Об участии Катара в урегулировании конфликта между Израилем и ХАМАСом

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман 22 июня 2018 года посетил с официальным визитом Никосию, столицу Кипра. Он встретился с президентом страны Никосом Анастасиадисом, а также своими коллегами из Греции и Кипра – Паносом Камменосом и Саввасом Ангелидисом[i]. Однако согласно появившимся на днях сообщениям в израильских СМИ в рамках этого визита А.Либерман провел тайную встречу с Мухаммедом аль-Амади, катарским дипломатом, чрезвычайным послом Катара в Палестинской национальной автономии (ПНА) и в секторе Газа, посредником между Израилем и ХАМАСом по вопросу об удерживаемых исламистами израильских граждан, а также главой комитета по восстановлению Газы[ii]. Этот комитет был создан Министерством иностранных дел Катара для управления грантом в размере 407 млн долларов, выделенных шейхом Хамадом бен Халифом Аль Тани на восстановление разрушенной инфраструктуры Газы в 2012 году. Благодаря этим средствам Катар построил и отремонтировал основные дороги в Секторе; больницу для реабилитации инвалидов и протезирования конечностей; около 8 000 единиц жилья (с участием Кувейта). Катарские проекты создали тысячи рабочих мест в Газе и на некоторое время поддержали местную экономику.

Между Израилем и Катаром нет дипломатических отношений. Высокопоставленные израильские официальные лица, тем не менее, иногда приезжают в Доху, но эти визиты считаются конфиденциальными и информация о них не публикуется в средствах массовой информации. Мухаммед аль-Амади тесно общается с рядом высших должностных лиц Израиля, с которыми у него «сложились отличные отношения», среди его партнеров по переговорам – координатор деятельности израильского правительства на территориях. До марта 2018 года на протяжении четырех лет эту должность занимал генерал-майор Йоав (Поли) Мордехай, а сейчас – генерал-майор Камиль Абу Рокун[iii].

По информации 10-го канала Израильского телевидения, на кипрской встрече А.Либермана и  М.аль-Амади обсуждалась ситуация в секторе Газа, а также возможность заключения с ХАМАСом соглашения о прекращении огня. Катарский представитель выразил готовность Дохи выделить 350 млн долларов на гуманитарные проекты в палестинском анклаве. Помимо этого Катар готов содействовать Израилю в переговорах с ХАМАСом по возвращению тел погибших израильских военнослужащих, которые удерживаются исламистами с 2014 года (военной операции ЦАХАЛа в Газе под названием «Нерушимая скала»).

М.аль-Амади 17 июля 2018 года в интервью катарской «Аль-Джазире» рассказал о взаимопонимании, достигнутом между Израилем и правящей в Секторе организацией ХАМАС. Он отметил, что обе стороны вели переговоры с помощью посредников (но без его участия)  по нескольким вопросам, касающимся конфликта, и «достигли молчаливого понимания того, что необходимо сохранять низкий уровень интенсивности военной конфронтации, избегать полномасштабной войны и жертв с обеих сторон». Так, «Израиль атаковал 60 объектов ХАМАСа, но ни один человек не пострадал. Ясно, что Израиль ждал, пока ХАМАС эвакуирует своих людей». По словам катарского дипломата в последние годы ХАМАС разработал новую стратегию сдерживания, которая заключается в том, что если Израиль ударит или нападет на Газу, то организация будет противодействовать запуском ракет. Однако, в соответствии с достигнутым взаимопониманием, Израиль наносит удар по районам или объектам, принадлежащим ХАМАСу, без намерения убить людей или оперативников организации. ХАМАС поступает точно так же в отношении израильских целей.

Катарский дипломат просил Израиль не бомбить те объекты, которые Катар построил в секторе Газа в рамках восстановительных работ после операции «Цук Эйтана» (военной операции израильской армии «Нерушимая скала»), если только исламисты не использовали их для обстрелов территории Израиля.

По поводу произошедшей за последние месяцы эскалации конфликта между ХАМАСом и Израилем М.аль-Амади считает, что реакция Израиля вызвана стремлением прекратить «огненный террор» с территории Сектора. «Поэтому они [израильтяне] бомбили военные объекты ХАМАСа». Однако дипломат не верит, что Израиль пойдет на дальнейшую эскалацию, тем более, что теперь «израильтяне разговаривают с египтянами и посланником ООН на Ближнем Востоке Николаем Младеновым о прекращении этого конфликта».

