Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17 – 23 сентября 2018 года)

Основные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. По итогам переговоров в Сочи между президентами России и Турции В. Путиным и Р. Т. Эрдоганом 17 сентября было достигнуто компромиссное соглашение о создании демилитаризованной зоны в северо-западной сирийской провинции Идлиб. Российский самолет-разведчик Ил-20 17 сентября ошибочно был сбит ракетой ПВО САР вблизи Латакии.

Россия и Турция договорились к 10 октября устранить все радикальные группировки с демилитаризованной зоны, которая создается на территории провинции Идлиб глубиной 15-20 км, в том числе «Джебхат ан-Нусру» (запрещена в РФ). «По нашему общему мнению, практическая реализация запланированных шагов даст дополнительный импульс процессу политического урегулирования сирийского конфликта, позволит активизировать работу на женевской платформе, и будет способствовать возвращению мира на сирийскую землю», — заявил по итогам встречи В. Путин. Он также призвал активизировать работу конституционного комитета по Сирии. Р. Т. Эрдоган отметил, что Россия и Турция будут вместе патрулировать демилитаризованную зону в Идлибе, а Турция укрепит свои наблюдательные посты в зоне деэскалации. После переговоров министры обороны России и Турции подписали меморандум о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб. Глава МО РФ С. Шойгу сказал, что с учетом достигнутых договоренностей новой военной операции в Идлибе удастся избежать. Оценивая итоги сочинской встречи, отметим, что достигнутые на ней договорённости носят компромиссный характер. «На решение отказаться от наступления в Идлибе повлияла и консолидированная, бескомпромиссная позиция Запада», включая угрозы жёсткого ответа на «применение режимом Асада химического оружия». Подчеркнем и то обстоятельство, что «Идлиб – это провинция, бывшая одним из первых и главных очагов мятежа против правительства Асада», а в настоящее время она превратилась в последний «сборный пункт» всех его противников на территории САР. При этом они не собираются добровольно сдаваться Дамаску, что делает очень сложным как проведение здесь военной операции, так и удержание под контролем освобожденной территории.

Достижение договоренностей по Идлибу получило положительную оценку ведущих стран Запада, Ирана и ООН. Их формально поддержал официальный Дамаск, а также «умеренная» сирийская оппозиция. В то же время террористы из «Джебхат ан-Нусры» и «Туркестанской исламской партии», состоящей из наемников-уйгуров, отвергли российско-турецкую инициативу по созданию демилитаризованной зоны вдоль линии соприкосновения формирований вооруженной оппозиции с правительственными войсками и заявили о своем отказе передать турецкой армии имеющиеся на их вооружении танки, орудия и РСЗО.

Российские и турецкие военные согласовали конкретные границы демилитаризованной зоны в провинции Идлиб, заявил 21 сентября глава МИД России С. Лавров, отметив, что соглашение РФ и Турции по демилитаризованной зоне в сирийской провинции Идлиб является промежуточным шагом.

В Анкаре же заявили, что не приемлют того, что «весь груз ответственности за решение вопросов, касающихся сирийского конфликта, ситуации в Идлибе и борьбы с терроризмом перекладывают на плечи Турции. Это несправедливо и неправильно».

