О позиции Турции по Сирии накануне наступления а провинции Идлиб

Госсекретарь США Майкл Помпео и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу во время проведенного во вторник 4  сентября телефонного разговора согласились с тем, что любая военная операция сирийских войск в провинции Идлиб является неприемлемой. Об этом говорится в письменном заявлении руководителя пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт по итогам переговоров глав внешнеполитических ведомств двух стран. «Помпео провел сегодня телефонные переговоры с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, и оба согласились с тем, что любое военное наступление режима [сирийского президента Башара] Асада в Идлибе было бы неприемлемой, безрассудной эскалацией конфликта в Сирии», — отметила она. Другими словами, турки постарались прощупать позицию американцев накануне «судьбоносного» (по оценкам ряда российских экспертов) ирано-российско-турецкого саммита, основной темой будет как раз тот самый Идлиб. По оценке обозревателя ИТАР-ТАСС А.Низамутдинова, «представляется, однако, что последнее слово в этом вопросе будет все-таки не за Дамаском, а за Москвой и Тегераном. Если они сочтут нужным, то вполне могут убедить правительство Асада воздержаться от активных действий и предпочесть путь дипломатического урегулирования. Решающей в этом плане может стать намеченная на 7 сентября в Тегеране встреча президентов России, Ирана и Турции — главных на сегодняшний день игроков в сирийском конфликте. Не приходится сомневаться, что вопрос об Идлибе будет на этой встрече одним из центральных. От того, к каким договоренностям придут участники переговоров, и будет зависеть дальнейшее развитие ситуации в Сирии и вокруг нее». Согласимся с этим только частично. Прежде всего потому, что не стоит слишком много внимания уделять «самостоятельной позиции» Дамаска в этом вопросе (как впрочем, и в остальных крупных наступательных операциях). Сирийцы в данном случае лишь публично выражают ту позицию, которую формируют Москва и Тегеран, поскольку основной ударной силой с точки зрения прикрытия с воздуха, разработки общего плана наступления и использования тех же ливанских шиитов в качестве ударной силы будут в рамках предстоящей этой операции именно они. В этой связи более реалистичной нам представляется позиция специального представителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры . Он считает, что именно Москва и Анкара должны за столом переговоров решить проблему предотвращения военной эскалации в сирийской провинции Идлиб. Об этом он заявил во вторник на брифинге в Женеве. «Все мы продолжаем желать и просить об избежании битвы в Идлибе. Нужны переговоры между Россией и Турцией, которые являются основными непрямыми игроками и обладают ключами для плавного решения проблемы Идлиба», — сказал он. «Я призываю президентов [Владимира] Путина и [Тайипа] Эрдогана к переговорам», — отметил спецпосланник. Эмиссар ООН призвал «извлечь уроки из того, что произошло в Восточной Гуте, Алеппо и Ракке», где боевые действия привели к большим разрушениям. Он напомнил, что в провинции Идлиб насчитывается 2,9 млн человек, включая 1 млн детей. То, что ООН занял негативную по отношению к планам Москвы позицию собственно большой новостью не является. Это лишь отражение позиции коллективного Запада в рамках провала своих усилий на сирийском направлении в общем. При этом ООН играет и в собственные игры, о чем ниже. Гражданскую войну в Сирии уверенно выигрывает Россия, и это уже является фактом, что собственно уже открыто признают на Западе. То, что сейчас происходит в рамках дипломатических и информационных усилий — это лишь уже арьергардные бои Запада.  По оценке того же А.