Израильские СМИ о развитии ситуации в послевоенной Сирии

Как только война в Сирии вышла на финишную прямую, началась новая битва. Россия и Иран, которые поддерживали режим сирийского президента Башара Асада на протяжении всего вооруженного конфликта с 2011 года (Россия начала военную операцию  в сентябре 2015 года), рассчитывают получить выгоду от победы режима Асада. Об этом пишет израильская газета «Гаарец»[i]. Несмотря на то, что две страны давно являются союзницами на сирийской арене, их интересы иногда расходятся, как на данном этапе, когда обе стремятся к извлечению выгод от предстоящего процесса восстановления Сирии.

Конфликт интересов между Россией и Ираном становится все более острым. Кремль не спешит позволить иранской военной промышленности снабжать своей продукцией армию Асада, потому что сам намерен осуществлять военные поставки Дамаску. Кроме того, Москва не заинтересована в расширении иранского присутствия на территории Сирии и предпочитает обойтись шиитскими ополчениями, поддерживаемыми Ираном.

Напряжение вокруг Сирии возросло 28 августа, когда Россия подтянула свои военно-морские силы к сирийскому побережью, вследствие чего Североатлантический альянс раскритиковал Москву за агрессивные шаги, тогда как российские СМИ назвали это крупнейшим военно-морским наращиванием сил с момента  вступления в сирийский конфликт. Подкрепление вызвано тем, что Москва, как союзник Б.Асада, полагает, что силы сирийского президента будут атакованы во время военной операции в провинции Идлиб на севере страны – последнем крупном анклаве, удерживаемом террористическими группировками.

Как сообщается в израильских СМИ, российские военно-морские силы были отправлены в регион именно тогда, когда в Дамаске было подписано новое соглашение по безопасности с Ираном во время визита иранского министра обороны Амира Хатами в Сирию 26 августа с.г. По этому соглашению Иран намерен участвовать в восстановлении военной и оборонной промышленности Сирии.

Согласно сообщению 10-го канала Израильского телевидения, в этом соглашении подробно описываются сферы, в которых сотрудничество в области безопасности между Дамаском и Тегераном будет расширено. «Сирия переходит от кризиса к восстановлению», – сказал А.Хатами. Во время обсуждения с сирийским коллегой борьбы с «экстремистскими группировками неверных» иранский министр обороны заявил, что «Иран может помочь Сирии расширить военный арсенал». Он добавил, что Исламская Республика Иран обладает большими возможностями в сфере обороны и может помочь Сирии обеспечить ее армию всем необходимым.

И это происходит в то время, когда иранская экономика борется с санкциями США, введенными против страны после того, как президент США Дональд Трамп отказался от «ядерной сделки» с Ираном. Как пишут израильские СМИ, «экономическая ситуация в стране и падение иранского риала до беспрецедентного минимума не интересуют режим аятолл, которые будут продолжать инвестировать в строительство заводов по производству ракет и укрепление системы обороны Б.Асада». Интересы Ирана на Ближнем Востоке в целом и в Сирии в частности разнообразны, и хотя Тегеран экономически слаб, его желание расширить шиитское влияние в регионе только растет. Иранцы хотят восстановить сирийскую армию, чтобы сдержать Израиль «в свете недавних наступательных действий, приписываемых Израилю».

На прошлой неделе советник по национальной безопасности американского президента Джон Болтон сказал, что Иран должен убрать свои вооруженные силы из Сирии. На что высокопоставленные официальные лица Ирана ответили, что их военные находятся на сирийской территории по приглашению законного президента, и уходить сейчас они не собираются.

По словам А.Хатами, «не только жители региона, но и весь мир должен быть благодарен за борьбу с террористами в Сирии». Согласно израильским СМИ, чем больше информации раскрывается о степени вовлеченности Ирана в сирийский конфликт, тем больше иранцы пытаются объяснить свою поддержку армии Асада экзистенциальной борьбой с суннитскими террористами «Исламского государства» (ИГ, запрещенно в РФ), которые рассматривают шиитов, большинство жителей Ирана, как неверных и предателей. Министр обороны Сирии А.Айюб поблагодарил Иран за его роль в войне против террора и сказал, что Дамаск не позволит другим игрокам нанести вред его тесным отношениям с Ираном. Башар Асад во время встречи заявил, что «отношения между двумя странами сильнее, чем когда-либо»[ii].

