Об итогах визита Али Лариджани в Египет

Иранское руководство, стремящееся установить тесный политический диалог с арабскими странами, осуществляет активную «челночную дипломатию», стараясь использовать встречи с ведущими арабскими политиками, дипломатами, военными и бизнесменами, как для обсуждения текущих актуальных вопросов, так и для развития двустороннего стратегического партнерства. 10-11 июня 2006 г. состоялся визит секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Исламской Республики Иран (ИРИ) Али Лариджани в Каир. Главной темой переговоров с представителями высшего руководства Арабской Республики Египет (АРЕ) стал политический кризис вокруг исследований Тегерана в области мирного атома, а также ситуация в Ираке и в зоне палестино-израильского конфликта. Во время пребывания в Каире Али Лариджани встретился с президентом АРЕ Хосни Мубараком, министром иностранных дел Египта Ахмедом Абу аль-Гейтом и генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) Амром Мусой.

Ключевой темой переговоров стала ситуация вокруг ядерных разработок Ирана. Как заявил Али Лариджани, исламские государства имеют законное право на мирную атомную энергетику и вправе использовать ядерные технологии в гражданских целях. Он подчеркнул, что ядерная программа Ирана преследует только мирные цели и не направлена на создание ядерной бомбы. Али Лариджани заверил арабские страны в том, что исследования Ирана в ядерной области не несут какой-либо угрозы арабо-мусульманским странам. Секретарь ВСНБ ИРИ также обратился с призывом к исламским странам следовать примеру Ирана и развивать свою атомную энергетическую программу. Официальный Каир вновь подтвердил свою позицию, согласно которой Египет поддерживает право Ирана на мирную ядерную энергетику и выступает за мирное урегулирование кризиса вокруг иранского «ядерного досье». В тоже время Египет в очередной раз заявил, что выступает за превращение Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового поражения. По мнению Хосни Мубарака, наилучшим средством для урегулирования иранской ядерной проблемы является продолжение диалога между Ираном и Западом. Таким образом, Египет и Иран довольно четко обозначили общие подходы к проблеме ядерного нераспространения, сделав акцент на возможности и необходимости развития мирного атома в целях экономического развития.

Во время переговоров в Каире были обсуждены представленные 6 июня 2006 г. предложения «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по решению проблемы иранского «ядерного досье», представляющие собой комплексный пакет экономических и политических стимулов, которые предлагаются Ирану в обмен на отказ от работ по обогащению урана. Касаясь данного вопроса, Али Лариджани отметил, что его страна стремится к переговорам по ядерной проблеме, не обставленным какими-либо предварительными условиями. Он также подчеркнул, что ИРИ не потерпит никаких силовых угроз в свой адрес, направленных на то, чтобы принудить Иран принять пакетные предложения. Вместе с тем Али Лариджани заявил, что Тегеран считает заслуживающим интереса предложение «шестерки» о строительстве в Иране ядерного реактора на легкой воде, назвав его «одним из позитивных пунктов» плана. Генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса, с которым также встретился Али Лариджани, подчеркнул, что дипломатия является лучшим средством решения иранской ядерной проблемы. Он отметил, что любое государство Ближнего Востока имеет право на использование атомной энергии в мирных целях. Касаясь нынешнего состояния ирано-арабских отношений, Амр Муса назвал Исламскую Республику «союзником» и «близким другом» арабского мира, особо отметив поддержку Тегераном палестинского народа.

Помимо проблемы вокруг иранского «ядерного досье» стороны обсудили ситуацию в зоне палестино-израильского конфликта, а также положение в Ираке. Али Лариджани заявил о поддержке нового иракского правительства, заявив, что это лучший путь для прекращения оккупации и обеспечения безопасности страны. Египет и Иран заявили о необходимости уважения территориальной целостности и суверенитета Ирака и предоставления его народу демократических и политических прав. Министр иностранных дел Египта Ахмед Абу аль-Гейт информировал Али Лариджани об усилиях Каира, направленных на преодоление разногласий между ФАТХ и ХАМАС. В ходе визита Али Лариджани в Каир были обсуждены различные вопросы египетско-иранских отношений. Секретарь ВСНБ Исламской Республики выразил надежду на скорое восстановление дипломатических отношений между Тегераном и Каиром, особо отметив, что Иран заботится о поддержании нормальных отношений с Египтом – государством древней цивилизации, давшим человечеству многое в прошлом и настоящем. В свою очередь Хосни Мубарак подчеркнул, что Иран является могущественным государством, способным отстаивать свои интересы на региональном и международном уровнях.

Отношения между Каиром и Тегераном, начиная с 1979 г., переживали серьезный кризис, что было связано, в первую очередь с тем, что египетское руководство негативно восприняло Исламскую революцию в Иране и взгляды нового иранского руководства, объявив их «фанатичным исламом». На протяжении длительного времени Египет обвинял Иран в попытке «навязать арабским странам района Персидского залива свой гегемонизм, представляющий угрозу безопасности для всех арабов», и «распространить свое влияние в регионе, используя шиитскую мусульманскую доктрину». Налаживание египетско-иранского диалога начало наблюдаться после избрания в 1997 г. президентом Ирана Мохаммада Хатами, представителя умеренных сил в иранском политическом истеблишменте, настроенного на установление стратегического партнерства с арабским миром. Каир стал с меньшим подозрением относиться к Тегерану, после того как в политической риторике государственных деятелей Ирана исчез тезис об экспорте исламской революции. В свою очередь иранские власти уверяют арабские страны в том, что «шиитской угрозы Ближнему Востоку не существует». На рубеже XX–XXI вв. наблюдается существенная активизация египетско-иранских политических контактов. В декабре 2003 г. в Женеве состоялась первая за долгие годы встреча лидеров двух стран, президента Египта Хосни Мубарака и президента Ирана Мохаммеда Хатами, в ходе которой стороны выразили стремление к восстановлению отношений в полном объеме, взаимному сотрудничеству в интересах мира и безопасности в регионе. Вскоре в январе 2004 г. Иран пошел на устранение одного из главных препятствий на пути к восстановлению дипломатических отношений между странами. Муниципалитет иранской столицы Тегерана переименовал улицу, носившую имя убийцы египетского президента Анвара Садата, тем самым «предприняв важный шаг к примирению Ирана и Египта». Требование переименовать улицу было выдвинуто официальным Каиром в качестве непременного условия для восстановления дипломатических отношений между странами. Экономическое сотрудничество между двумя странами также набирает обороты, растет товарообмен. Египет и Иран являются членами межрегионального интеграционного объединения «Исламская восьмерка», созданного в 1997 г. и имеющего целью развитие торгово-экономических связей между крупнейшими мусульманскими странами. По мнению Каира, египетско-иранским отношениям нужно время, чтобы вернуться в нормальное русло. В АРЕ ценят то, что «предпринимаемые иранским руководством шаги свидетельствуют о желании создать такие условия, при которых стало бы возможным восстановление двусторонних связей в полном объеме».

Визит Али Лариджани в Каир и прошедшие переговоры с представителями египетского руководства продемонстрировали желание сторон осуществлять политический диалог по наиболее важным вопросам региональной и международной политики и установить атмосферу доверия в двусторонних отношениях, необходимую для эффективного взаимодействия в интересах исламского мира.

52.34MB | MySQL:106 | 0,705sec