Что стоит за решением ХАМАСа выйти из переговорного процесса с Израилем

Палестинское движение ХАМАС, в руках которого фактически находится административное управление в блокированном секторе Газа, объявило 24 сентября о прекращении любых переговоров с израильской стороной. Об этом в понедельник сообщил телеканал «Аль-Хадас». По его информации, ХАМАС официально заявил о «прекращении непрямых переговоров с Израилем об установлении долгосрочного перемирия в секторе Газа». Диалог по этому вопросу на протяжении длительного времени проходил при содействии и при посредничестве Египта. Указывается, что ХАМАС возложил ответственность за прекращение контактов с израильскими представителями на другую палестинскую фракцию — ФАТХ, которая выступила категорически против «сепаратных переговоров» ХАМАСа с еврейским государством. В начале августа представители ХАМАСа сообщили о готовности на перемирие с Израилем сроком на 5 лет в обмен на ослабление блокады анклава и решение вопроса об обмене пленными. Двусторонними договоренностями предполагалось также открытие пропускного пункта «Рафах» на границе с Египтом не только для прохода жителей Газы, но и для доставки необходимых для развития Сектора товаров, и расширение прибрежной зоны сектора Газа для рыболовства до 12 морских миль. Со своей стороны ФАТХ выступило с предупреждением об опасности заключения одностороннего соглашения о перемирии между ХАМАСом и Израилем в обмен на послабление блокады, введенной против сектора Газа. Как заявил официальный представитель ФАТХа Усама аль-Кавасими, «устремления [ХАМАС] на соглашение о перемирии с израильской стороной в обмен на предоставление гуманитарной помощи [сектору Газа] наносит вред национальному палестинскому единству и договорам, заключенным по данному поводу, а его возможное заключение станет новым ударом по палестинскому народу и бесплатным подарком Израилю». По его словам, «общим палестинским интересам служит единство с ФАТХом, а не заключение перемирия с Израилем, которое напоминает предательство». Изначально договоренности о прекращении взаимных атак в Газе между Израилем и палестинскими группировками были достигнуты при участии Египта 14 июля. Это произошло после того, как радикалы запустили по Израилю порядка двух сотен ракет и минометных снарядов, а в ответ армия Израиля поразила десятки военных целей ХАМАСа в блокированном анклаве. В конце июля ситуация вновь резко обострилась, когда после убийства израильского военнослужащего палестинским снайпером на границе с Газой армия начала наносить масштабные удары с воздуха по объектам, принадлежавшим главным образом ХАМАСу. В ночь на 21 июля при содействии ООН и Египта палестинские группировки согласились на возобновление перемирия с Израилем. Отметим, что все эти взаимные обвинения носят характер не только чисто внутрипалестинской борьбы. М.Аббас видит в такого рода сепаратных переговорах прежде всего угрозу своего дальнейшего лидерства ООП и ПНА с точки зрения желания Каира и Абу-Даби сменить его и поставить на его место бывшего руководителя Службы превентивной безопасности (СПБ) М.Дахлана. Последний с начала этого года несколько раз встречался с представителями ХАМАСа в Каире при активном посредничестве офицеров египетских спецслужб. Причем надо отметить, что такие контакты в общем-то имеют свою историю и начались не вчера. Первые такие контакты надо отнести к февралю 2014 года. До этого М.Дахлан яростно боролся против ХАМАСа, пока не поссорился с главой ПНА Махмудом Аббасом и не был изгнан из Газы и Западного берега в 2010 году. С тех пор он резко сблизился с Каиром и Абу-Даби.  Во время своей ссылки в Каире с 2011 по 2013 год он стал близок к президенту АРЕ  Абдель Фаттаху ас-Сиси, который в то время возглавлял военную разведку. В 2013 году он также стал советником по безопасности  наследного принца ОАЭ Мухаммеда бен Заида.

Но в данном случае выхода ХАМАСа из неформального переговорного процесса есть и заинтересованность внешних игроков, которые, несмотря на свой антагонизм по отношению друг к другу, тем не менее сейчас пытаются проводить политику, направленную на предотвращение крупной войны в Газе с одновременными действиями в отношении друг друга в рамках взаимной дискредитации в глазах Вашингтона. Катар и Египет, два идеологических врага, стремятся к одной и той же цели обеспечения стабильности в Газе, но ни один из них не контролирует ситуацию в достаточной степени, чтобы не допустить полного возобновления войны. При этом провал  израильско-палестинского перемирия является индикатором того, что отношения между этими странами снова входят в «горячую фазу». Выход ХАМАСа из переговорного процесса проходит на фоне обострения экономического кризиса в секторе Газа. При этом он резко усугубился после того, как в июне 2017 года «арабская четверка» (КСА, ОАЭ, АРЕ, Бахрейн) объявило блокаду Катару. На сегодня социальная инфраструктура Сектора (больницы, школы и электростанции)  испытывают нехватку средств главным образом потому, что Катар прекратил на время оказание финансовой помощи. И прежде всего по причине соответствующих требований  из  Соединенных Штатов и опасений попасть в список стран — спонсоров террористов. А именно на этом аспекте внешней политики Катара собственно делают упор страны «арабской четверки». Без денег Катара и без того слабая экономика Газы потерпела крах, и все восстановительные работы после последней по времени войны между ХАМАСом и Израилем в 2014 году сейчас приостановлены. ХАМАС не смог найти никакой другой существенной помощи, потому что Турция и Иран заморозили финансовую помощь  ХАМАСу из-за собственных экономических проблем.  Таким образом, ХАМАС был вынужден сделать выбор: либо восстановить прежние объемы экономической помощи, но пожертвовать своей автономией, примирившись со своим палестинским соперником в лице ФАТХа, либо начать спекулировать на теме  новой войны с  Израилем, инициировать новую  интифаду в надежде на то, что жертвы среди гражданского населения простимулируют международное сообщество на восстановление переводов финансовых траншей хотя бы в некоторые критические области социальной инфраструктуры. Выход из переговорного формата таким образом эксперты рассматривают как выбор руководством ХАМАСа второго варианта. И безусловной роли Дохи в этом процессе, об аспектах чего скажем ниже.