В Израиле договоренности между Тегераном и Дамаском расценивают как заявление иранцев о том, что они намерены остаться в Сирии. Впрочем, восстановление сирийской армии, которая находится в очень плохом состоянии в результате войны, не входит в список самых серьезных угроз Израилю.

Министр обороны Авигдор Либерман заявил в четверг, что «мы [Израиль] наблюдаем различные встречи в разных местах, на которых говорят о перестройке Сирии после битвы за Идлиб. Что касается Государства Израиль, то со всем уважением к этим соглашениям и договоренностям, они не обязывают нас». «Все, что нам необходимо, – это безопасность Израиля». «Все остальные договоренности и соглашения, которые заключаются в различных местах, просто не имеют значения». Правда  он добавил, что Израиль будет «тщательно соблюдать все предыдущие соглашения и договоренности, а также интересы Израиля в сфере безопасности»[iii].

Россия и Иран на протяжении последних семи лет поддержки Асада в сирийском конфликте ни разу напрямую друг с другом не столкнулись. Однако израильские официальные лица считают, что между Москвой и Тегераном существуют разногласия по некоторым вопросам, связанным с будущим развитием Сирийской Арабской Республики. Две страны соперничают между собой за контракты на восстановление САР. Некоторые, вероятно будут включать нефтяные запасы на территории страны – по крайней мере, те, которые остались после войны. Таким образом, началась заключительная битва за контроль над режимом Асада уже в «новой Сирии».

Как отмечает «Гаарец», одна из стран, которая, будет избегать борьбы за участие в восстановлении Сирии, – это Соединенные Штаты. У администрации американского президента Дональда Трампа нет четкого плана на «день после [Асада]», за исключением одного принципа: американские деньги не будут потрачены на восстановление этой страны. Это и понятно, т.к. Сирией «владеют» сейчас Россия и режим Асада. Данный факт США вынуждены признать на официальном уровне. В частности, американский посол в ООН Никки Хейли в своем недавнем выступлении в Вашингтоне на мероприятии, организованном Фондом защиты демократии, по поводу Сирии заявила: «Вы ее разрушили, вы ей и владейте». Россия и режим Асада, по ее словам, «теперь владеют большой кучей развалин» в Сирии. Н.Хейли посоветовала Москве и Дамаску даже не надеяться на то, что Соединенные Штаты возглавят процесс восстановления страны, т.к. Вашингтон «собирается держаться подальше».

Как пишет «Гаарец», беспокойство вызывает то, что без какого-либо американского участия «большая куча развалин» может превратиться в источник дохода для Ирана, как раз в то время, когда его экономика испытывает трудности из-за санкций США. Ведь в Дамаске министр обороны Ирана заявил о намерении Тегерана восстанавливать Сирию именно с таким расчетом.

Одной из целей Тегерана является захват сирийской телекоммуникационной сферы, которая пострадала во время войны, но не уничтожена полностью. «Гаарец» ссылается на Мэтью Бродского, аналитика ближневосточных процессов из Вашингтона, недавно опубликовавшего обзор финансового положения режима Б.Асада, в котором он упомянул об уже подписанных телекоммуникационных соглашениях между Ираном и Сирией. Для аналитика стало очевидным, что «сектор телекоммуникаций явно важен для Ирана не только в связи с финансовой прибыльностью, но возможностью подслушивать население. В этом плане телекоммуникационные контракты «Хизбаллы» в Ливане принесли огромные дивиденды».

М.Бродский, который является старшим научным сотрудником аналитической группы «Исследования вопросов безопасности» (Security Studies Group), также упомянул сделку между Тегераном и Дамаском, которая позволит иранцам развивать фосфатные шахты в Сирии, «хотя неясно, будет ли Иран иметь исключительные права на эти шахты или ему придется делиться с Россией». Кроме того, он писал об аренде иранцами около 12 000 акров земли в провинции Хомс и Тартус, которые могут быть использованы для строительства нефтегазовых терминалов.

Еще одна финансовая выгода, которую ИРИ может извлечь в результате процесса восстановления страны, – передача иранцам сельскохозяйственных земель, которые были брошены сирийскими гражданами, бежавшими от войны в течение последних семи лет. Израильские СМИ со ссылкой на Бродского пишут о том, что режим Асада применяет «схему повторного заселения», когда некоторые из этих оставленных земель передаются проиранским шиитским ополченцам для того, чтобы помочь им закрепиться в Сирии. Некоторые в Израиле считают, что на этих землях также в какой-то момент появятся иранские компании для реализации новых строительных проектов.

