Американские эксперты об экономических проблемах Пакистана

По оценке ряда американских экспертов, высокие цены на энергоносители и отсутствие конкурентоспособного на международном уровне экспорта будут по-прежнему стимулировать высокий импортный спрос со стороны экономики Пакистана и усугублять торговый дефицит. Предполагаемые меры нового правительств по сокращению расходов на государственное финансирование ряда крупных экономических проектов позволит в среднесрочной перспективе сократить дефицит бюджета, но при этом страна столкнется с замедлением темпов экономического развития и роста безработицы. При этом главной задачей нового премьер-министра Имрана Хана останется попытка нащупать баланс между его популистскими идеями и экономическим прагматизмом. Пока новый премьер-министр Имран Хан пытается только сформулировать новые направления в пакистанской внутренней и внешней политике, его администрация в срочном порядке стремиться решить самую серьезную макроэкономическую проблему страны: увеличить сокращающиеся валютные резервы страны. По состоянию на 7 сентября чистые резервы государственного банка Пакистана остаются ниже  10 млрд долларов. Это меньше, чем трехмесячное покрытие импорта, рекомендованное Международным валютным фондом (МВФ). Такое положение дел подпитывает спекуляции о том, что Имран Хан уже обратился к МВФ за срочной помощью. На днях министр финансов Асад Умар обнародовал ряд мер, направленных на сокращение дефицита бюджета, что американские эксперты связывают прежде всего с предстоящим визитом делегации МВФ в Исламабад 27 сентября. Эти меры включают сокращение запланированных расходов на проекты развития более чем на 2 млрд долл. США; удвоение ставки налога для лиц, получающих наибольший доход, до 30% и повышение тарифов на 5000 несущественных импортных товаров. Хотя сокращение дефицита бюджета является важным шагом для Пакистана, более глубокие причины нынешнего валютного кризиса в стране связаны с дефицитом торгового баланса. И поскольку энергоносители составляют самую дорогую и затратную статью импорта Пакистана, сочетание более высоких мировых цен на нефть и отсутствия конкурентоспособной на международном уровне экспортной промышленности с высокой добавленной стоимостью будет продолжать стимулировать усиление торгового дисбаланса. В результате Пакистан будет по-прежнему вынужден полагаться в основном на внешнее финансирование для удовлетворения своих потребностей в иностранной валюте. Экономика Пакистана в размере 300 млрд долларов развивалась самыми быстрыми темпами за последние десять лет в течение последнего по времени финансового года. Однако растущий дефицит торгового баланса вновь ставит Пакистан на грань валютного кризиса в случае, если страна не получит в ближайшие месяцы срочной финансовой помощи.
Основным негативным экономическим наследием предыдущей администрации премьера Наваза Шарифа является дефицит внешнеторгового баланса в размере 37 млрд долларов в течение последнего финансового года, который закончился 30 июня, что является самым высоким показателем в пакистанской истории. Львиная доля расходов приходилась на импорт энергоносителей, металла и машин. Рост цен на сырую нефть в течение первых девяти месяцев 2017-18 финансового года, по сравнению с предыдущим периодом, привел к повышению цены на энергоносители, которые на сегодня являются крупнейшей статьей импорта Пакистана в стоимостном выражении, почти на 32%. Усугубляет ситуацию стимулированная Центральным банком Пакистана девальвация национальной валюты рупии, которая упала на 15 % по отношению к доллару с декабря прошлого года. Это, в свою очередь, сделало весь долларовый импорт, в том числе и нефти, более дорогим, что не смогло компенсировать увеличение доходов от экспорта. При этом, в указанный период времени наблюдался рост государственных расходов на импорт оборудования в рамках реализации проекта по строительству Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Это сеть автомобильных и железных дорог, трубопроводов и инфраструктура специальных экономических зон стоимостью 62 млрд долл. США. В долгосрочной перспективе этот проект призван стать панацеей от дефицита энергии в Пакистане и отправной точкой для экономического бума (хотя такой сценарий далеко не гарантирован). Но на сегодня он требует серьезных краткосрочных затрат. Кроме того, на дефицит внешнеторгового баланса серьезное влияние оказал рост мировых цен на сталь и чугун, что в стоимостном выражении выразилось в росте импорта чугуна и стали на 51% в течение первых девяти месяцев финансового года в связи с сохраняющимися высокими темпами строительства в Пакистане.