М.аль-Амади прокомментировал информацию о том, что Египет, Иордания и представитель Катара передали ХАМАСу послание от американцев и израильтян, в котором они требовали от организации взять на себя обязательство по прекращению огня на 10-20 лет в обмен на улучшение экономической ситуации в Газе. По словам дипломата, «никто не обсуждал прекращение огня на 10-20 лет, речь шла максимум о 5-10-летнем периоде». «Египтяне действительно вовлечены. Однако проблема заключается в том, что руководство ХАМАСа не доверяет Каиру. Это связано с тем, что египтяне более года назад много наобещали ХАМАСу, чтобы добиться примирения с ФАТХом, но так и не выполнили свои обещания».

Совершенно по-другому обстоит дело с Катаром, который заслуживает доверия обеих сторон. В этом уверен М.аль-Амади, который известен своими хорошими отношениями с руководством ХАМАСа в секторе Газа. К тому же Доха значительно сблизилась и с ПНА в свете серьезного кризиса в отношениях между Рамаллой и Каиром. Председатель ПНА Махмуд Аббас посещал Катар, где он встретился под эгидой катарского эмира с бывшим председателем политбюро ХАМАСа Халедом Машалем. Джибриль Раджуб, председатель Федерации футбола ПНА и бывший глава одной из спецслужб ПНА, одна из ключевых фигур ФАТХа, также близок к катарской монархии.

М.аль-Амади настаивает на том, что необходимо снять блокаду в секторе Газа и координировать работу в анклаве, постепенно ослабляя напряженность между обеими сторонами. Тем не менее, сила позиции Египта зиждется на том, что Каир контролирует границу с Газой, и без египтян ничего нельзя добиться. К тому же Израиль предпочел бы, чтобы Египет справился с ситуацией в Газе. Подвижки, которые происходят вдоль границы Сектора с Египтом, свидетельствуют о том, что на египетской территории идет подготовка к реализации масштабных проектов для жителей палестинского анклава, в финансировании которых будут участвовать ОАЭ.

В июне 2018 года М.аль-Амади встретился в Дохе с посланниками Дональда Трампа на Ближнем Востоке – Джаредом Кушнером и Джейсоном Гринблаттом, – которые предложили несколько инфраструктурных проектов для облегчения усиливающегося экономического кризиса в Газе и создания рабочих мест для жителей анклава. В частности, они обсудили проекты в области электроэнергетики, водоснабжения, интернета 5G и пр.[iv] Однако Израиль настаивает на привлечении к их реализации ПНА. Поэтому катарские посредники передают американцам информацию о том, что в реализации этих проектов должна быть задействована Рамалла, иначе израильтяне не дадут на них своего согласия.

Активность американцев в решении проблемы сектора Газа наверняка связана с широко обсуждаемой, но еще не обнародованной «сделкой века», разрабатываемой Белым домом для решения израильско-палестинского конфликта. По мнению катарского дипломата, американцы думают, что сначала должны решить проблемы в Газе, а затем взяться за Западный берег р. Иордан, которому им нечего предложить с точки зрения развития. Поэтому для Вашингтона сектор Газа очень важен. Кроме того, Газа обладает военной мощью и доктриной сдерживания.

Мухаммед аль-Амади признался, что с 2014 года не менее двадцати раз посещал Израиль, в частности, об этом сообщает «Аль-Арабия», новостной канал ОАЭ. По его словам, визиты только поначалу были тайными, позднее с них был снят гриф секретности. Посредничество Катара, по словам самого катарского дипломата, позволило избежать новой войны между Израилем и ХАМАСом[v].  В Иерусалиме не комментируют визиты М.аль-Амади. По словам источника в МИДе, это делается для того, чтобы не навредить отношениям Израиля с другими арабскими странами.

В интервью агентству Reuters в Иерусалиме после встречи с израильским министром регионального сотрудничества и силовиками М.аль-Амади сообщил, что Доха оказывает финансовую помощь Газе, «находящейся на грани коллапса», при согласии Вашингтона. При этом он всячески подчеркивает отстраненность Катара от исламистов, заявив, что речь идет о населении, а не о движении ХАМАС. По его словам: «Израиль не позволил бы Катару помогать ХАМАСу». Речь идет о 800 млн долларах, которые Катар выделил Сектору с момента последнего по времени военного столкновения между ЦАХАЛом и ХАМАСом в 2014 году[vi]. При этом М.аль-Амади заверил, что «каждая катарская копейка», выделенная Газе, находится под контролем и идет исключительно на гуманитарные нужды.