Вечером 17 сентября четыре истребителя F-16 ВВС Израиля нанесли удар по объекту вблизи Латакии, где, предположительно, находилось военное оборудование, предназначенное для ливанской «Хизбаллы». По данным Минобороны РФ, обнародованным 23 сентября, израильская сторона изначально проинформировала российских военных, что «удары планируется нанести по цели на севере Сирии, однако в действительности атака была проведена в районе западной провинции Латакия», причем Россия была оповещена об ударе одновременно с его началом. «Введение в заблуждение израильским офицером относительно районов нанесения ударов истребителями не позволило вывести российский самолет Ил-20 в безопасный район». В итоге он был сбит ракетой С-200 сирийских ПВО. Погибло 15 российских военнослужащих. В МО РФ заявили, что израильские F-16 видели российский самолет, находились в одном районе с ним в течение 10 минут и намеренно прикрылись им от зенитных ракет сирийской системы ПВО. «Поэтому считаем, что вина за трагедию с российским самолетом Ил-20 целиком лежит именно на военно-воздушных силах Израиля и тех, кто принимал решение о такого рода деятельности». Одновременно в МО РФ отметили, что поведение израильских пилотов при операциях в Сирии в корне отличается от действий авиации США в регионе — американские и российские летчики своевременно исключают любые угрозы. В контексте конструктивного российско-израильского сотрудничества на сирийском направлении «нам трудно понять, чем вызваны… действия Тель-Авива, это крайне неблагодарный ответ на все то, что было сделано Российской Федерацией для Государства Израиль и израильтян в последнее время», — отметили в Минобороны России.

Президент России В. Путин назвал трагической случайностью крушение российского самолета-разведчика Ил-20 в Сирии, но поддержал позицию МО РФ, возложившего на Израиль ответственность за инцидент. «Что касается ответных действий, то они будут направлены прежде всего на дополнительное обеспечение безопасности наших военнослужащих, наших объектов в САР. Это будут такие шаги, которые заметят все», — отметил Путин.

Израиль признал, что истребители его ВВС бомбили сирийский объект, где производилось оружие, «которое должно было быть передано от имени Ирана «Хизбалле». При этом утверждается, что израильские самолеты вернулись на свою территорию к тому моменту, когда сирийцы запустили ракеты, сбившие Ил-20. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в разговоре с В. Путиным выразил сожаление по поводу гибели российских военных, обвинив в произошедшем Сирию. Он отметил важность постоянной координации в области безопасности между Израилем и РФ. Б. Нетаньяху, а также глава МО Израиля А. Либерман заявили, что Израиль продолжит «предотвращать военное закрепление Ирана в Сирии» и наносить удары по военным объектам ИРИ на территории САР. Со своей стороны В. Путин заявил, что российско-израильские договоренности о предотвращении опасных инцидентов не были соблюдены в катастрофе с Ил-20. Он напомнил, что такие действия, как атака сирийских объектов со стороны Израиля, предпринимаются в нарушение суверенитета Сирии и призвал израильскую сторону не допускать впредь таких ситуаций. Израиль направил в Москву делегацию во главе с командующим ВВС А. Норкиным, которая 20 сентября провела встречу с командованием ВКС России по поводу гибели Ил-20. В ходе встречи Норкин передал РФ израильские данные об инциденте с российским самолетом. В ответ на заявления МО России от 23 сентября военные Израиля продолжают категорически настаивать на своей непричастности к гибели российского Ил-20 и высказываются за продолжение координации по Сирии с Россией.

Крупный теракт был совершен 22 сентября во время военного парада в городе Ахваз на юге Ирана: 29 человек погибли и 57 пострадали. Тегеран «считает ответственными за подобные атаки региональных спонсоров терроризма и их американских хозяев».

Иран не испытывает доверия к США и считает издевательскими их призывы начать новые переговоры с Тегераном по ядерной сделке, сообщил 20 сентября глава МИД ИРИ М. Д. Зариф. В ответ госсекретарь США М. Помпео сказал, что администрация президента Д. Трампа не видит пока оснований для вступления в переговоры с Ираном. Однако 23 сентября Помпео заявил, что Д. Трамп готов провести встречу с президентом Ирана Х. Роухани на полях 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, если переговоры с иранской стороной будут носить конструктивный характер.

Соединенные Штаты продолжат вводить новые санкции в отношении Ирана до тех пор, пока он не изменит свое поведение на международной арене, заявил 23 сентября помощник президента США по национальной безопасности Дж. Болтон.

США признают, что Иран с технической точки зрения выполняет свои обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по его ядерной программе. Об этом 18 сентября заявила зам. госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности А. Томпсон.

