К итогам саммита Россия-Иран-Турция по Сирии

В пятницу в Тегеране состоялся трехсторонний саммит РФ — Иран — Турция по вопросам урегулирования ситуации в Сирии. Москва, Тегеран и Анкара договорились продолжить усилия по защите гражданских лиц и улучшению гуманитарной ситуации в Сирии. Они также сочли необходимым упростить процесс формировании конституции Сирии в целях ее скорейшего принятия. Участники саммита условились, что следующая трехсторонняя встреча на высоком уровне по сирийскому урегулированию состоится в России. Следующая встреча лидеров РФ, Ирана и Турции по сирийскому урегулированию пройдет в России. Об этом говорится в итоговой декларации трехстороннего саммита в Тегеране, распространенной в пятницу канцелярией иранского президента Хасана Роухани. Это краткий официальный итог переговоров, который изложен в декларации. При этом единственной технической поправкой в ней стали дискуссии между иранцами и турками в отношении пункта «о перемирии» (на чем настаивал президент Турции Р.Т. Эрдоган), который в конечном счете поменяли на формулировку «политической урегулирования (на чем настоял в мягкой форме президент России В.В.Путин). За этой дипломатической казуистикой кроется, тем не менее, важный момент — Россия и Иран не планируют продолжать соблюдение режима перемирия в Идлибе до бесконечности, что Турция пыталась сделать константой в рамках совместной декларации. Вот на этом собственно и все. Некоторые российские политологи уже успели назвать саммит «судьбоносным» и «имеющим значение, которое трудно переоценить». Ничего этого из результатов встречи однако не следует. Из результатов следует только один вывод — астанинский формат продолжает существовать, а главным итогом трехсторонних переговоров стал временный отказ Москвы и Тегерана от проведения широкомасштабной военной операции в провинции Идлиб. Если проще, то Анкаре удалось продлить срок выполнения взятых ею на себя обязательств по «размежеванию оппозиции в Идлиб на плохую и не очень». Изначально предполагалось, что на этой встрече Анкаре будет фактически предъявлен счет за ее откровенное бездействие в провинции в рамках нивелирования «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ) и аффилированных с ней групп сопротивления и обозначены российско-иранские меры в этой связи именно в военной области. Москва предъявить-то предъявила, но сейчас решила эту тему не обострять и дала Анкаре еще какой-то отрезок времени на решение этого вопроса своими силами. Чем не вполне доволен Тегеран. По крайней мере, официально. То есть, все осталось на той же точке, на которой позиции сторон были до саммита. И в данном случае нет оснований говорить о какой-то «судьбоностности». Возможность военной операции остается на повестке дня, отсюда и все эти словесные игры с «перемирием» и «политическим урегулированием». Это если совсем схематично. Таким образом, главным итогом встречи надо полагать исключительно оттяжку по времени военного решения темы «непримиримых» в Идлибе, что означает отказ от начала широкомасштабной военной операции в среднесрочной перспективе. Чем при это мотивировалась примирительная позиция Москвы? Комплексом причин, среди которых и нежелание сейчас дополнительно обострять отношения с США и коллективным Западом, а также ООН. В случае с Идлибом их позиция солидарно-негативная. Также Москва решила в этих условиях пока не ставить под вопрос само существование формата переговоров в Астане, что в условиях резкого расхождения в видении основных перспектив в рамках разрешения сирийского кризиса с ООН однозначно качнуло бы качели в сторону Женевы. В этой связи представляется, что именно противопоставление Астаны Женеве на сегодня для российской дипломатии важнее, чем зачистка Идлиба. Судя по всему, время, которое стороны обозначили в качестве срока решения проблемы Идлиба силами исключительно Турции, должно завершиться к российскому раунду переговоров, сроки которых, как мы видим, четко не обозначены. Рискнем предположить, что схематично этот срок должен закончится к концу года. После этого стороны должны констатировать либо отсутствие всяческого прогресса в этой области с принятием адекватных военных решений, либо тот факт, что Анкара начала эту проблему