В начале этого года представитель Катара был вынужден покинуть палестинский анклав, который он посетил как раз по поводу катарской программы гуманитарной помощи, включающей перевод правительству Газы 9 млн долларов. Информационный сайт NEWSru.co.il цитирует палестинское агентство Maan, которое сообщило, что 600 тысяч долларов из этой помощи планировалось потратить на продовольственные наборы, 500 тысяч долларов – на больницы, по 2 млн долларов – на медицинское оборудование и реконструкцию зданий, и еще 1 млн на гуманитарную помощь. Во время встречи с бастовавшими медиками и другим персоналом больницы «Шифа» в Газе М.аль-Амади заявил, что проблемой невыплаты им зарплат должны заниматься власти ПНА [которые не контролируют сектор Газа с 2007 года]. Однако группа жителей сектора Газа 19 февраля 2018 года атаковала автомобиль, в котором находился М.аль-Амади. Толпа выкрикивала обвинения в адрес Катара, которые заключались в том, что Доха рассорила Газу и Рамаллу. Охранники смогли его вывести и посадить в машину, он не пострадал, но в автомобиль полетели ботинки, а также были сорваны портреты эмира и катарские флаги.

Несколько месяцев спустя, 2 июля 2018 года, катарский веб-сайт «Аль-Халидж Онлайн» сообщил о том, что посол М.аль-Амади во время своего визита в Газу предложил ХАМАСу «сделку», благодаря которой планировалось освободить двух израильских гражданских лиц и двух военнослужащих, пропавших без вести в бою в Секторе в 2014 году. Представитель Катара предложил выплатить зарплату должностным лицам ПНА на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, освободить из израильских тюрем палестинских заключенных под международные гарантии того, что они не будут снова арестованы Израилем, и начать переговоры о создании морского сообщения с сектором Газа. Все это предлагалось в обмен на 30-минутный видеоролик, проливающий свет на судьбу удерживаемых ХАМАСом израильских военнослужащих, независимо от того, живы они или нет. Абу аль-Бараа, высокопоставленный член военного крыла ХАМАСа, решительно опроверг эту информацию[vii]. Скорее Египет является основным посредником между Израилем и ХАМАСом по вопросу о заключенных и пропавших без вести, как это было во время «сделки Гилада Шалита» в 2011 году. На данном этапе прогресс в этом вопросе сильно затруднен. ХАМАС отказывается связать сделку по обмену заключенными с инициативами, направленными на улучшение гуманитарной ситуации в анклаве, т.к. хочет выставить Израилю как можно более высокую цену и освободить террористов из израильских тюрем в количестве, превышающем число террористов, выпущенных в рамках «сделки Гилада Шалита».

Многие палестинцы, в том числе должностные лица ФАТХа считают, что Катар взял на себя роль посредника между Израилем и ХАМАСом в соответствии с проводимой им политики вмешательства в любую проблему на Ближнем Востоке, из которой можно извлечь политическую выгоду. Считается также, что Доха пытается играть ключевую роль в достижении соглашения между ХАМАСом и Израилем с целью угодить администрации Д.Трампа и оказать давление на Саудовскую Аравию, ОАЭ, Египет и Бахрейн, чтобы они отменили бойкот Катара и примирились с ним.

Напомним, что «арабский квартет» инициировал санкционные меры в отношении Катара более года назад за, якобы, поддержку таких военизированных организаций, как ХАМАС, вмешательство во внутренние дела (особенно Египта и Саудовской Аравии) и содействие региональной политике их общего врага – Ирана.

Катар отвергает все обвинения и пытается сопротивляться посредством агитационно-пропагандистской деятельности в Соединенных Штатах, в том числе привлекая к сотрудничеству несколько лидеров произраильской еврейской общины. Риторика представителей Катара сводится к тому, что если бы они действительно вздумали помогать считающейся в Израиле террористической организации ХАМАС, то израильтяне ни в коем случае не допустили бы этого. «Это невозможно. Они [израильтяне] знают, что мы не оказываем помощь ХАМАСу».

Реагируя на запросы Израиля и США, Катар объявил заместителя председателя политбюро ХАМАСа Салеха аль-Арури персоной нон грата. Доха находится в контакте с Белым домом и информирует американцев о своих действиях в секторе Газа, ревностно относясь к поддержке Вашингтона. Посланник президента Соединенных Штатов Джейсон Гринблатт в феврале 2018 года в своем аккаунте в Twitter отметил, что партнерство между Израилем и Катаром облегчит страдания жителей разрушающегося сектора Газа. «Прекращение [Катаром] поддержки ХАМАСа и сосредоточение внимания на гуманитарной помощи и восстановлении положит конец страданиям [жителей Газы]»[viii].