На минувшей неделе в столице Ливии Триполи возобновились вооруженные столкновения между враждующими группировками за овладение столичным международным аэропортом Митига. Командующий Ливийской национальной армией (ЛНА), действующей главным образом на востоке страны, маршал Х. Хафтар заявил 20 сентября, что ЛНА вмешается в продолжающийся вооруженный конфликт в Триполи в «необходимое время и в соответствующем формате». Вместе с тем, по оценкам политических наблюдателей, ЛНА не обладает достаточными силами для того, чтобы навести порядок в столице. Тем временем глава Национальной нефтяной корпорации Ливии М. Саналла сообщил 22 сентября, что большая часть нефтехранилищ в Триполи уничтожена в результате столкновений между различными группировками, возле оставшихся продолжаются бои.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 19 сентября об отсутствии в национальной экономике кризиса и выступил за отказ от иностранной валюты в некоторых внутренних расчетах. В то же время министр финансов Турции Б. Албайрак представил на следующий день – 20 сентября — план по борьбе с экономическим кризисом и падением турецкой лиры. Министр заявил о «новой экономической программе», которая будет основываться на трех принципах – «стабилизации, дисциплине и трансформации». Основной практической мерой станет снижение расходов правительства на 10 млрд долларов. Кроме того, министерство финансов проведет проверку банков с целью оценки их финансовой структуры и качества активов. Напомним, что с начала текущего года лира потеряла около 40% стоимости.

В Турции не прекращаются репрессии в отношении лиц, подозреваемых в причастности к неудавшемуся путчу в июле 2016 г. Так, 21 сентября генпрокуратура Анкары выдала ордера на задержание 110 действующих военных турецких ВВС в рамках продолжающегося расследования деятельности путчистов. Они подозреваются в причастности к «террористической организации фетхуллахистов» (ФЕТО).

Турция не допустит ущемления прав Северного Кипра на углеводороды в Средиземноморье и реализации проектов, не учитывающих интересов турок-киприотов, а также реализуемых без согласования с Анкарой, заявил 20 сентября министр энергетики и природных ресурсов Турции Ф. Донмез. Под подобными проектами министр имел в виду работы Республики Кипр по поиску и добыче углеводородов на шельфе острова, в разработке которого, по убеждению Анкары, Никосия в ряде случаев нарушает суверенные права поддерживаемой Турцией самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра.

Продолжаются протестные выступления палестинцев на границе между сектором Газа и Израилем. Так, 19 сентября несколько сотен арабов приняли участие в массовых беспорядках и столкновениях с израильскими военными в районе разделительного заграждения у границы палестинского анклава. В ходе столкновений, по меньшей мере, 13 палестинцев пострадали. 21 сентября более 10 тыс. человек приняли участие в очередных пятничных беспорядках у границы сектора Газа с еврейским государством. Участники столкновений бросали взрывные устройства, бутылки с зажигательной смесью и камни в сторону израильских солдат и забора безопасности. Военнослужащие в ответ применяли средства по контролю за толпой и «открывали огонь в соответствии с установленной процедурой». Один палестинец погиб и 312 человек пострадали в стычках с израильскими военными.

Германия расширяет экспорт продукции военного назначения в арабские страны. В частности, в последнее время правительство ФРГ выдало разрешение на продажу четырех РЛС позиционирования артиллерии Саудовской Аравии, систем ПВО Египту, ракет дальнего действия класса «воздух-воздух» Катару и противотанкового вооружения Иордании.

Приложение

 

 

О проблемах обеспечения национальной безопасности в Бахрейне

 

 

В Королевстве Бахрейн продолжается затяжной и глубокий политический кризис, который негативно сказывается на стабильности в стране. В его основе лежит же6сткое противоборство оппозиции, представляющей шиитское большинство населения архипелага, с правящим суннитским монархическим режимом. В сфере внешней безопасности негативное воздействие на положение Бахрейна оказывает перманентно сложная военно-политическая обстановка в регионе Персидского залива, неурегулированность многочисленных конфликтов в этом районе мира.