Главные региональные антагонисты Египет и Катар сосредоточили свои усилия по стабилизации ситуации в Секторе в различных и взаимодополняющих областях. Египет, например, сотрудничает с Израилем в политической области и в области безопасности: они координируют закрытие и открытие границ сектора Газа, а Египет направляет посредников после ракетных обстрелов со стороны ХАМАСа и ответных израильских ударов  для содействия организации перемирия и некого неформального диалога между сторонами. Катар, тем временем, сосредоточивает внимание на экономической стабильности в Секторе, усиливая свои финансовые обязательства по оказанию помощи Газе после того, как Вашингтон прекратил финансирование БАПОР. А именно БАПОР был основным инструментом по финансированию большинства социальных услуг населению Сектора. Причем интересно, что такую поддержку Сектору Доха осуществляет с благословения Вашингтона, который оставляет эту опцию для организации консультаций с ХАМАСом открытой.  Весной 2017 года Катар подтвердил свои финансовые гарантии в рамках такой помощи на сумму 50 млн долларов. Объединенные Арабские Эмираты также обещали 50 млн, но эти деньги не пришли. К тому же Абу-Даби в отличие от Дохи воздержался от конкретных обязательств в рамках поддержания социальной инфраструктуры.   Катар же заявил, что он оплатит многие инфраструктурные проекты, включая проекты в области электроснабжения и опреснения. Позиция Каира заключается в том, чтобы выйти  на долгосрочное мирное соглашение между  ХАМАСом и Израилем и тем самым создать условия для более внятной и сконцентрированной программы борьбы с террором на Синае. Ситуация там является одним из главных вызовов лично президенту АРЕ, как единственному лидеру, который способен установить стабильность в этом регионе. И поскольку непосредственной причиной насилия в Газе является экономический кризис, Египет вынужден был терпеть «палестинскую» программу Дохи до тех пор, пока катарские деньги  работали на этот процесс достижения стабильности.  В этом была некоторая задумка Вашингтона, который таким вынужденным компромиссом пытался смягчить степень антагонизма между «арабской четверкой» и Катаром и создать базу для достижения между ними хотя бы видимого перемирия. Нынешний шаг ХАМАСа такие надежды рушит прежде всего по причине того, что он носит явный антегипетский и антиэмиратовский характер и простимулирован прежде всего политикой Дохи. В данном случае имеется ввиду прежде всего пропагандистский аспект. Обе стороны по-прежнему хотят достижения прежде всего пропагандистских преимуществ в рамках своего вовлечения в палестинское досье. Для Египта это в значительной степени внутреннее соображение; легитимность А.Ф.ас-Сиси как лидера подкрепляется не только гарантиями обеспечения безопасности египтян, но и сохраняющимися пережитками панарабизма, в рамках чего Каир имеет амбиции «главного защитника интересов палестинцев» и своего возвращения в ряд серьезных региональных тяжеловесов. Для Катара в условиях его конфликта с «арабской четверкой»  усиление своего влияния в Газе является шансом доказать Вашингтону свою ключевую роль в этом процессе (и тем самым купировать попытки КСА и ОАЭ убедить США в необходимости дальнейшего давления на него), а также продемонстрировать свой региональный вес.  Одновременно срывом переговорного процесса и возможной после этого вспышки локального насилия по линии ХАМАС-Израиль Доха продемонстрируют США слабость Каира в качестве гаранта стабильности в этом регионе. И что принципиально важно для Вашингтона — гаранта безопасности Израиля. Одновременно валится комбинация Каира и Абу-Даби в рамках каких-то попыток сместить М.Аббаса. При этом пропагандистский аспект идет впереди всех остальных соображений. И практически все эксперты солидарны во мнении, что при всех такое рода издержках Каир и Доха совместными усилиями удержат ХАМАС от реальной боевой активности против Израиля, дабы продемонстрировать США прежде всего свою основную роль в этой связи.

62.93MB | MySQL:105 | 0,697sec