Закрытие офиса ООП в Вашингтоне : правовые аспекты и возможные последствия

Как и вызвавшая негодование многих недоброжелателей декларация Д.Трампа о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, объявленное в начале текущей недели решение о закрытии представительства Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне имеет под собой вполне четкую правовую основу. Еще в 1987 г. Конгресс принял Акт о терроризме, в соответствии с которым ООП признавалась террористической организацией, и ей в числе прочего запрещалось иметь любое представительство на территории США. После затянувшихся судебных дебатов, это решение было исполнено, а организация лишилась своего офиса вплоть до соглашений Осло 1993 г. Тогда в знак признательности за участие в диалоге ООП вновь получила возможность открыть свою миссию, а президент США, в свою очередь, каждые полгода должен был продлять отсрочку на её закрытие. В изначальной трактовке, одобренной Конгрессом, палестинцы должны были доказывать приверженность мирному процессу для того, чтобы офис ООП не постигла прежняя участь. С 1997 г. лидер США мог лишь объявить, что представительство сохраняется по «соображениям национальной безопасности», что еще больше упростило всем работу.

Дальнейшие активные попытки палестинцев получить статус полноценного государства-участника в ООН и последующее присоединение к Международному уголовному суду (МУС) насторожили американские власти, после чего аргументация для продолжения деятельности миссии ООП была запрошена более серьезная. Начиная с 2011 г. Конгресс ввел условие, при котором президент лишается права предоставлять отсрочку, если палестинцы обращаются в ООН за предоставлением полноправного членства до заключения соглашения с Израилем. Возобновить свою работу офис ООП может только в том случае, если палестинская сторона будет участвовать в переговорном процессе. В 2015 г. аналогичным образом введение отсрочки было запрещено при обращении палестинских представителей в МУС с исками против Израиля. Учитывая явное несоблюдение упомянутых условий, решение нынешней администрации получило под собой вполне прочную правовую основу. Попытки обвинить Израиль в совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда в Гааге, имеют место с очевидным постоянством. Даже принимая во внимание, что США так и не обнародовали свой мирный проект, М.Аббас и его администрация отказываются от любых контактов с американскими посредниками, хотя это могло бы позволить организовать как минимум непрямые переговоры.

Из давней истории конца 1980-х гг. следует еще один урок, относящийся к работе палестинцев в ООН, которую теперь они старательно активизируют. Тогда помимо информационного офиса ООП в Вашингтоне была предпринята попытка добиться прекращения работы и палестинского представительства при самой организации, поскольку формально её учреждения в Нью-Йорке находятся на территории США. Сделать этого не удалось, равно как не получится и теперь, но создать сложности в том, чего палестинская сторона пытается добиться после решения о закрытии офиса ООП, потенциально может. Сейчас Рамалла особенно рассчитывает на т.н. «Группу 77» — объединение 77 развивающихся стран в рамках ООН. Летом нынешнего года палестинский представитель Р.Мансур был избран её председателем с 1 января 2019 г. Для палестинской стороны это событие означает потенциальную возможность укрепить свое влияние в организации и мире в целом,  добиваясь признания своей государственности.

Однако следование данному курсу может натолкнуться на ряд препятствий. Во-первых, учитывая, что объединение создано из развивающихся стран, то его основным полем деятельности являются международные программы развития, существующие в рамках ООН. Они направлены как на повышение уровня самих государств-участниц блока, так и на обеспечение их более тесного сотрудничества с ключевыми международными игроками, способными поделиться опытом и ресурсами. Попытки палестинцев политизировать структуру могут привести к тому, что США будут вводить новые санкции в отношении специализированных учреждений ООН, и компенсировать эти финансовые потери будет не так уж просто.

«Группа 77» также не стремиться приобрести особый статус с точки зрения международно-политического влияния. В этой связи шаг по предоставлению палестинцу права председательства на год считается ими преимущественно символическим жестом, направленным на то, чтобы о палестинском вопросе помнили, а не на то, чтобы его обязательно разрешили. Впрочем, и здесь следует учесть, что даже если отдельные представители блока пойдут на поводу у палестинцев, США с высокой долей вероятности не отступят от избранного курса, продолжая давление по линии ООН, а также, возможно, делая новые реверансы в сторону Израиля. Последний, напомним, особенно хотел бы добиться признания своего суверенитета над Голанами. Хотя в целом данный сценарий все же не самый реалистичный.

Таким образом, нынешняя американская администрация, вопреки мнению большинства, не изобретает чего-то нового, а идет по пути введения в действие мер, которые были разработаны её предшественниками. Следовательно, если кто-то и заложил бомбу в мирный процесс, то сделал это сравнительно давно, не хватало лишь той силы, которая неизбежно приведет её в действие. Также стоит отметить, что помимо нового свидетельства особой дружбы Израиля и США, которым стало решение о закрытии офиса ООП, оно же продемонстрировало вновь и тесную взаимосвязь между ближневосточной страной и республиканцами. Именно они в последнее время старательно давили на власти с использованием аргументов в виде существующего законодательства, доказывая, что время на любые отсрочки для палестинцев исчерпано.

Главным следствием нынешних шагов Белого дома с высокой долей вероятности станет усиление баталий на площадке ООН, остающейся, по сути, единственным местом, где М.Аббас и его приближенные пока имеют легитимность. При этом в ход пойдут надуманные аргументы палестинской стороны. Вероятнее всего, первое сражение можно будет увидеть на предстоящих прениях Генеральной Ассамблеи. Однако рациональное зерно в американской стратегии по отношению к палестинцам есть. Заключается оно в последовательном устранении тех элементов, которые явно отжили свое. Подобно тому, как нельзя быть беженцем в третьем поколении, сейчас Вашингтон показывает, что ООП не считается выразителем интересов всего палестинского народа.

52.18MB | MySQL:103 | 0,603sec