Египетский аспект
Китайские специалисты отмечают, что при рассмотрении процесса развития ракетного вооружения ВС Пакистана необходимо учитывать, что появление ракет у официального Исламабада стало возможным благодаря военно-политическим контактам президента Пакистана Мухаммеда Айюба Хана с Президентом Арабской Республики Египет Гамалем Абдель Насером, который после окончания войны за Суэцкий канал в 1956 г. пригласил к себе немецких конструкторов ракетной техники.
В целях обеспечения скрытности от израильской разведки все работы по созданию ракетного вооружения и вспомогательных систем проводили на юге Египта в городе Альван, где был построен новый завод. В 1959 г. президент АРЕ направил приглашение руководителю Пакистана посетить новое военное предприятие, поскольку полагал, что именно официальный Исламабад станет балансиром в противостоянии с Израилем.
Как известно Президент Пакистана М.А.Хан посетил указанное предприятие и по результатам поездки был подписан контракт на поставку шести баллистических ракет «Рамзес 4-й», которые представляли собой модернизированную версию немецкой V-2.
Следует отметить, что в рамках подготовки к реализации национальной программы создания ракетного вооружения президент Пакистана М.А.Хан санкционировал в 1961 г. создание Совета по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы (англ.аббревиатура SUPARCO). Для выполнения всего комплекса работ был построен ракетный завод, предприятие по выпуску контрольно-измерительной аппаратуры и выделен район на побережье для мишенного полигона.
Следует отметить, что к 1967 г. специальные службы Израиля собрали всю необходимую информацию о немецких конструкторах в Египте и связи Каира с Исламабадом в области ракетной техники. Арест немецких конструкторов и остановка работ в Египте серьезно осложнили процесс развития ракетного вооружения в Пакистане, однако уже в 1985 г. французская аэрокосмическая корпорация (впоследствии EADS) поставила официальному Исламабаду партию твердотопливных одноступенчатых ракет «Эриден», предназначенных для проведения исследований ближнего космоса.
Именно эти поставки позволили пакистанским конструкторам ознакомится с разработками западных специалистов в области жаропрочных материалов для корпусов ракет.
В результате проведенной работы, к 1989 г. пакистанские конструкторы передали на испытания первую баллистическую ракету с твердотопливным двигателем под обозначением «Хатф-1» (по классификации ВС НАТО). Известно, что первые пуски были проведены со стационарных наклонных направляющих британского производства, однако впоследствии пакистанские специалисты разместили ракету на подвижной грунтовой пусковой установке МАЗ-543 (получены из Украины).
В результате испытаний «Хатф-1» было установлено, что ракета имеет крайне низкую точность – коэффициент вероятного отклонения (КВО) составлял 500 м. Данное обстоятельство не удовлетворяло требованиям пакистанских военных. После внесения некоторых изменений в конструкцию двигательной схемы и системы наведения были созданы ракеты «Хатф-1А» и «Хатф-1Б», которые благодаря дополнительным стартовым ускорителям стали достигать дальности 100 км, а КВО было уменьшено до 200 м.
Благодаря опыту полученному при создании «Хатф-1», пакистанские специалисты в 1987 г. приступили к созданию новой ракеты – «Хатф-2» (в ВС Пакистана принята под обозначениями «Шадоз»/«Абдали»). Первые сообщения об этой ракете американские спецслужбы получили от агентуры, действовавшей в районе города Равалпинди.
По данным китайских источников, первая модификация «Хатф-2» имела длину 9,75 м, диаметр корпуса 0,56 м и при стартовой массе 3000 кг, полезная нагрузка составляла 500 кг, что позволяло достичь максимальной дальности пуска 300 км, а при уменьшении массы боевой части данный показатель можно было увеличить до 450 км. Однако из-за больших массо-габаритных показателей данный вариант ракеты был признан неудачным еще в 1994 г. и пакистанские конструкторы продолжили работу.
В 1997 г. проект «Хатф-2» был возобновлен благодаря поставкам комплектующих из КНР и в результате пакистанские специалисты смогли создать ракету, которая при длине 6,5 м, диаметре корпуса 0,56 м, имела стартовую массу 1750 кг. и позволяла доставлять БЧ массой 250-450 кг. на дальность от 40 до 200 км. КВО данной ракеты варьируется от 30 до 150 м в зависимости от системы наведения.
Северокорейский аспект
Как отмечают китайские специалисты, к началу 1990-х гг. пакистанские конструкторы вполне сформировали необходимые компетенции и были готовы к дальнейшему развитию ракетной техники. В этой связи следует отметить, что по решению премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто (на заседании Совета по Обороне от 15.05.1993 г.) Совет по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы был подчинен Совету по ядерной энергии Пакистана, который также взаимодействовал с Корпорацией национального развития.