Низамутдинова: «Фактически Запад уже смирился с тем, что правительству Асада при поддержке со стороны России и Ирана удалось повернуть ход гражданской войны в свою пользу». «Асад выиграл войну. Мы должны признать это», — заявил в воскресенье министр по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. Впрочем, он тут же оговорился, что победа в войне не равнозначна достижению мира. И подчеркнул, что даже возможное установление Дамаском контроля над Идлибом не решит проблем, спровоцировавших конфликт в Сирии. По сути, сохранение неподконтрольного Дамаску анклава в Идлибе — это для западной коалиции последний способ сохранить за собой хоть какие-то рычаги воздействия на ситуацию. Чтобы удержать сирийские правительственные войска от наступления, участники западной коалиции то и дело грозят Асаду нанесением ракетно-бомбовых ударов, которые они готовы организовать в ответ на якобы возможное «применение химического оружия». В данном случае уточним, что такие удары никакого реального воздействия на ситуацию в себе не несут. Но суть вопроса в ином и более глобальном смысле. Сохранение Идлиба в качестве оплота боевиков оставляет в обойме опцию мирных переговоров в Женеве. И негативизм ООН и Стаффана де Мистуры в принципе обусловлен именно этим  соображением, а совсем не гуманитарными мотивами. Если брать по сути возможные перспективы зачистки Идлиба, то это означает только то, что политический филиал оппозиции в составе самых различных групп и объединений теряет свою последнюю военную опору «на земле» в Сирии. А значит, теряется всяческий смысл каких-то переговоров в Женеве с ними.  Говорить и обсуждать какие-то проекты послевоенного устройства Сирии можно только с теми силами, которые имеют возможность влиять на ситуацию в Сирии непосредственно. В противном случае такие консультации становятся бессмысленными.  Если угодно, то операция в Идлибе является итогом всех усилий Москвы и Тегерана по достижению компромисса и примирения с различными слоями оппозиции, прежде всего т.н. «Эр-риядской группы». Или, вернее, признание того факта, что договорится с этой группой в нынешних условиях нереально. Отсюда простой вывод (а об этом мы говорили с самого начала всей сирийском кампании), что путь с мирному урегулированию в Сирии в реальном и эффективном смысле этого слова лежит через утерю непримиримой оппозицией основных рычагов влияния на ситуацию «на земле». Отсюда и принятие решение Москвой (и в этом просим никого не сомневаться) о проведении наземной операции в Идлибе. И сейчас идет вопрос не в выборе — дипломатическим или военным путем решать  эту проблему, а о пошаговых контурах этой операции. Таким образом, тема Идлиба — это совсем не гуманитарная проблема, на что так напирают на Западе и в Анкаре. Это вопрос окончательного оформления нового алгоритма решения сирийского урегулирования в основном в Астане и в рамках Конгресса в Сочи с оставлением за скобками Женевы, политического крыла оппозиции и их зарубежных спонсоров.

Основной вопрос в данном случае однако лежит, повторим, не в позиции США, ООН или иных спонсоров оппозиции. У них просто крайне лимитирован набор инструментов влияния на эту ситуацию. Сейчас основная проблема состоит в том, как избежать резкого обострения отношений с Анкарой. Операция правительственных сил в сирийском Идлибе может привести к гуманитарной катастрофе и новой волне мигрантов, бегущих в соседнюю Турцию. Об этом, как сообщает в среду газета «Сабах», заявил президент Турции Тайип Эрдоган журналистам в самолете по возвращению из Киргизии. «Там [в Идлибе] находятся около 3,5 млн человек, Россия и США перекладывают с себя ответственность друг на друга. Но если ракеты начнут падать на эту территорию, то случится серьезное кровопролитие, новый поток беженцев хлынет в Турцию», — сказал он. Турецкий лидер также добавил, что «сотрудничество Турции с Россией и Ираном позволило избежать катастрофы в Идлибе», и «взаимодействие с Россией сейчас очень важно». Таким образом, в рамках предстоящего саммита турки будут всеми правдами-неправдами убедить Москву и Тегеран принять устраивающие их правила игры. Если суммировать их и дать схематично, то это конечно не беженцы, а сохранение за Анкарой роли «главного смотрящего» от стран-гарантов в Идлибе с минимизацией присутствия в провинции сирийских и проиранских формирований. Мы уже сообщали, что Москва и Тегеран дали Анкаре практически месяц с небольшим после последних по времени консультаций в Астане в конце июля с.