«Гаарец» также ссылается на эксперта по Ирану и политолога из американской некоммерческой организации «Рэнд корпорэйшн» Ариан Табатабаи, которая считает, что цель Израиля вывести Иран из Сирии нереалистична в свете ожиданий Тегерана получить прибыль от восстановления страны. Поэтому не видно, чтобы Иран уходил, а у Москвы «нет желания полностью выгонять Иран из Сирии». «Иранцы имеют значительное присутствие в Сирии, и у России нет стимула к тому, чтобы пытаться их вытеснить, чего они [русские], возможно, и не смогли бы сделать». А санкции США только усиливают интерес Ирана к тому, чтобы извлечь любую прибыль из восстановления Сирии.

Тем не менее, чтобы получить ожидаемые выгоды, Ирану не обойтись без инвестиций в восстановление Сирии, в основном, из Китая, Европы и стран Персидского залива. По этой причине в течение последних нескольких дней зазвучали призывы «правозащитных групп» и бывших европейских чиновников не вкладывать средства в восстановление Сирии, «пока Б.Асад продолжает совершать массовые нарушения прав человека».

В частности, «Гаарец» цитирует одного из известных «радетелей за права человека», бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, который в своем Twitter призвал: «Мы не должны слушать российские просьбы о деньгах на восстановление того, что они разбомбили в Сирии. Все признаки указывают на то, что Асад блокирует возвращение [сирийских беженцев] и хочет получить прибыль от восстановления».

Кен Рот, исполнительный директор Human Rights Watch, выразил аналогичную точку зрения, написав в британской газете The Independent: «Задолго до того, как поговорить о помощи в восстановлении Сирии, что в любом случае потребует отмены отдельных целевых санкций, европейским правительствам следует раскритиковать Россию за ее причастность к военным преступлениям в Сирии и сильно надавить на Кремль, чтобы положить конец этим зверствам и остановить поддержку репрессий в Сирии».

В израильских СМИ признают, что вступление в войну российских ВКС три года назад изменило ход конфликта в пользу Башара Асада, который на тот момент контролировал только четверть территории страны. Россия до сих пор сохраняет свое военное присутствие в Сирии, чтобы обеспечить контроль режима над территорией страны. Но у Москвы есть другие стратегические интересы, в первую очередь сохранение доступа к Средиземному морю через порт в Тартусе на севере Сирии, находящийся под ее контролем. В прошлом месяце режим Асада восстановил контроль над  сирийскими Голанскими высотами после того, как Россия договорилась с Ираном, что иранские войска будут находиться на расстоянии 85 километров от границы Израиля, хотя иранцы все еще присутствуют в Дамаске и вокруг него.

Между тем в Израиле заметили напряженность в отношениях между такими близкими союзниками – Ираном и режимом Асада. В последние недели в восточной части Сирии произошли два инцидента, близкие к границе с Ираком, в которых сирийские военные атаковали шиитских ополченцев, связанных с Ираном. Эти нападения, по-видимому, являются частью местной внутренней борьбы за господство в этом конкретном регионе, что крайне важно для планов Ирана по созданию «сухопутного коридора» к Средиземному морю через Ирак, Сирию и Ливан. Эта же область два месяца назад подверглась атаке с воздуха, о которой в израильских СМИ сообщают следующим образом: «по данным зарубежных СМИ авианалет совершил Израиль».

Таким образом, Башар Асад выиграл войну в Сирии. Теперь начинается битва за «день после» войны. В ней будут задействованы все стороны, вовлеченные в сирийский конфликт. Несмотря на подписанное военное соглашение о сотрудничестве между Ираном и Сирией, идиллия между двумя союзниками уже не на таком уровне, как прежде.

[i] Иран, Россия готовятся сразиться за контроль над послевоенной Сирией // Гаарец. 29.08.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-iran-russia-prepare-to-battle-each-other-to-control-of-post-war-syria-1.6429740/.premium-iran-russia-prepare-to-battle-each-other-to-control-of-post-war-syria-1.6429740 (на англ. яз.)

[ii] Посол России в США: обеспокоены еще одной атакой Америки на Сирию // 10-й канал. 30.08.2018. URL: https://www.10.tv/news/171434 (на иврите)

[iii] Либерман: «Достигнутые в Сирии договоренности не имеют отношения к интересам Израиля» // 10-й канал. 30.08.2018. URL: https://www.10.tv/news/171469 (на иврите)

62.89MB | MySQL:102 | 0,839sec