Растущая потребность Пакистана в импорте обусловлена его высокими темпами экономического роста. Экономика Пакистана выросла на 5,8% в 2017-18 финансовом году. Эти темпы роста являются самыми высокими за последние 13 лет в Пакистане и были обусловлены значительным расширением сельскохозяйственного, промышленного секторов и сектора услуг страны, при сохранении низких темпов инфляции. Все это стимулировало рост спроса на импорт с параллельным увеличением внешнеторгового дефицита. В то время как экспорт также вырос — благодаря избыточному производству риса, хлопка, сахара и пшеницы (чему способствовала более слабая рупия) — он не поспевал за ростом импорта. В этой связи, по оценке международных финансовых аналитиков, в случае, если Пакистан не будет развивать конкурентоспособную на международном уровне экспортную промышленность путем ее диверсификации, помимо нынешнего производства риса, кожи и хлопка, которые составляют 70% экспорта страны, этот разрыв будет не только сохраняться, но и увеличиваться. Стагнация роста экспорта помимо прочего также указывает и на более глубокую проблему. Сектор услуг доминирует в экономике Пакистана, на него приходится 60% производства, в то время как обрабатывающий и сельскохозяйственный секторы составляют 19 и 21% соответственно. Потребность в продвижении индустриализации в поддержку устойчивой экспортной промышленности с высокой добавленной стоимостью и снижением общего объема экспорта была ключевым приоритетом каждого правительства в Исламабаде, но до тех пор, пока Пакистан не разрешит проблему индустриализации и укрупнения сельского хозяйства, этот сектор будет продолжать поглощать высокую долю рабочей силы, даже при снижении этой отрасли в общем объеме ВВП. Другими словами, высокий уровень в общем-то малоквалифицированной рабочей силы с высокой долей ручного труда в сельском хозяйстве не только не способен дать серьезный скачок в рамках стоимости экспорта, но и активно тормозит отток рабочей силы в города для работы на новых индустриальных предприятиях. Одним из способов решения этой проблемы в Исламабаде полагают реализацию проекта КПЭК, который нацелен на кардинальную минимизацию двух факторов, препятствующих индустриализации Пакистана: устранение хронической нехватки электроэнергии и создание качественной автодорожной и железнодорожной системы. Но это вопрос времени, которого у нынешнего правительства мало. В качестве еще одной спасительной опции для Исламабада может стать финансовая помощь (по некоторым данным, до 15 млрд долларов США) со стороны ключевого партнера в лице Пекина, который не заинтересован в стагнации темпов реализации проекта КПЭК.
Таким образом, поскольку экспортные поступления используются для оплаты импорта, растущий торговый дефицит, в свою очередь, затрудняет Пакистану финансирование импорта. Этот дисбаланс вынудил правительство заимствовать средства у Центрального банка Пакистана и использовать сокращающиеся валютные резервы страны. Возникший в результате этого дефицит торгового баланса — и меры жесткой экономии, привязанные к финансовой помощи МВФ, необходимой для его окончательного решения — будут сдерживать дальнейший рост. Это, вероятно, приведет к росту безработицы, так как экономика должна расти на 6,6%, чтобы создать достаточно рабочих мест для поглощения 1,3 млн пакистанцев, которые выходят на внутренний рынок труда каждый год. В целом Пакистан нуждается в 31 млрд долл. США в текущем финансовом году, что обусловливает его диалог с МВФ. Пакистан 21 раз в своей истории обращался к этому институту, завершив свою последнюю кредитную программу в размере 6,6 млрд долларов в 2016 году при тогдашнем премьер-министре Навазе Шарифе. Имран Хан, как сообщается, сейчас пытается уточнить детали и условия для получения нового кредита перед заседаниями МВФ и Всемирного банка в следующем месяце на Бали. Если его администрация реализует различные программы снижения государственных издержек, в том числе урезая расходы на глобальные проекты, снижение налоговых и тарифных льгот, ограничения наименее важных статей импорта, приватизации убыточных государственных корпораций, расширения налоговой базы и повышению собираемости налогов, целевые показатели — темпы роста ВВП, вероятно, сократятся на 1%, что является оборотной стороной медали по ликвидации ряда серьезных проектов экономического развития и усиления налоговой нагрузки на бизнес. Реализация такой программы, кроме того, автоматически ударит и по региональным программам развития страны с учетом того, что ключевым фактором роста дефицита бюджета, который достиг 6,6% ВВП в 2017-18 финансовом году, были расходы провинциальных правительств на локальные проекты развития. И такие издержки были высокими в условиях истечения сроков полномочий многих местных парламентов к июню и подготовки нужного электорального фона для новой избирательной кампании. Между тем, предполагаемое снятие налоговых и таможенных льгот означает, что цены на сотни товаров будут только расти. Вкупе со сворачиванием ряда социальных программ и местных инфраструктурных проектов такая динамика однозначно повлечет за собой протестую активность местных элит и политической оппозиции нынешнему правительству.
В конечном счете, по оценке американских экспертов, путь к урегулированию бюджетного и торгового дефицита Пакистана будет долгим по времени. Имран Хан будет вынужден принять непопулярные решения по стабилизации финансов страны в краткосрочной перспективе, чтобы иметь больше возможностей для решения своих структурных проблем. Он будет стремиться продвигать индустриализацию страны в поддержку более конкурентоспособной экспортной базы, без которой рост производительности, доходов, занятости и экономики в целом будет хронически отставать. Большой проблемой для него будет поиски путей равновесия между его страстным популизмом, который собственно и обеспечил его победу на выборах, и необходимостью проводить предельно прагматичную экономическую политику.

62.84MB | MySQL:102 | 0,536sec