Руководитель Пакистана предложила развивать ядерные и ракетные технологии одновременно с тем, чтобы добиться наибольшего эффекта для национальной обороны. Три организации приступили к реализации программы по созданию ракетно-ядерного щита государства, руководствуясь принципом «Многосторонняя конкуренция и одновременная постановка на вооружение».
Благодаря официальному визиту Беназир Бхутто в КНДР, который состоялся в декабре 1993 г. пакистанские ракетостроители и разработчики специальных боеприпасов (в составе делегации был «отец ядерной программы Пакистана» Абдул Кадир Хан) смогли ознакомится с разработками северокорейских специалистов. Представителей Совета по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы заинтересовали баллистические ракеты средней дальности типа «Нодон-1», которые пакистанские конструкторы получили в обмен на некоторые ядерные разработки лаборатории имени Абдул Кадир Хана (англ. аббревиатура KRL).
В результате пакистанская сторона в период с 1994 по 1997 гг. получила из КНДР от 5 до 12 БРСД «Нодон-1», которые в сочетании с советскими «Скад-Б» стали основой для разработки ракеты под обозначением «Гхаури-1». По данным американских источников, КНДР передала в Пакистан сборочную линию ракет «Нодон-1».
Первый испытательный пуск «Гхаури-1» был проведен 6 апреля 1998 г. с мишенного полигона «Марут» (по другим данным Jhelum) в северо-восточной части Пакистана, что позволило проверить характеристики ракеты, которая за 10 минут достигла высоты в 350 км. и преодолела 1000 км. После нескольких успешных пусков, ракеты «Гхаури-1» были приняты на вооружение и поставлены в (12 января 2003 г.) 47-ю артиллерийскую бригаду специального назначения СВ ВС Пакистана.
По данным китайских источников, бригада состоит из 8 дивизионов, по 6 буксируемых пусковых установок в каждом. Известно, что в качестве тягачей для ПУ служат коммерческие грузовые автомобили марки «Мицубиси», что обусловлено надежностью, простотой в эксплуатации и доступностью сменно-запасных частей.
В отношении БР «Гхаури-1» (по классификации ВС НАТО «Хатф-5») известно, что она имеет длину 15,9 м, диаметр корпуса 1,35 м, стартовую массу 15850 кг, при этом ракета позволяет доставлять к цели боевую часть массой до 1200 кг. Вертикальную, горизонтальную стабилизацию и измерение скорости обеспечивают три гироскопа, что позволяет обеспечить КВО 250 м, при пуске на дальность 1500 км.
В качестве снаряжения могут быть использованы фугасные, химические и ядерные головные части. Мощность последних может варьироваться от 150 до 300 килотонн в тротиловом эквиваленте. По данным китайских обозревателей, при уменьшении массы ГЧ возрастает дальность пуска.
Так, при массе ГЧ 1200 кг максимальная дальность пуска составляет 1300, при массе 1000 кг дальность увеличивается до 1500 км, а при нагрузке 800 кг ракета может достичь дальности 1700 км. При последнем показателе и в случае пуска ракет с территории штата Кашмир в зоне поражения оказывается вся северная часть Индии и Нью-Дели.
Известно, что в ходе межвидовых учений ВС Пакистана «Высокая четкость 2005» подразделения СВ выполнили пуски 15 (под другим данным 20) ракет «Гхаури-1» в целях подтверждения возможности нанесения серьезных разрушений долговременным подземным укрепленным пунктам вероятного противника.
В качестве силовой установки используются жидкотопливный двигатель, топливом для которых является смесь из азотного окислителя (АК-271) и авиационного керосина под обозначением ТМ-185. Суммарная масса топлива составляет 12200 кг. Продолжительность работы двигателя составляет 110 секунд. Китайские специалисты отмечают, что «Гхаури-1» это первая модель жидкотопливной ракеты, принятой на вооружение ВС Пакистана.
По данным китайских источников, пакистанские специалисты в продолжении тематики жидкотопливных ракет разработали более тяжелую БР под обозначением «Гхаури-2», с максимальной дальностью пуска 2000 км. Известно, что испытательные пуски данных ракет были проведены 14 апреля 1999 и в мае 2002 г. По результатам было принято решение о принятии «Гхаури-2» на вооружение и передачу партии ракет в 47-ю артиллерийскую бригаду СВ ВС Пакистана.