решать. Что еще? Это упор на гуманитарный аспект. Мы сейчас не об общем вкладе и призывах участников саммита к «мировому сообществу» решать сообща тему восстановления Сирии. Эта глупость с точки зрения здравого смысла, поскольку совершенно очевидно, что Сирию России надо будет восстанавливать либо совсем в одиночку, либо в лучшем случае при каком-то содействии Китая и Ирана. Все надежды российского МИДа на иное развитие событий надо полагать утопией. Это, кстати, следует и из официальной западной позиции. ЕС сможет помочь восстановлению Сирии только после политического перехода. Об этом заявил в пятницу 7 августа постпред Франции при ООН Франсуа Делатр, выступая на заседании Совета Безопасности по Идлибу. «Евросоюз четко заявил о том, что сможет помочь восстановлению Сирии только после инклюзивного политического перехода», — сказал он. Такую же позицию высказала и постпред США при ООН Никки Хейли. Она заявила, что Вашингтон «не видит смысла вкладывать деньги налогоплательщиков для помощи режиму Асада». «Соединенные Штаты не будут воспринимать запросы о помощи с восстановлением, пока мы не увидим конкретных результатов истинного политического процесса, который положит конец войне и предоставит свободу сирийскому народу, никто не должен также этого делать, — сказала она. — Это было бы абсурдным, американские налогоплательщики не будут субсидировать кампанию разрушения Асада». То есть, никогда. Но мы сейчас не об этом общеизвестном факте, а о теме беженцев. Срок до нового саммита стороны (и в частности, в первую очередь Москва) планируют использовать для максимального снижения гуманитарных рисков в случае проведения военной операции. Массовый исход беженцев в Турцию с соответствующими реляциями со стороны мирового сообщества (и прежде всего ЕС, он главный «пострадавший» в случае начала новой волны миграционного кризиса, как с точки зрения повышений траншей Анкаре за сдерживание такой новой волны, так и с точки зрения затрат на обустройство части этой толпы у себя дома) сейчас Москве не нужен. Рискнем предположить, что и об этой теме В.В.Путин разговаривал в этом месяце с А.Меркель, для которой новые рецидивы миграционного наплыва будут означать автоматический конец политической карьеры. И в этой связи миролюбивая позиция Москвы по отношению к просьбам Анкары повременить с военной операцией в общем-то понятна: Москве нужно довести до ума газопровод «Северный поток-2», и всяческие катаклизмы в Берлине в этой связи ни к чему. Отсюда и предстоящая в следующие месяцы практика Москвы по максимальному «растаскиванию» массы сирийских беженцев из Идлиба путем локальных соглашений по вопросам их возвращения в традиционные места проживания. Причем с попытками привлечь к этому процессу ООН, которая  готова работать в сирийской провинции Идлиб, чтобы открыть эвакуационные коридоры для гражданского населения. Об этом заявил спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура, выступая по видеосвязи на внеочередном заседании Совета Безопасности по ситуации в Идлибе 7 сентября. «У людей должно быть право свободного перехода в те точки, которые они сами изберут, если они временно пожелают уйти. Должен быть также целый ряд добровольных путей эвакуации для гражданских в любом направлении — восток, запад, север и юг», — сказал дипломат. «ООН готова — и я уверен, что это распространяется на всех моих коллег в гуманитарных подразделениях — работать и на местах, и по всем модальностям и параметрам, чтобы открыть такие добровольные эвакуационные маршруты, если это потребуется при полном соблюдении международного гуманитарного права», — добавил он. От себя добавим, что российская дипломатия сейчас начнет активно этот тезис использовать в рамках его превращения в реальную практику. Но рискнем предположить, что «готовность» ООН так и останется в конечном счете исключительно готовностью. Отсюда вывод — заниматься этим вопросом на практике предстоит исключительно российским военным через уже отработанные ранее алгоритмы в других зонах Сирии. Из всего сказанного вывод — принципиальное решение Москвы повременить с операцией в Идлибе было принято по итогам российско-немецких консультаций на высшем уровне в прошлом месяце, и нынешний саммит в