О проблеме атеизма в Египте

В Египте доминирующей религией является ислам, христиане-копты же составляют порядка 15% населения Египта. Атеизм —  явление относительно новое для египтян, но оно одинаково неприемлемо и чуждо и для мусульман, и для коптов этой страны, оно шокирует и пугает общественность. По данным университета «Аль-Азхар», в 2014 году в Египте насчитывалось около 900 атеистов. Глава египетского комитета по религии Омар Хамруш еще в конце декабря 2014 года сказал в интервью немецкому изданию Der Spiegel:  «Атеизм должен быть наказуем, так как у атеистов нет веры и они оскорбляют авраамические религии… Если кто-то отказывается от религии, к которой он принадлежал, то он тем самым оскорбляет все религии»[i]. А по мнению депутата Мустафы Бакри, «распространение атеизма — это выражение декаданса, которое угрожает всему обществу»[ii]. Салиб Матта, священник и член руководящего органа Коптской Православной Церкви, поддержал его, утверждая, что «общество должно противостоять этому явлению, поскольку оно будет оказывать негативное влияние на будущие поколения. На Египет, как центр Ближнего Востока, идет атака как на религиозном, так и на политическом и экономическом фронтах, и мы должны устоять»[iii].

Следует хорошо понимать, что в Египте атеизм рассматривается как феномен опасный и табуированный, и по незнанию приравнивается к атеистическому сатанизму (или пансатанизму), учению, оправдывающему Сатану и говорящему, что «все религии в мире придуманы самим человеком, а Бог – это всего лишь уравновешивающий природу фактор»[iv]. То есть для простого египтянина сказать «атеист» значит то же самое, что и «сатанист» и «развратник». Однако само слово «атеизм» происходит от греческого Teos – «Бог» с отрицательной частицей -а. Само понятие «атеизм» возникло в Древней Греции, где оно обозначало не столько неверие в сверхъестественные силы вообще, сколько непочтение к местным богам и традициям, нарушение этических устоев общества. Атеизм, в лексическом значении в арабском языке («ильхад» — الإلحاد ) — это отход или отклонение от чего-либо.  В религиозном значении, атеизм — это отклонение от истинной религии.  Атеизм разделяется на несколько видов: атеизмом считается язычество и предание божественных качеств созданиям, либо, предание в сотоварищи Аллаху другого божества . Атеизмом также считается отрицание существования Всевышнего Аллаха. Оба этих вида атеизма  являются отклонением от  человеческой сущности, заложенной в нем Аллахом (фитра) и  сокрытием явного и очевидного. В Коране говорится, что «воистину, Ад – это место, обещанное всем им (безбожникам – авт.). Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть» (Коран, 15: 43-44).

Распространение атеизма среди мусульман в настоящее время, по мнению многих улемов, началось после распада исламского халифата. В Египте атеистов называют по-разному: «мульхид» (атеист, неверующий), «муртад» (отрицающий, отвергающий) или «кяфир» (безбожник), и все эти термины означают ересь и вероотступничество, носят уничижительный характер). Атеист считается там некоторыми даже более опасным человеком, чем исламистский террорист, поскольку отказ от религиозного верования приравнивается в исламе к богохульству. Распространению атеизма в Египте способствовал Исмаил Ахмад Адхам, который в 1926 году в Александрии издал книгу под названием «Почему я атеист».  В Каире Исмаил  основал в 1928 году журнал под названием «Эпохи», на страницах которого он рьяно критиковал религию, которая, по его мнению, являлась причиной отсталости, и призывал отказаться от нее. В 1928 году он основал Египте общество распространения атеизма через литературную деятельность, а в 1930 году основал крестьянскую партию как платформу несения коммунистических идей в массы.  Однако широкого распространения атеизм не получил, и до сих пор оставался как бы в тени. В 1982 году был принят закон, в соответствии с которым предусматривается тюремное заключение от шести месяцев до пяти лет для тех, кто «использует религию в устном виде, письменно, или любыми другими средствами, для продвижения экстремистских идей с целью распространения раздоров или принижения (или пренебрежения) одной из монотеистических религий и их разных течений, или нанесения вреда национальному единству»[v].  Необходимо, правда, заметить, что этот закон также широко использовался в судебных процессах против мусульман и христиан за оскорбление религии.

