Оценки контактов военно-политического руководства КНР и Пакистана

Визит Министра иностранных дел КНР Ван И в Пакистан

Как сообщают СМИ КНР, 7 и 8 сентября 2018 г. член Государственного совета КНР – министр иностранных дел Ван И находился с официальным визитом в Пакистане и провел переговоры с новым руководителем внешнеполитического ведомства – Махдумом Шах Махмудом Куреши. В ходе переговоров Ван И отметил, что военно-политическое руководство КНР надеется, что пакистанские партнеры продолжат работу по сохранению единства многонационального мусульманского государства, преодолению трудностей внутреннего и внешнего характера.

Руководитель МИД КНР подтвердил, что Пакистан остается для Поднебесной «всепогодным» стратегическим партнером и официальный Пекин продолжит всемерно поддерживать Исламабад на условиях дружбы, партнерства и добрососедства. Кроме того, руководство КНР будет развивать межпартийные контакты с новой партией власти в Пакистане для сближения точек зрения по двусторонним и многосторонним вопросам повестки дня. Известно, что Ван И передал пакистанскому коллеге официальное приглашение для премьер-министра Имрана Хана совершить официальный визит в КНР в ноябре 2018 г. Очевидно, что руководитель пакистанского государства примет участие в работе Китайской международной выставки импортных товаров.

По словам министра иностранных дел КНР Ван И, китайская сторона придает серьезное значение взаимодействию с Пакистаном в условиях внешнеполитического и внешнеэкономического давления со стороны США. Ван И отметил, что китайские инвесторы и компании, участвующие в реализации межгосударственного проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), который к настоящему моменту уже позволил создать 70000 рабочих мест для граждан Пакистана, а также обеспечивает от 1 до 2% роста ВВП мусульманского государства.

Следует отметить, что на первом этапе создания КПЭК было запланировано строительство 22 объектов базовой инфраструктуры из которых 9 уже построено и еще 13 находятся на разных этапах. Необходимо учитывать, что строительство 18 объектов полностью профинансировано китайскими компаниями и кредитно-финансовыми организациями и еще на 4 выделены кредиты на особых условиях.

Одновременно с финансированием КПЭК китайская сторона на регулярной основе выделяет кредиты на поддержание стабильного функционирования экономической системы Пакистана. Именно по причине такого тесного экономического сотрудничества официальный Вашингтон оказывает давление на МВФ в процессе рассмотрения заявки Исламабада на очередной заем.

Ван И отметил необходимость увеличения экспортных поставок из Пакистана в КНР для выравнивания торгового дисбаланса и привлечения новых частных малых и средних предпринимателей мусульманского государства. По словам руководителя внешнеполитического ведомства КНР, со своей стороны соответствующие ведомства Поднебесной приложат усилия по упрощению порядка импорта продукции из Пакистана.

Кроме того, китайские партнеры заинтересованы в развитии на территории Пакистана новых радиоэлектронных производств, развитию сельскохозяйственного производства, системы водоснабжения, создании новых учебных и лечебных заведений.

Одновременно с обсуждением экономических и политических вопросов, руководители МИД двух стран уделили особое внимание вопросам борьбы с террористической угрозой, исходящей от отрядов «Спорта Восточного Туркестана» — военизированного крыла «Исламского движения Восточного Туркестана».

Известно, что специальные подразделения Народной вооруженной полиции КНР и Народно-освободительной армии Китая на постоянной основе проводят широкомасштабные контртеррористические операции на территории приграничного региона  — Синьцзян-Уйгурского Автономного Района, который является отправной точкой КПЭК. В этой связи Пекин и Исламабад планируют развивать взаимодействие между ВС и специальными службами  на «афганском направлении». Известно, что НОАК содействует силам безопасности Афганистана в вопросах борьбы с исламистами в приграничных регионах.

В рамках этой работы китайская сторона обеспечивает строительство базы для горно-стрелковой бригады ВС Афганистана в районе Ваханского коридора (основной маршрут передвижения уйгурских сепаратистов в лагеря подготовки и обратно в КНР). Основная особенность данного региона это высокая сложность организации постоянного дорожного сообщения из-за высокого уровня снежного покрова на протяжении 8-9 месяцев.

Следует отметить, что китайские военные еще в 2016 г. оказывали помощь американским специальным подразделениям в данном регионе в рамках одной из операций по борьбе с исламистами. В дополнение к вышесказанному, необходимо указать, что борьба с террористической и исламистской угрозами, исходящими с территории Афганистана – это одни из основных задач Пекина и Исламабада по обеспечению национальной безопасности.

Также, Ван И призвал пакистанских политиков и дипломатов совместно противостоять торговому протекционизму, возвращению режима «холодной войны» и установлению одностороннего политического порядка, а также продвигать строительство новой системы международных отношений. Китайские дипломаты особое внимание уделили вопросам развития двусторонних культурных контактов.

Со своей стороны министр иностранных дел Пакистана Махдум Шах Махмуд Куреши выразил надежду, что официальный Пекин окажет содействие пакистанским партнерам в развитии экономики, борьбе с бедностью, коррупцией, природными чрезвычайными ситуациями, защите экологии и т.д.

Подводя промежуточный итог, необходимо отметить, что за день до прилета Ван И в Пакистане завершился визит главы Государственного департамента США Майкла Помпео, который проводил переговоры с целью «восстановления дружественных отношений между двумя государствами», тогда как китайские дипломаты прибыли для развития  дружественных отношений стратегического партнерства между Пекином и Исламабадом.

Визит Начальника штаба СВ ВС Пакистана в КНР

По данным китайских источников, 19 сентября 2018 г. с официальным визитом в КНР прибыл начальник Главного штаба Сухопутных войск Вооруженных сил Пакистана – генерал Камар Джавед Баджва. Известно, что высокопоставленного пакистанского военного принял председатель КНР Си Цзиньпин.

В ходе переговоров на высшем уровне К.Д.Баджва заверил руководителя китайского государства, что высказывания министра торговли Пакистана Абдул Разака Давуда о прекращении реализации проекта КПЭК не соответствуют действительности. Китайские специалисты указывают, что начальник ГШ СВ ВС Пакистана является одним из самых влиятельных участников внутриполитического процесса в Исламабаде и его прием председателем КНР указывает на высокий авторитет генерала К.Д.Баджва и значимость его роли в некоторых военно-политических процессах, протекающих на Ближнем Востоке и Южной Азии.

Также генерал К.Д.Баджва провел рабочую встречу с заместителем председателя Центрального Военного Совета КНР генерал-полковником Чжан Юся, в рамках которой были обсуждены вопросы обеспечения безопасности построенных и строящихся объектов КПЭК, для охраны которых будет выделено 9000 военнослужащих ВС Пакистана и еще 6000 сотрудников частных охранных компаний. Подготовку последних осуществляют китайские военные советники. Известно, что в рамках переговоров К.Д.Баджва с.  командующим СВ НОАК генерал-полковником Хань Вэйго были рассмотрены вопросы расширения двусторонних военно-политических и военно-технических контактов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,485sec