Тегеране в принципе уже ничего не решал с этой точки зрения. Все решения для себя Москва приняла еще в середине августа. Интересно, что тогда никто из политологов так и не понял, для чего российский президент так неожиданно поехал в Берлин. Вот пример сообщений на эту тему тогда. «Мировые СМИ обсуждают перспективы встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель. Переговоры лидеров России и Германии пройдут 18 августа в Берлине. В центре внимания, как ожидается, будут ситуация в Сирии и на Украине, а также американские санкции. По пути в Берлин российский лидер заедет в Австрию с частным визитом по приглашению главы МИДа этой страны. Официальной повестки встречи не существует, так же как и четкого регламента, как она должна проходить. Ожидается, что перед началом переговоров оба лидера сделают некие заявления для прессы и, может быть, из них станет понятно, на что именно будет сделан акцент на переговорах». Теперь понятно, что повестка дня существовала. Если грубо, то это отказ Москвы от военной операции в Идлибе в обмен на снижение рисков для лично А.Меркель, с которой связывается реализация проекта «Северный поток-2». Это если совсем грубо и схематично. Так что в Тегеране лишь зафиксировали этот момент, а соответствующе информационное нагнетание ситуации перед саммитом в рамках желания Москвы провести военную операцию с демонстрацией таких возможностей (бомбардировки целей радикалов в Идлибе накануне саммита) надо расценивать исключительно только лишь как усиление своих переговорных козырей в рамках давления на Анкару. Так что в Тегеране, если угодно, ничего «судьбоносного» не решалось, все  уже было решено до этого. И обещания В.В.Путина по этому поводу А.Меркель было достаточно, и отсюда очень мягкая по сравнению с иными западными столицами публичная позиция Берлина в отношении кризиса в Идлибе. В этой связи надо признать, что Москве в очередной раз удалось провести неплохую внешнеполитическую партию, запутав и напугав всех окончательно, но при этом разменяв второстепенное на главное.
В этой связи обратим внимание на комментарии глав Ирана и Турции после саммита. Президент ИРИ Хасан Роухани внешне был непреклонен, но суть вопроса опять же в том, что накануне введения второго пакета антииранских санкций США в ноябре и в связи не определившейся ясно и официально позицией Брюсселя Тегерану совсем не с руки его лишний раз дразнить и провоцировать. Но лицо надо сохранить, и иранцы его сохранили путем соответствующей риторики. То же самое справедливо и по отношению к Анкаре. Турция не намерена оставаться в стороне, если международное сообщество будет игнорировать убийство невинных людей в Сирии. Об этом написал в субботу на своей странице в Твиттере президент Турции Р.Т.Эрдоган. «Если ради интересов режима [президента Сирии Башара Асада] будет игнорироваться убийство десятков тысяч невинных людей, то Турция не сможет продолжать оставаться партнером или просто созерцателем в подобной игре. На саммите в Тегеране Турция открыто заявила о том, что методы, игнорирующие безопасность мирных сирийских граждан, не приносят никакой пользы, а только облегчают действия террористов», — отметил президент. По словам Эрдогана, «вопрос по Идлибу следует решать, не провоцируя новое горе, напряженность, проблемы, и сохраняя приверженность духу Астаны». «Сохранение принципов, по которым мы достигли договоренностей в Астане, также значимо для поиска стабильного политического решения сирийского кризиса. Не стоит воспринимать как де-факто прикрытые вывеской борьбы с террором события в регионе. Необходимо противостоять сепаратистским повесткам дня, нацеленным на ослабление безопасности сопредельных стран и территориальную целостность Сирии», — написал турецкий лидер. Касаясь темы беженцев, он напомнил, что Турция уже приняла 3,5 млн сирийцев, а также продолжит «работу по обеспечению добровольного и надежного возвращения беженцев и поискам стабильного решения на общей основе всех сторон сирийского конфликта». Нормальный посыл к националистическому электорату, но с одной поправкой. Внесением в него темы Астаны, что принципиально важно для Москвы. И опять же темы беженцев, что является ясным посылом уже к тому же ЕС, и Берлину в частности.