По данным египетских дипломатических источников, ближневосточные эмиссары президента Д.Трампа – Джаред Кушнер и Джейсон Гринблатт – предложили ХАМАСу пакет помощи в обмен на долгосрочное перемирие с Израилем. Пакет включает 3 млрд долларов, которые будут направлены в сектор Газа государствами Персидского залива, создание зоны свободной торговли между Египтом и Газой, строительство электростанции в районе Рафаха стоимостью 50 млн долларов и строительство морского порта и пр.[ix] Однако параллельно с опосредованными контактами с Израилем по поводу «серийной сделки», при посредничестве Катара, ХАМАС продолжал свой «огненный террор» и кампанию «Марш возвращения» вдоль границы сектора Газа с еврейским государством. Задача заключалась в том, чтобы одновременно с ведением переговоров оказывать давление на Израиль. Секретные переговоры с ХАМАСом могут объяснить, почему израильские власти вопреки недовольству израильской общественности все это время сдерживались от применения силы перед лицом «террора поджогов» и не шли на обострение ситуации на южной границе. Израильтяне хотели дать шанс политическим переговорам достичь соглашения с ХАМАСом.

Проблема осложняется тем, что палестинцев не довольны тем, что мирные инициативы выдвинуты Вашингтоном и странами Персидского залива. Они расценивают все эти усилия, как желание Дональда Трампа использовать бедственное положение в Газе для продвижения своей «сделки века», о которой он заговорил с момента вступления в должность президента США. Высокопоставленные члены ФАТХа предупредили, что целью американской «сделки» является раскол между Газой и Рамаллой и уничтожение мечты о палестинском государстве. ХАМАС выступает против этой «сделки», хотя руководство организации обеспокоено текущими проблемами анклавами.

Обнадеживающим моментом является то, что руководство ХАМАСа сейчас не заинтересовано в конфронтации с Израилем, но ему необходимо «отчитаться» перед Ираном об успешно проделанной работе. Тысячи квадратных метров выжженной израильской территории вполне для этого подходят. В определенном смысле иранцы также не заинтересованы в разжигании конфликта на юге Израиля, потому что они озабочены решением проблем на северной границе в районе Голанских высот.

ХАМАС стремится улучшить экономическую ситуацию в секторе Газа и достичь соглашения, которое предоставит им беспрепятственный выход из сектора Газа через морской порт. Не умаляя значимость катарской финансовой помощи и посредничества, тем не менее, давление на ХАМАС со стороны Египта и зависимость организации от Каира должны сыграть свою роль и предотвратить конфронтацию с Израилем. Таким образом, осознание необходимости улучшения гуманитарной и экономической ситуации в палестинском анклаве является важным фактором на пути к дальнейшему урегулированию ситуации.

[i] Авигдор Либерман встретился с министрами обороны Греции и Кипра // NEWSru.co.il. 23.06.2018.  URL: http://newsru.co.il/world/23jun2018/liberman815.html

[ii] Катарский дипломат аль-Амади признался в систематических визитах в Израиль // NEWSru.co.il. 24.02.2018.  URL: http://txt.newsru.co.il/mideast/24feb2018/amadi815.html

[iii] «Отличные отношения с Израилем»: эксклюзивное интервью с катарским посредником между Израилем и ХАМАСом // Walla. 12.02.2017. URL: https://news.walla.co.il/item/3039700?utm_source=Generalshare&utm_medium=sharebuttonapp&utm_term=social&utm_content=general&utm_campaign=socialbutton (на иврите)

[iv] Катарский эмиссар проливает свет на планы США на Газу // «Аль-Джазира». 17.07.2018. URL: https://www.aljazeera.com/news/2018/07/qatari-envoy-sheds-light-plans-gaza-180716132640958.html (на англ. яз.)

[v] Катарский дипломат: процесс нормализации после 20 тайных визитов в Израиль // Al Arabiya. 24.02.2018. URL: https://www.alarabiya.net/ar/arab-and-world/gulf/2018/02/24/دبلوماسي-قطري-تطبيع-علني-بعد-20-زيارة-سرية-لإسرائيل.html (на арабском яз.)

[vi] Катар говорит, что помощь Газе избавляет Израилю от войны и показывает, что Доха не поддерживает ХАМАС // Reuters. 22.02.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-qatar-israel-diplomacy/qatar-says-gaza-aid-spares-israel-war-shows-doha-does-not-back-hamas-idUSKCN1G62JR (на англ. яз.)

[vii] Катар выступает посредником между Израилем и ХАМАС // news1. 03.07.2018. URL: http://m.news1.co.il/ArticlePage.aspx?docid=128618&subjectid=3&TransID=0&AfterAdd=1 (на иврите)

[viii] Посланник Гринблатт: «Сотрудничество между Израилем и Катаром поможет жителям Газы» // Walla. 09.02.2018. URL: https://news.walla.co.il/item/3134084?utm_source=Generalshare&utm_medium=sharebuttonapp&utm_term=social&utm_content=general&utm_campaign=socialbutton (на иврите)

[ix] Полное руководство к недавней конфронтации в секторе Газа // «Макор ришон». 23.07.2018. URL: https://www.makorrishon.co.il/news/64775/ (на иврите)

62.88MB | MySQL:102 | 0,715sec