В дополнение к вышесказанному представляется возможным сообщить, что северокорейские и пакистанские ракетостроители сотрудничали в рамках проекта по созданию жидкотопливной БР «Гхаури-3», с дальностью пуска 3000 км, за основу которой была принята северокорейская ракета «Тэпходон».
Китайский аспект
Следует отметить, что одновременно с работами над «Гхаури-1» пакистанские специалисты тесно сотрудничали с китайскими разработчиками ракетного вооружения. Согласно соглашению между Исламабадом и Пекином о поставках оперативно-тактических ракет (ОТР), которое было подписано еще в 1980 г. пакистанские конструкторы в течение 10 лет получали отдельные компоненты ОТР «Дунэфн-11» (экспортное обозначение М-11, по классификации ВС НАТО CSS-7).
Одновременно, при содействии китайских специалистов в провинции Пенджаб (в 40 км. от г.Атток) был построен новый завод Fatehjang по изготовлению ракет. В период с 1990 по 1992 гг. КНР поставила в Пакистан 30 ОТР «Дунфэн-11» (всего было передано 80 ракет). Специальные службы США зафиксировали моменты перегрузки ракет в порту Карачи.
Благодаря первой партии ОТР «Дунфэн-11» китайские специалисты провели подготовку сотрудников нового ракетного завода, совместно отработали все процессы по сборке ракет и подготовке к пуску. Одновременно пакистанские военные использовали несколько ракет для пусков в ходе учений и подтвердили максимальную дальность пуска 300 км.
По данным китайских источников, на базе ракеты «Дунфэн-11» пакистанские конструкторы создали БР «Хатф-3» (в ВС Пакистана присвоено обозначение «Газнави») с одноступенчатым твердотопливным двигателем. Первый испытательный пуск был выполнен 27.05.2002 г.,а после серийного пуска с мишенного полигона «Марут» 12 сентября 2006 г. ракеты были приняты на вооружение.
В отношении системы наведения известно, что благодаря китайским модулям приема сигнала системы глобального позиционирования GPS, которые дополняли возможности инерциальной системы БР, «Хатф-3» стала обладать более высокой точностью в сравнении с «Гхаури-1». Кроме того, в систему наведения был внедрен блок слежения за поверхностью земли, что затруднило перехват ракеты. Благодаря четырем рулевым поверхностям, головная часть способна поражать стационарные цели с точностью до 50 м.
Следует отметить, что хотя китайские конструкторы разрабатывали ОТР «Дунфэн-11» как носитель осколочно-фугасной боевой части, предназначенной для поражения бронетехники и живой силы противника на открытых участках местности, но пакистанские специалисты планируют размещать компактные специальные ГЧ мощностью от 12 до 20 килотонн.
Для перемещения и применения «Хатф-3» пакистанские военные используют ПГПУ, созданную на базе автомобиля МАЗ-543. Модернизированная версия данного автомобиля имеет длину 16,5 м, ширину 3,02 м масса без ракеты 38 тонн, снаряженная масса 47 тонн. Экипаж состоит из 3 военнослужащих. Благодаря дизельному двигателю мощностью 525 л.с. машина способна развивать скорость 55 км/ч и имеет запас хода 650 км. Для перевода в боевое положение экипажу необходимо от 5 до 10 минут. Пуск ракеты обеспечивает электрогенератор мощностью 10 кВатт.
В настоящее время, основным пунктом хранения «Хатф-3» является авиационная база «Саргода» ВВС Пакистана (провинция Пенджаб, западнее г.Лахор). Для рассматриваемых ракет было построено подземное хранилище. Всего было выпущено около 80 рассматриваемых ракет.
Следует отметить, что АвБ «Саргода» является одним из важнейших элементов системы ПВО страны. По данным китайских источников, данная АвБ располагает двумя ВПП, обеспечивающими взлет и посадку любых типов самолетов, принятых на вооружение ВВС Пакистана. Кроме того, АвБ «Саргода» обладает широкой сетью железобетонных ангаров для скрытного хранения авиационной и другой техники. Суммарная площадь стоянок позволяет разместить до четырех эскадрилий в составе 72 самолетов.
Одновременно с работами над «Хатф-3» китайские специалисты оказали серьезную помощь пакистанским партнерам в вопросе разработки БР «Шахиин-1» (по классификации НАТО «Хатф-4»). Разработка была начата еще в 1993 г. В основу конструкции данной БР положена ОТР «Дунфэн-15» (экспортное обозначение М-9, по классификации ВС НАТО CSS-6). В отношении «Дунфэн-15» известно, что разработка этой ракеты была начата в 1985 г, а впервые ее представили вниманию широкой публики на параде в Пекине в 1988 г.