Египетские законы предусматривают наказание за любое оскорбление или недостаточное уважение по отношению к трем монотеистическим религиям — исламу, христианству и иудаизму. Исследователь EIPR Амр Эззат обращает внимание на тот факт, что «в египетской конституции официально прописано, что людям гарантируется свобода вероисповедания и свобода убеждений, однако это относится только к трем основным религиям, упомянутым в законе – исламу, христианству и иудаизму. Любая форма веры, отличная от признанных государством исламских и христианских сект, немедленно считается незаконной, и, таким образом, права ее ущемляются»[vi]. Атеизм отвергается большинством египетского общества, и религиозные власти страны, как мусульманские, так и христианские, неоднократно заявляли о необходимости борьбы с ним. Мухаммед Заки, глава Высшего совета «Аль-Азхара», считает, что  «необходимо принять законы, которые бы предостерегали людей от нарушения естественных инстинктов человека и наказывать тех, кто  соблазнился атеизмом. Страх перед наказанием должен быть очень сильным, чтобы помешать распространению  среди мусульман этих ядовитых идей, особенно среди  молодых»[vii].

Тем не менее, с наступлением эры интернета явление атеизма приняло гораздо больший размах. Возникла своеобразная мода на него как наиболее смелое, даже вызывающее учение, противостоящее невежественному «суеверию» большинства. Интернет позволил атеистам из мусульманского мира выйти на связь друг с другом,  появились разнообразные блоги, форумы, аккаунты в социальных сетях, посвященные атеизму. Разумеется, «арабская весна» тоже оказала огромное влияние на то, что атеистические взгляды стали открыто высказывать те, кто раньше этого боялся.  Любопытно, что, начиная с 2015 года,  атеизм стал также трендовой темой на египетских телевизионных каналах, когда впервые стали делать ток-шоу, куда приглашались «заблудшие» атеисты наряду с христианскими священниками и мусульманскими шейхами[viii]. Ведущие ток-шоу спрашивали атеистов, что заставило их отказаться от ислама и христианства, в то время как проповедники обсуждали те проблемы, с которыми они (атеисты –  авт.) сталкиваются в своей жизни и что привело их к атеизму. Египетские средства массовой информации назвали это явление «войной с атеизмом» и сравнили его с рядом войн, которые Египет вел в течение последних полутора лет, как, например, война против терроризма или коррупции[ix]. Шейх Ахмед Турки, ответственный за решение проблемы атеизма и  координатор анти-атеистической инициативы Министерства по делам вакфа (религиозного имущества), сказал, что «(Атеизм) — это вопрос национальной безопасности. У атеистов нет принципов; то, что у них есть — это ошибочные концепции (идеи) — в этике, взглядах общества и даже в их националистической принадлежности. Поэтому, если (атеисты) восстанут против религии, они восстанут против всего»[x]. Здесь нужно пояснить, что имеется в виду не только политический аспект, но и этический, так как в Египте смертельно боятся роста гомосексуальности и «сексуализации» общества, и это вызывает «моральную панику»[xi].  Как вполне ясно из всего вышесказанного, атеизм для власти является угрозой национальной безопасности Египта. Однако в сентябре 2015 года бывший великий муфтий Египта Али Гомаа заявил на студенческой конференции, что «Аль-Азхар» провел исследование атеизма с участием 6000 молодых людей, и 12,5 % из них назвали себя атеистами. «Это очень большой процент», по мнению великого муфтия «когда показатель был на уровне двух процентов, это уже считалось катастрофой»[xii].

В январе 2018 года Религиозный комитет при египетском парламенте объявил, что намерен инициировать законопроект об уголовном преследовании и запрете атеизма, этого «настоящего бедствия, которое особенно распространяется  среди египетской молодежи». Египетский министр по делам вакфа (религиозного имущества) Мохтар Гомаа  заявил, что власти принимают все надлежащие меры для предотвращения распространения атеизма в стране. Выступая на заседании парламентского комитета по религиозным делам, посвященному вопросу популярности атеистических идей в египетском обществе, М.Гомаа заверил, что его ведомство «по всем фронтам борется с распространением атеизма, ереси и экстремизма». М.Гомаа добавил также, что его ведомство разработало комплексную стратегию противодействия распространению «неуместных идей» в интернете, особенно в популярных социальных сетях «Твиттер» и «Фейсбук». При этом министр заметил, что, несмотря на то, что атеизм в Египте распространен весьма слабо, терять бдительность не следует, и необходимо принимать профилактические меры, как, например, сформулировать «этический кодекс» и обязать СМИ следовать этим нормам.