Из всего сказанного возникает закономерный вопрос: так снята ли с повестки дня тема военной операции в Идлибе? Временно снята, но не окончательно. Эта «дубинка» и далее будет всячески использоваться Москвой, в том числе и в рамках диалога с европейцами, и немцами в первую очередь. Но пока речь будет идти в большей степени о риторике и подготовке условий для ее проведения, что ставит тему максимального вывода беженцев из этой провинции на первый план. Ну а пока надо помимо этого очень пристальное внимание обратить на тему присутствия «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в «кармане» от Дейр эз-Зора к Пальмире. Возможная военная операция начнется скорее всего там. И собственно, судя по всему, эта тема начинает все более играть первую скрипку. Обратим внимание на сообщения американских СМИ. Американский телеканал Си-эн-эн утверждает, что Москва в течение последней недели дважды уведомляла Вашингтон о том, что ее силы и сирийские войска готовы наносить удары на территории Сирии, где находятся «десятки американских военных». Соответствующий материал опубликован на сайте телеканала в четверг. По версии его источников в Пентагоне, российская сторона заявила, что «на территории, находящейся под защитой военных США, находятся боевики». Как отмечает телеканал, в Вашингтоне в связи с этим возникли «опасения, что американские силы окажутся под угрозой, если Россия нанесет удар». С американской стороны якобы последовали «предупреждения Москве не бросать вызов военному присутствию США». Как говорится в публикации, Вашингтон, в частности, озабочен безопасностью американских военных на базе Эт-Танф в провинции Хомс под командованием США. Согласно данным телеканала, «есть опасения, что россияне могут применить авиацию или свои военные корабли в восточной части Средиземного моря для нанесения ракетного удара по тем, кто, как они заявляют, являются боевиками». В публикации говорится, что «это может привести к конфронтации, в которую будут непреднамеренно вовлечены американские силы, если российский удар будет неточным». «Мы, безусловно, рекомендовали им держаться подальше от Эт-Танфа, — приводит телеканал слова военного источника. — Мы готовы к ответным действиям». Си-эн-эн также приводит данные источников, сообщивших, что они «в последние дни не наблюдали наращивания российских наземных сил». В российском Центре по примирению враждующих сторон (входит в Минобороны) на территории Сирии 1 сентября заявили журналистам, что сирийские военные захватили боевиков, которые должны были совершить теракты в Пальмире. Как уточнили военные РФ, один из взятых в плен террористов сообщил, что в подготовке группы принимали участие американские инструкторы с базы Эт-Танф. Отметим, что такие сообщения скорее всего не являются обыкновенным «фейком». И доказательством этого следует считать военные учения, которые американцы спешно организовали на востоке Сирии. Силы коалиции во главе с США по борьбе с группировкой «Исламское государство» начали в пятницу учения на востоке Сирии, сообщает сайт коалиции. «Учения включают атаку с воздуха на подразделение размером с роту с боевыми стрельбами… Наши силы продемонстрируют способность быстро развертываться, атаковать цель интегрированными воздушными и наземными силами и проводить быстрое проникновение в любом месте в районе совместных операций коалиции», — говорится в сообщении. Уточняется, что учения проводятся в районе гарнизона Эт-Танф и 55-километровой зоны вокруг него. Отмечается, что коалиция проводит работу по предупреждению конфликтов с «российскими коллегами, используя соответствующие установленные каналы, предназначенные для предотвращения недопонимания или эскалации напряженности». Это конечно не ответ США на российские учения, как поспешили заявить некоторые отечественные эксперты. Размах не тот просто. В данном случае это демонстрация того, что России не следует залезать в зону Эт-Танфа при ликвидации оплотов ИГ на востоке Сирии. «Карман» сторонников ИГ в этом районе плотно примыкает к Эт-Танфу, отсюда и предупреждения. Предупреждать американцев о рисках в связи с операцией в Идлибе бесполезно, их там просто нет.

62.93MB | MySQL:102 | 0,569sec