Оценки китайских специалистов процесса эволюции подводных лодок ВМС Израиля

Как известно, в начале 70-х гг. прошлого столетия премьер-министр Израиля Давид БенГурион сказал: «Если бы у Израиля не было выхода к моря, то наша страна была бы подобна крепости и мы будем покорять море, так же как покоряли пустыню». Контроль побережья и обеспечение безопасности морских линий снабжения являются ключевыми элементами стратегии национальной безопасности Израиля на протяжении всей истории современного еврейского государства, поскольку 97% товаров поступает в Израиль на коммерческих судах.

Следует отметить, что ВМС Израиля получили свои первые дизель-электрические подводные лодки еще в 60-е гг. прошлого столетия. Первыми образцами ДЭПЛ ВМС Израиля стали списанные лодки типа S, которые были построены для нужд ВМС Великобритании во время Второй мировой войны.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Оружейное знание» британские кораблестроители модернизировали три лодки типа S уже после окончания Второй мировой войны и установили на них устройства для забора воздуха при следовании в подводном положении, а также более эффективные гидроакустические станции. В таком виде лодки были приняты на вооружение ВМС Израиля под обозначениями «Танин» S-71 и «Рахав»S-73, однако спустя пять лет израильские военные приняли решение о переходе на более тяжелые лодки типа Т и по решению официального израильского руководства в Великобритании было приобретено три таких лодки, которые получили обозначения «Левиафан» S-75, «Дакар» S-77 и «Дельфин» S-79.

В процессе эксплуатации одна лодка затонула по причине поступления забортной воды в прочный корпус, на второй лодке периодически происходили случаи гибели членов экипажа и в этой связи командование ВМС Израиля держало единственную исправную ДЭПЛ «Дельфин» S-79  в военно-морской базе г.Хайфа.

Еще до того как ДЭПЛ «Дельфин» была выведена из состава ВМС Израиля, военно-политическое руководство еврейского государства начало поиск судостроительных компаний, которые могли бы построить достаточно компактные ДЭПЛ, способные действовать в акватории Средиземного моря. В результате проведенной аналитической и переговорной работы израильские военные пришли к выводу о том, что наиболее адекватными технологическими решениями обладают немецкие кораблестроители, которые серийно строили ДЭПЛ проекта 206.

По данным китайских источников, Израиль приобрел необходимую конструкторскую документацию у немецких кораблестроителей и передал ее в Великобританию, где и были построены три ДЭПЛ проекта «Гал», которые прослужили в ВМС Израиля  в период с 1976 по 2002 г.

По данным китайских источников, уже во второй половине 80-х гг. прошлого столетия специалисты ВМС Израиля задумались о необходимости развития подводных сил и в этой связи приобрели в Германии конструкторскую документацию на лодки проекта 209, поскольку планировали внести некоторые корректировки, а постройку лодок должны были выполнить в США. Однако, в связи с интервенцией Ирака в Кувейт в 1990 г. и последовавшим пересмотром бюджета израильским военным пришлось отказаться от услуг американских кораблестроителей.

В результате проведенных переговоров, военно-политическое руководство ФРГ выделило соответствующим предприятиям ОПК субсидии в размере 1,2 млрд марок и благодаря такому решению стало возможным строительство первых двух ДЭПЛ проекта «Дельфин», тогда как третья лодка была на 50% оплачена из бюджета Армии обороны Израиля.

Сотрудничество в области строительства ДЭПЛ между ФРГ и Израилем было продолжено уже в XXI веке. Так, в 2006 г. после того как специальные службы Израиля установили, что Исламская Республика Иран разрабатывает специальные (ядерные) боеприпасы, предназначенные для установки на баллистические ракеты Иерусалим обратился к Вашингтону за дополнительным финансированием оборонных программ.

Денежные средства, поступившие из США, были направлены на финансирование программы строительства на немецких судостроительных верфях (компания HDW) трех ДЭПЛ проекта «Дельфин». Стоимость строительства лодок составила 1,3 млрд евро, однако на 30% контракт был профинансирован немецкой стороной.