Все это – не пустые слова. Как отмечает историк Доминик Авон, «египетские власти … говорят о практически минимальных цифрах (о численности атеистов – авт.), но,  если это действительно так, возникает вопрос, почему атеизм так пугает главный религиозный авторитет страны, университет «Аль-Азхар»: один его улем как-то заявил, что нет более страшного проступка, чем атеизм». В последние годы против тех  людей, которые открыто выражают свои атеистические взгляды, вообще ведется активная война. В январе 2015 года студента Карима аль-Банну приговорили к трем годам тюрьмы за то, что на своей страничке в «Фейсбук» он открыто заявил о том, что он атеист. Адвокат студента рассказал, что Кариму было отказано в праве на защиту, однако самым поразительным обстоятельством дела аль-Банны было то, что его собственный отец свидетельствовал в суде против него[xiii]. На студента Шерифа Габера подал в суд президент университета Суэцкого канала Мохамедейн за создание на «Фейсбук» страницы «Атеист», и он был осужден на год тюрьмы. Шериф Габер вспоминает: «Я не мог поверить в то, какие силы были брошены на борьбу со мной ради безопасности государства:  в  три часа ночи несколько бронемашин и армейских машин окружили мой дом! Я сказал, что, должно быть, по меньшей мере Усама бен Ладен проживает  в одном доме со мной… я не знал, что я так опасен»[xiv]. Ахмед Харкан, атеист, выразивший свои взгляды на телевидении, был избит на улице вместе с женой за «богохульство», а, обратившись в полицейский участок, он подвергся еще большим избиениям и оскорблениям, и ни о какой помощи речь и не шла[xv]. Египетский правозащитник Рами считает, что «в последнее время мы стали свидетелями ужасающих репрессий в отношении … свободы выражения мнений в целом. В нашей конституции четко прописано, что каждый человек в Египте волен выбирать свои убеждения… А атеизм – это тоже определенного рода вера, нравится это людям или нет»[xvi]. В марте 2018 года Мухаммед Хашем[xvii], другой египетский атеист, также будучи гостем телевизионной программы на MEMRI TV, подвергся резкой критике со стороны ведущего и шейха, его попросили покинуть программу и ведущий в резких выражениях посоветовал ему «провериться у психиатра, поскольку он, видимо, просто душевнобольной»[xviii].

Атеизм рассматривается в Египте как опасное явление, будоражащее неокрепшие умы молодых египтян, и против него ведется непрекращающаяся борьба.  Разумеется, многочисленные аресты и преследования атеистов Египта поднимают вопрос о свободе слова и демократии в стране. Но не будем забывать, о какой стране идет  речь. Так что, несмотря на все призывы мировых организаций по правам человека прекратить преследования атеистов в Египте, разумеется, политика государства не прекратит защищать моральные ценности и целостность египетской нации, так как и копты, и мусульмане едины в том, что атеизму не место на египетской земле.

Автор считает нужным подчеркнуть, что статья имеет исключительно исследовательский характер, и, будучи мусульманином, он категорически против атеизма.

[i]                       http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/288240/Egypt/Politics-/Endowments-ministry-taking-steps-to-protect-Egypt-.aspx

[ii]                      https://rossaprimavera.ru/news/84d43cf7

[iii]                     https://www.worldbulletin.net/africa/egypts-muslim-christian-authorities-unite-against-atheism-h148163.html

[iv]                     https://prosvetitel-13.livejournal.com/11094.html

[v]                      http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/151/120204/Egypt/Features/Egypts-war-on-atheism.aspx

[vi]                     http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/151/120204/Egypt/Features/Egypts-war-on-atheism.aspx

[vii]                    https://stepfeed.com/an-egyptian-lawmaker-wants-to-criminalize-atheism-5128

[viii]                   https://www.youtube.com/watch?v=m-PbWz-7TBs AlHayah 2 TV  مصر الجديدة — أحمد حرقان «ملحد» : أنا أعتنق فكر الإلحاد لعدم وجود إله لهذا الكون

[ix]                     https://egyptianstreets.com/2018/05/15/atheists-in-muslim-majority-countries-between-inclusion-and-exclusion/

[x]                      http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/0/120204/Egypt/0/Egypts-war-on-atheism.aspx

[xi]                     https://www.newsweek.com/egypt-atheism-illegal-crackdown-non-believers-religion-islam-772471

[xii]                    https://raseef22.com/life/2013/08/13/الإلحاد-في-مصر/

[xiii]                   https://dailynewsegypt.com/2015/03/14/student-in-hiding-after-prison-sentence-for-atheism-confirmed

[xiv]                   https://dailynewsegypt.com/2015/02/17/egyptian-student-given-prison-sentence-for-atheist-facebook-posts/

[xv]                    https://www.albawaba.com/news/egypt-waging-war-atheism-645128

[xvi]                   https://stepfeed.com/an-egyptian-lawmaker-wants-to-criminalize-atheism-5128

[xvii]                  https://www.youtube.com/watch?v=J5aseBw4BmM Egyptian TV Host Kicks Atheist Out of Studio, Recommending Psychiatric Treatment

[xviii]                 https://www.alaraby.co.uk/english/comment/2018/5/17/egypts-jekyll-and-hyde-approach-to-atheists

52.23MB | MySQL:103 | 0,464sec