г. для того, чтобы представить четкий план нивелирования  влияния просаудовских групп в провинции . Пока этого не происходит, более того, совершенно очевидно, что турки инициировали совместно с просаудовскими группами нейтрализацию и изоляцию в Идлибе тех полевых командиров, которые склонны к достижению компромисса с Дамаском в рамках локальных перемирий. Мы говорим о тех самых массовых арестах в Идлибе (по данным МО РФ, около двух тысяч человек на сегодня), которые Москва решила зачем-то возложить на «Джебхат ан-Нусру» (запрещена в России), которая в   лучшем случае лишь инструмент в руках Анкары, которая таким образом пытается создать некий лояльный себе монолит оппозиции в провинции. При этом отметим, что, если кто-то полагает, что ликвидировав «Джебхат ан-Нусру», проблему лишения политического крыла оппозиции его влияния можно будет решить, то это не так. Об этом сложно будет говорить без аналогичных мероприятий в отношении ряда турецких радикальных формирований,  например, «Нурреддина аз-Зинки». Если говорить о том, что могут предложить турки во время предстоящего саммита, то заметим, что они вновь попытаются «замылить вопрос», говоря о сложностях инкорпорации просаудовских боевиков. И в данном случае Анкаре будет выдвинут практически ультиматум: правительственные силы при всех обстоятельствах начнут военную операцию пока в Джиср эш-Шугур, основной целью которой будет рассечение анклава боевиков в Идлибе на две части. Причем независимо от позиции Анкары. Собственно там это уже осознали, и последние по времени турецко-американские консультации тому свидетельство. Собственно оговорка Эрдогана «про необходимость консультаций и работы с Москвой» не случайна. Ровно по той причине, что американцы в рамках этих консультаций не дали Анкаре никаких исчерпывающих гарантий своего внятного вмешательства в ситуацию в случае начала военной операции в Идлибе. Помимо это остаются нерешенными многие вопросы американо-турецкого сотрудничества, в том числе и по сирийскому досье, не говоря уже о чисто экономических нюансах таких отношений на фоне в общем-то уже практически неприкрытого экономического прессинга со стороны Вашингтона. Тут же надо упомянуть и тему пресловутого пастора. Помпео в очередной раз подчеркнул «важность освобождения Турцией пастора Эндрю Брансона», арестованного турецкими властями по обвинению в причастности к террористической организации. Госсекретарь и глава МИД Турции «обязались продолжать обсуждения с целью найти решение этого и других вопросов, представляющих общий интерес». Угрозы Вашингтона в адрес Анкары в связи с арестом американского пастора Эндрю Брансона не соответствует принципам альянса между США и Турцией. Об этом, как сообщает в среду газета «Сабах», заявил президент Турции Р.Т.Эрдоган журналистам в самолете по возвращению из Киргизии. «Мы не можем удовлетворить требования, когда они выходят за рамки юридического процесса. Турция является государством с верховенством закона. И все будет сделано в соответствии с законом. Угрозы со стороны США не соответствуют принципам альянса между Турцией и США», — отметил он, добавив, что две страны являются давними членами НАТО. По словам Эрдогана, США «без достаточных оснований действуют против Турции и угрожают ей». Президент также добавил, что США «не смогли предоставить достаточную поддержку для Турции даже в вопросе необходимой закупки вооружения». Напомним, что  суд турецкого города Измир 17 августа в очередной раз отказался освободить из-под домашнего ареста обвиняемого в пособничестве террористам пастора. 