Нынешний кризис в Бахрейне – крупнейший в истории страны — начался в феврале-марте 2011 г. Он был вызван дискриминацией шиитского большинства (до 70% населения), нежеланием правительства продвигать политические реформы, расширять демократические права и свободы, чтобы не допустить подрыва основополагающих устоев и власти правящей династии. Ситуация осложнялась ухудшением экономического и социального положения в королевстве. Протестные выступления сразу же приняли массовый и организованный характер. Власти, оказавшись не в состоянии справиться с масштабным протестным движением, прибегли к военной помощи аравийских соседей, прежде всего, Саудовской Аравии.

Во главе оппозиционного движения в стране стоит наиболее крупная и влиятельная шиитская политическая организация – Исламское общество национального согласия («Аль-Вифак», лидер А. Сальман). Основными требованиями оппозиции являются проведение коренных демократических изменений политической системы Бахрейна и ликвидация дискриминации шиитов. Это подразумевает формирование правительства, подотчетного парламенту, создание парламента, обладающего всеми полномочиями, ликвидация назначаемого королем Маджлиса Шуры, введение избирательной системы на основе реального равноправия граждан, отказ от практики «натурализации» — предоставления бахрейнского подданства суннитам, выходцам из других стран (пакистанцам, саудовцам и др.).

Лидеры шиитской оппозиции отвергают, что основной причиной протестных выступлений являются межконфессиональные противоречия и подчеркивают, что ведут борьбу за демократию и права человека в стране. Ведущие оппозиционные движения и партии решительно осуждают «методы террора и репрессий», применяемые силами безопасности против «мирных демонстрантов», заявляют о своем отказе от насилия в политической борьбе.

В мае 2012 г. король Хамад, пытаясь снизить напряженность в стране, одобрил конституционные поправки, которые расширили полномочия парламента. Оппозиция назвала их «формальными». В октябре 2012 г. в Бахрейне был введен запрет на проведение любых публичных собраний и митингов «до улучшения ситуации в сфере безопасности и до восстановления национального единства», однако антиправительственные выступления продолжились. В условиях нарастания политического противостояния король Хамад в январе 2013 г. предложил провести Диалог национального согласия с участием различных политических сил страны с целью найти мирный выход из политического тупика, в котором оказался Бахрейн. Переговоры проходили трудно и закончились безрезультатно.

Протестные выступления в стране не прекращаются по сей день. В ответ власти принимают репрессивные меры в отношении шиитской оппозиции и ее лидеров. В 2016 г. глава партии «Аль-Вифак» А. Сальман был приговорен к девяти годам тюремного заключения по обвинению в «разжигании ненависти к режиму и призыве к военному перевороту». В 2016 г. власти закрыли четыре представительства «Аль-Вифак». Введен запрет на зарубежные поездки политических активистов партии и использование ислама в политических целях. В мае 2018 г. в Бахрейне прошел самый крупный судебный процесс по делу о терроризме: 115 человек были лишены подданства и приговорены к тюремному заключению по подозрению в участии в террористической деятельности и «получении поддержки со стороны Ирана». В июне с. г. король Хамад подписал «Закон о политических правах» (измененный вариант закона о выборах), который запрещает «лидерам и членам политических объединений, распущенных за нарушение конституции королевства или его законов», выдвигать собственных кандидат. Закон также запрещает любому осужденному за уголовное преступление, даже если ему была предоставлена амнистия, участвовать в выборах. «Аль-Вифак» осудил этот закон. В заявлении партии говорится, что законодательство лишает более 50 тыс. подданных Бахрейна их гражданского и политического права участвовать в выборах.