Новые лодки при сравнении с субмаринами первой партии имели увеличенное на 28% водоизмещение, что было обусловлено размещение дополнительного отсека от лодок проекта 212 с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) и соответствующими аккумуляторными батареями. По данным китайского специализированного издания «Оружейное знание», ДЭПЛ проекта «Дельфин» оснащены тремя 16-ти цилиндровыми V-образными дизельными двигателями модели 396 S84 (пр-во немецкой компании MTU) мощностью 4180 л.с. каждый. Также на лодке установлено три электродвигателя мощность 750 кВт каждый и один двигатель мощностью 2,85 мВт от компании «Сименс».

В совокупности указанные силовые установки обеспечивают максимальную подводную скорость 20 узлов, надводную скорость 11 узлов, а при скорости 8 узлов дальность плавания в подводном положении достигает 400 миль. Максимальная автономность плавания достигает 30 суток.

В отношении трех ДЭПЛ с ВНЭУ проекта «Дельфин» (также известны как «Супер Дельфин») второй партии известно, что при длине 57,3 м, ширине 6,8 м.  и высоте 6,2 м их надводное водоизмещение составляет 2050 тонн, а подводное 2400 тонн. Экипаж 35 человек и предусмотрены места для размещения 10 боевых пловцов.

Рассматриваемые лодки второй партии оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, позволяющими применять управляемые торпеды DM2A3 и DM2A4 (по оптико-волоконному кабелю) производства немецкой компании STN-Atlas. Данные торпеды позволяют при максимальной скорости 35 узлов поражать надводные и подводные цели на дальности 13 км, а при уменьшенной до 22 узлов скорости дальность поражения корабля вероятного противника достигает 28 км.

В аспекте выполнения задач по борьбе с надводными и подводными кораблями вероятного противника следует отметить, что рассматриваемые ДЭПЛ ВМС Израиля оснащены боевой информационно-управляющей системой ISUS90-1TC (пр-во компании STN-Atlas), состоящей из системы автоматической обработки данных от датчиков, системы управления огнем, навигационной и оперативной систем.

Часть компонентов радиоэлектронного оснащения ДЭПЛ произведено израильской компанией Elta Group, тогда как комплекс гидроакустического обнаружения в составе активно-пассивной станции наблюдения и наведения CSU90, пассивных датчиков обнаружения сигналов ГАС вероятного противника PRS-3 и конформных пассивных ГАС FAS-3 разработан и изготовлен компанией STN-Atlas, что доказывает высокий уровень квалификации немецких специалистов в области гидроакустики.

Кроме того, ДЭПЛ проекта «Дельфин» оснащены четырьмя ТА калибра 650 мм, позволяющие осуществлять пуски противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» (при условии применения специальных футляров) или крылатых ракет (КР) Popeye Turbo со специальными (ядерными) боевыми частями.

Известно, что данные КР имеют максимальную дальность полета 1500 км, что было установлено израильскими военными в ходе испытательных пусков, проведенных в Индийском океане. Следует отметить, что израильские конструкторы самостоятельно развивают КР поскольку США, согласно соглашению о распространении ракетных технологий не предоставляют техническую документацию по КР типа «Томагавк».

Именно благодаря КР типа Popeye Turbo, ДЭПЛ проекта «Дельфин» способны нанести ответный ядерный удар по территории любого исламского государства региона, что является серьезным сдерживающим моментом для военно-политического и духовного руководства Исламской Республики Иран. По данным китайских источников, каждая из рассматриваемых лодок располагает боекомплектов в 16 торпед или ракет.

Крупнокалиберные ТА в совокупности со специальным переходным отсеком позволяют осуществлять высадку боевых пловцов с соответствующим вооружением и техникой.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что основной проблемой ВМС Израиля является отсутствие баз за пределами страны, на которых можно выполнить заправку лодок, пополнение запасов продовольствия и другое обслуживание. По данным китайских источников, единственное государство, которое может оказать содействие ВМС Израиля при действии «Дельфинов» в акватории Персидского залива – это Бахрейн.

52.19MB | MySQL:103 | 0,488sec