сказать сложно. Но уже сейчас Вашингтон дает понять, что он со своей стороны такое лавирование не приемлет. В частности, в контексте презентации европейских предложений американская администрация моментально оговорилась, что не предоставит Тегерану в контексте этой инициативы никаких гарантий безопасности и политических гарантий. Это означает, что жесткий курс против нынешнего иранского режима в Белом доме менять не намерены, даже невзирая на то, что Тегеран может пойти на определенные уступки.

Свое мнение о новом проекте «евротройки» имеют представители Собрания экспертов – одного из ключевых органов исламской системы власти, назначающего Верховного лидера (первое лицо иранского государства). В целом оно сводится к критике и отрицанию европейских предложений. Так, член Собрания экспертов Х.Хашемзаде считает новую инициативу европейцев «повторением» предыдущих предложений и квалифицирует ее как «весьма опасную» для иранских интересов. Она, по его мнению, преследует особую цель: убедить Россию и КНР в том, что избранная ими «мягкая линия» в отношении Тегерана непродуктивна и не приносит никаких результатов. В целом, Запад стремится постепенно изолировать Иран, сколачивая против него коалицию, полагает иранский клерикал. Задача эта не срочная, но она выполняется постепенно и последовательно. В любом случае, считает он, предлагаемая европейцами мирная инициатива в том виде, в котором она подается Тегерану – «хуже войны». Правительству не следует соглашаться, а необходимо проводить более активную дипломатическую линию на мировой арене, исходя из понимания, что каждая страна преследует свой национальный интерес, поэтому полагаться можно только на самого себя.

Таким образом, судя по реакции иранской политической элиты, новое предложение «евротройки» по урегулированию иранской проблемы, которое, к слову сказать, еще не получило окончательного оформления и официально Тегерану представлено не было, по всей видимости ожидает провал. По крайней мере, в его нынешнем виде 4-страничный европейский проект для Тегерана является неприемлемым. В Иране считают, что за этим европейским планом стоят США и усматривают в нем попытку привлечь на свою сторону двух членов СБ ООН (Россия и КНР), препятствующих усилению политического давления на Тегеран, в том числе посредством наложения на него санкций через механизмы ООН. В какой форме европейские предложения будут отвергнуты – лишь вопрос времени и текущей конъюнктуры. Если категорический отказ от предложений «евротройки» будет иметь для иранского руководства отрицательные последствия (например, ослабит поддержку со стороны Москвы или Пекина), то Тегеран будет отказываться от них постепенно: сначала согласится принять документ к рассмотрению, а затем будет лавировать и уходить от прямых ответов. Это позволит ему выторговать новую отсрочку, а возможно – добиться новых дивидендов. Не исключено, однако, что власти в Тегеране могут поставить и свое условие: Иран принимает новую европейскую инициативу, но лишь с одной корректировкой – он может сохранить за собой право на научно-исследовательские работы в области обогащения. Однако США и ЕС вряд ли к нему прислушаются, т.к. требуют полного моратория на все виды программной деятельности Ирана в области атомной энергетики.

52.25MB | MySQL:103 | 0,799sec