Радикальный сегмент бахрейнской шиитской оппозиции представлен такими группировками как «Армия Имама», «Батальоны Шираза», «Хизбалла-Бахрейн» и др. Первая из них пользуется в основном поддержкой иракских шиитских группировок. Вторая группа четко ориентируется на иранские ресурсы. Третья группа пользуется поддержкой ливанской «Хизбаллы». Часть их боевиков проходит обучение в лагерях «Хизбаллы» в Ливане, в Иране на базах КСИР и в районе иракского Эн-Наджафа. Все эти группировки обладают серьезным потенциалом подрывной деятельности и нередко прибегают к насилию, устраивая нападения, главным образом на местных силовиков и реже на инфраструктурные объекты. По имеющейся информации, шииты в районах своего традиционного проживания оборудовали целую систему подземных тоннелей, которые используют для складирования оружия и скрытного перемещения, причем бахрейнская полиция в эти районы старается без лишней нужды не ездить.

Учитывая глубокие, принципиальные разногласия между властью и оппозицией, достижение национального примирения в Бахрейне вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Правящим режимом взят курс на силовое подавление шиитской фронды с отказом от методов заигрывания с умеренными шиитскими деятелями. Ни на какие уступки власти не идут и идти не собираются. Вместе с тем, династия Аль Халифа все острее ощущают зыбкость своего положения. Отсутствие поддержки большинства подданных делает ее власть нелегитимной, подкрепленной лишь репрессиями и чистками. Эксперты отмечают, что нынешняя обстановка в Бахрейне «напоминает больше ситуацию с некоторым замораживанием конфликта, который безусловно имеет все предпосылки к эскалации на фоне относительного затишья».

Учитывая ограниченные возможности страны, руководство Бахрейна в вопросах обороны ориентируется на получение необходимой помощи от США и Саудовской Аравии. При этом главным гарантом королевства в деле защиты от потенциальной агрессии являются США. Правительство Бахрейна считает, что американцы способны оперативно оказать стране полномасштабную военную помощь в случае внешнего нападения. В 1992 г. Бахрейн подписал с США соглашение по вопросам обороны и безопасности. Аналогичное соглашение подписано с Великобританией. На территории королевства находится целый ряд американских военных баз и объектов. На них размещено до 7 тыс. военнослужащих ВС США, преимущественно из состава ВМС. Здесь находится штаб 5-го оперативного флота ВМС США и основные компоненты обеспечения его функционирования и базирования. Кроме того, имеются другие важные американские военные объекты: региональные командные пункты спецназа и ВВС, узел связи, пункт сбора информации с ИСЗ, ведущих наблюдение за акваторией Индийского океана и Ираном, станция радиоразведки, склады военного имущества. Манама поддержала США в создании широкой международной коалиции для борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ).

Прежняя американская администрация президента Б. Обамы нередко выступала с осуждением нарушений прав человека в Бахрейне. Однако, с приходом к власти в США президента Д. Трампа «полностью исчез осуждающий тон Вашингтона по вопросу нарушения Манамой прав человека и поддержания условий для экономического и политического неравенства шиитского большинства. Более того, Вашингтон открыл «зеленый свет» для возобновления экспорта американского оружия Бахрейну, что в свое время блокировала под предлогом нарушения прав человека администрация Обамы». В Манаме же поддержали решение Д. Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном, одобряют курс его администрации по жесткому противостоянию иранской политике в регионе.

Фактор иранской угрозы оказывать очень большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Бахрейна. Иран неоднократно выдвигал притязания на Бахрейн, а местная шиитская община на протяжении веков находилась под иранским духовным и политическим воздействием. В Манаме обвиняют Тегеран во вмешательстве во внутренние дела страны, поддержке местной оппозиции, в том числе ее радикального крыла, обвиняют Тегеран в оказании помощи экстремистским и террористическим группировкам в странах Ближнего Востока. Бахрейн обеспокоен наращиванием военного потенциала ИРИ и негативно относятся к возможному появлению у Тегерана ядерного оружия.

52.28MB | MySQL:103 | 0,498sec