1 августа Минфин США ввел санкции в отношении министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу и министра юстиции Абдулхамита Гюля из-за того, что Анкара не позволила вернуться на родину Брансону. МИД Турции осудил решение США и призвал пересмотреть его. То есть, эта проблема в рамках двусторонних консультаций решена не была. Но вернемся к разногласиям между Вашингтоном и Анкарой чисто по сирийскому досье, что безусловно более важно и принципиально с точки зрения предстоящей операции правительственных сил в Идлибе. Корень основных разногласий опять же в курдах. Реализация дорожной карты Турции и США по сирийскому Манбиджу не выполняется столь эффективно, насколько должна. Об этом, как сообщает в среду газета «Сабах», заявил президент Турции  Эрдоган журналистам в самолете по возвращению из Киргизии. «Процесс в Манбидже продвигается не так эффективно, как должен был бы. Я могу сказать, что мы не находимся на том уровне»,- отметил турецкий лидер. «Надеюсь, что в ближайшее время состоятся более эффективные контакты между официальными лицами Турции и США, чтобы ускорить процесс в Манбидже», — добавил Эрдоган. 14 июня Генштаб ВС Турции сообщил, что турецкие и американские военные на переговорах в Штутгарте 12-13 июня согласовали план действий по вопросам вывода курдских формирований из Манбиджа. До этого глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу 4 июня провел в Вашингтоне переговоры с госсекретарем США Майклом Помпео, в ходе которых стороны одобрили дорожную карту по отходу курдских формирований «Силы народной самообороны» (СНС) из Манбиджа. Другими словами, Вашингтон резко сдал назад по вопросу отвода курдских отрядов не только из Манбиджа, но и за Евфрат в целом. При этом о том, чтобы допустить турок на весь периметр сирийско-турецкой границы речи вообще уже не идет. Это в общем-то обусловлено многими факторами: и отказом Анкары сделоть  «подарок» Трампу в виде освобождения пастора накануне промежуточных выборов в Конгресс, и темой С-400, и конечно провалом плана советника по национальной безопасности президента США Дж.Болтона по замене американских сил в Сирии на контингенты аравийских монархий. Если брать еще шире, то Пентагону удалось убедить Трампа в безальтернативности пребывания американцев на севере Сирии с опорой на основных своих союзников в лице курдов. В качестве приманки была использована в том числе и тема возможного пленения курдами  главаря «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) Абу Бкра аль-Багдади, что будет для Трампа главным призом во всех его внутриполитических баталиях. Но этот момент американо-турецкого «непонимания» дает лишний козырь Москве в рамках продвижения своей позиции по Идлибу в ходе предстоящего саммита. Надо учитывать, что для американцев альтернативы курдам в Сирии после ликвидации Южной зоны деэскалации нет. Ровно по той причине, что ставка на сирийских суннитов в этих условиях практически бессмысленна, в том числе и по причине их антагонизма к тем же курдам и по вопросу их фрагментированности и подотчетности иным зарубежным спонсорам. Это уже не говоря о репутационных рисках ставки в общем-то на откровенных джихадистов. Речь в данном случае для Вашингтона идет о том, чтобы удержать под своим контролем именно север Сирии, а не всю страну. Суннитский фактор был необходим именно в последнем варианте. Держать под своим контролем север без курдов, которые там традиционно проживают, нереально. Отсюда и откат назад. Отметим, что на этом фоне как-то затихли и сообщения о консультациях руководства курдской партии «Демократического союза» (ДС) с Дамаском, о которых с таким упоением (вогнали клин американцам) говорили некоторые наши политологи и чиновники МИД. И это логично, и помимо всего прочего наличие такой активности или ее отсутствие является четким индикатором состояния дел в рамках поддержки курдов со стороны Пентагона.

Исходя из всего сказанного, подведем краткие итоги. Решение о проведении военной операции в Идлибе Москвой и Тегераном в принципе принято. И речь в данном случае идет не о самом факте ее проведения, а о масштабах и главных направлениях. И собственно этот момент и будет обсуждаться в рамках предстоящего саммита.

52.3MB | MySQL:103 | 0,463sec