По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» в базовой модификации ОТР «Дунфэн-15» оснащена одноступенчатым твердотопливным двигателем, имеет длину 9,1 м, стартовую массу 6,2 тонны и позволяет доставлять ядерную БЧ мощностью 90 килотонн на дальность 600 км. Инерциальная система наведения обеспечивает КВО 300 м.
В настоящее время, на вооружении подразделений Ракетных войск НОАК находятся модернизированные варианты под обозначением «Дунфэн-15В и 15С», которые отличаются тем, что на них могут быть установлены разделяющиеся маневрирующие боевые блоки, предназначенные для поражения подземных укрепленных объектов.
Для сравнения, пакистанская «Шахиин-1» имеет длину 12 м, диаметр корпуса составляет 1 м, а стартовая масса достигает 9500 кг из которых 7000 кг это масса ракетного топлива, 1000 кг это масса самого ракетного двигателя. Максимальная масса полезной нагрузки может составлять 700 кг, которую ракета способна доставить на дальность от 150 до 750 км. В качестве снаряжения могут быть использованы фугасные, химические и специальные боевые части (последние мощностью до 35 килотонн).
По данным китайских источников, после того как ракета набирает высоту 40 км головная часть отделяется и начинает самостоятельный корректируемый полет к цели. Американские специалисты в области ПВО/ПРО отмечают, что поскольку головная часть оснащена четырьмя малоразмерными ракетными двигателями SM-03, то в совокупности с рулевыми поверхностями она способна выполнять маневры уклонения в верхних слоях атмосферы и вполне способна преодолевать рубежи ПВО, которые созданы на основе зенитно-ракетных комплексов MIM-104 PAC2CEM.
По данным китайских источников, система инерциального наведения передает данные в вычислительный модуль, который корректирует траекторию и при необходимости подключает приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS на конечном участке полета, что позволяет уменьшить КВО.
Первый испытательный пуск «Шахиин-1» была выполнен в июле 1997 г. с морского полигона у военно-морской базы «Омар» и через 372 секунды была поражена мишень на полигоне в провинции Белуджистан (дальность пуска составила 450 км). Впервые ракету продемонстрировали на параде 23 марта 1999 г, а принятие на вооружение состоялось спустя шесть месяцев.
Фактически в подразделения было не боле 10 ракет, которые использовали в основном для отработки действий экипажей и групп технического обслуживания, а также в рамках учений. Полноценная постановка ракет на боевое дежурство стала возможным после того, как в 2002 г. пакистанские военные провели серию контрольно-испытательных пусков, в ходе которых были подтверждены такие ключевые параметры как дальность полета и точность поражения.
Благодаря содействию китайских конструкторов, пакистанские специалисты смогли на базе «Шахиин-1» в течение двух лет – в период с 1996 по 1998 гг. разработали двухступенчатую твердотопливную БР под обозначением «Шахиин-2» (по классификации ВС НАТО «Хатф-6»). В отношении конструкции данной ракеты известно, что при длине 17 м и диаметре корпуса 1,4 м, ракета имеет максимальную стартовую массу 25000 кг. Благодаря публикациям в китайских специализированных изданиях, известны следующие массогабаритные параметры БР «Шахиин-2»:
– длина первой ступени (двигатель от «Шахиин-1»): 7 м;
– диаметр первой ступени: 1,4 м;
– масса первой ступени: 14000 кг;
– масса топлива: 10400 кг;
– длина второй ступени (модернизированная версия двигателя «Шахиин-1»): 10 м;
– диаметр второй ступени 1,4 м;
– масса второй ступени: 11000 кг;
– масса топлива: 7200 кг.
Благодаря двум ступеням ракета способна доставлять маневрирующую БЧ массой 700 кг на дальность от 350 до 2500 км, а при уменьшении массы полезной нагрузки данный показатель может быть увеличен до 3500 км.
В качестве средства транспортировки и запуска используется грузовой автомобиль специального назначения МАЗ-547В, который имеет колесную формулу 12х12, длину 16,5 м, ширину 3,0 м и высоту 3,1 м. Стабильность пусковой установки обеспечивают шесть гидравлических опор.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что пакистанские конструкторы сознательно не разрабатывают баллистические ракеты с длиной корпуса более 12 метров, поскольку это потребует новых специальных автомобилей. Кроме того существующие ракеты, как твердотопливные, так и жидкотопливные позволяют гарантированно поражать военные объекты вероятного противника на дальности 2500 км, что является серьезным сдерживающим фактором для такого регионального соперника как Индия.