Оценки китайских специалистов некоторых аспектов противостояния ВКС РФ и ВВС США в воздушном пространстве Сирийской Арабской Республики

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий и сотрудники аналитических отделов авиастроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР обратили внимание на публикацию изображения малозаметного истребителя F-22 ВВС США, сделанного при помощи оптико-локационной станции российского Су-35С в Сирийской Арабской Республике. Следует отметить, что некоторые российские и западные специалисты отнеслись к публикации снимка, как к психологической операции, поскольку уверены, что изображение является продуктом российских военных специалистов в области компьютерной графики.

Критические замечания не смутили китайских специалистов, которые провели тщательный анализ изображения с подписью «Мы ваши «Рапторы» топтали».  Основанием для скептических выпадов некоторых экспертов послужили многочисленные снимки российских истребителей, которые были сделаны пилотами американских истребителей F/A-18 E/F в инфракрасном диапазоне с задней полусферы, т.е. очевидно, что боевые самолеты ВВС США неоднократно наблюдали российские истребители и при этом занимали наиболее выгодные позиции для ракетного обстрела.

В первую очередь китайские аналитики отметили, что изображение американского самолета – F-22 было расположено на правой части многофункционального жидкокристаллического дисплея, которые входят в оснащение кабины пилотов Су-35С.  Очевидно, что американский истребитель не являлся целью для российского летчика, поскольку поверх изображения F-22 отсутствовали прицельные марки, свидетельствовавшие о наведении управляемых ракет.

Китайские специалисты указывают, что для оптико-локационный системы Су-35 (ОЛС-35), которая сочетает возможности телевизионного, инфракрасного наблюдения, лазерного дальномера и лазерной подсветки цели, задача обнаружения и сопровождения F-22 является вполне выполнимой.

Определенную неясность вносил белый подстилающий фон в виде прямоугольника, который был расположен под изображением истребителя F-22. Китайские специалисты полагают, что подобное «художественное» решение было принято российскими военными для выделения американского истребителя на монохромном черно-белом изображении.

Для представителей аналитических отделов китайских оборонных предприятий, осуществляющих выпуск оптико-локационных станций, очевидно, что данный снимок не мог быть сделан исключительно в тепловизионном режиме, поскольку даже с учетом того, что самолет F-22 все равно склонен к нагреву, к тому же «теплая» подстилающая поверхность Сирии не позволяет настолько четко выделить скоростной объект. Единственный вариант получения такого изображения в дневное время это использование тепловизионного и телевизионного каналов одновременно на определенном расстоянии между двумя самолетами. С учетом технических характеристик ОЛС-35 китайские специалисты пришли к выводу, что между Су-35С и F-22 дистанция была равна 1,2 км.

Следующим моментом, который был проанализирован китайским специалистами это район Сирии, где был сделан снимок. Китайские аналитики учли возможности российских оптико-электронных устройств, истинные размеры американского истребителя и пришли к выводу, что темные сплошные полосы на изображении это автомобильные дороги, при этом самая заметная из них имеет ширину от 6 до 10 м.

Подобные выводы были основаны и на размерах изображений характерных признаков местности того района где были сделаны снимки. Китайские специалисты полагают, что запечатленный на снимке американский истребитель находился на высоте не менее 3000 м, а российский самолет соответственно на высоте от 4000 до 5000 м.

Маловероятно, что американский летчик выполнял полет высоте до 2500 м, что достаточно опасно при наличии у исламистов и правительственных сил Сирии переносных зенитно-ракетных комплексов. Подводя промежуточный итог, представляется возможным указать, что российский пилот, очевидно, был вынужден снизится с высоты 10000 м для установления прочного оптико-локационного контакта с F-22. Подобные маневры достаточно опасны с учетом возможностей американских боевых машин и присутствия самолетов радиолокационной разведки ВВС США.

Следует отметить, что китайские аналитики проводят сравнение тактических возможностей Су-35С и F-22, который являются очевидными визави в воздушном пространстве Сирии. По данным китайских источников, радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой Н-011М «Ирбис», которой оснащают Су-35С, способна работать в Х и L-диапазонах (второй необходим для определения цели по типу «свой-чужой»).

На максимальной выходной мощности российская РЛС позволяет обнаруживать истребители-бомбардировщики типа F-15 на дальности до 330 км, истребители типа F-16 на дальности 140-160 км, а самолеты типа F-22 возможно обнаружить на дальности около 90 км. Необходимо учитывать, что чем ниже находится F-22 относительно российского Су-35С или в случае если американский пилот использует рельеф местности, то тем меньше дистанция обнаружения. Рассматриваемая РЛС одновременно сопровождает 30 воздушных целей и позволяет обстреливать шесть наиболее опасных.

Китайские специалисты провели моделирование возможного воздушного боя между Су-35С и F-22 и по их оценкам это противостояние будет отличаться именно тем насколько боевые летчики обеих стран хорошо владеют своими самолетами, какими приемами пилотирования обладают и насколько широко используют возможности бортовой радиоэлектроники.

Согласно основного сценария, который разработан специалистами Авиационного университета ВВС НОАК, американский истребитель благодаря своей РЛС AN/APG-77 может обнаружить Су-35С на дальности от 200 до 250 км, однако  переход в режим автоматического сопровождения цели происходит только на дальности от 160 до 200 км. В свою очередь российский летчик обнаружит американский самолет гораздо позднее даже при движении на встречном курсе.

Китайские специалисты отмечают, что даже при заблаговременном обнаружении и принятии российского самолета на сопровождение американский пилот будет вынужден продолжать сближаться с Су-35С, поскольку максимальная эффективная дальность пуска управляемой ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационной головной частью наведения AIM-120D составляет 80 км.

В реальных условиях данный показатель будет снижен на 15-20 км, т.е. общая дистанция между F-22 и Су-35С достигнет 60-65 км. и система предупреждения о радиолокационном облучении предупредит российского летчика о том, что он находится под прицелом. После поступления данного тревожного сигнала бортовая система РЭБ «Хибины-У» перейдет в максимальный режим и будет срывать радиолокационный прицел американского самолета и ракет типа AIM-120D для пуска которых необходимо занимать устойчивое горизонтальное положение.

По мере сближения американский истребитель также станет виден для РЛС российского боевого самолета, которая сможет принять воздушную цель на автоматическое сопровождение на дальности 80 км. и обеспечит наведение УР ВВ типа Р-77. По оценкам китайских специалистов, с учетом применения бортовых систем РЭБ и выполнения фигур с повышенными перегрузками российские и американские истребители сблизятся до дистанции 20-25 км и фактически будут вести бой на малой дистанции.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что такое пристальное внимание китайских военных специалистов к возможностям Су-35С в сравнении с F-22 обусловлено тем, что ВВС США на постоянной основе дислоцируют свои малозаметные истребители в Республике Корея и Японии (одновременно с F-35). В этой связи опыт «холодного» противостояния российских и американских военных летчиков в воздушном пространстве Сирии чрезвычайно важен для ВВС НОАК.

52.32MB | MySQL:105 | 0,825sec