К вопросу о защите гражданского населения Афганистана

Различные компетентные источники и экспертные оценки свидетельствуют о нарастающем ухудшении на протяжении 2018 года ситуации в сфере обеспечения защиты гражданского населения Афганистана. Данная тенденция наблюдается по причине значительной активизации террористической активности в различных регионах страны и обострения борьбы за власть между различными кланами и политическими группировками. Стратегическое поражение «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии и Ираке также стало катализатором плавной пере дислокации на протяжении последних месяцев крупных сил террористов ИГ и лояльных им структур из этих стран в Афганистан.

Одним из недавних свидетельств эскалации насилия против афганского мирного населения стал опубликованный в октябре с.г. специальный доклад Миссии ООН в Афганистане относительно статистики применения самодельных взрывных устройств против гражданских лиц. Доклад свидетельствует, что с января по сентябрь с.г. частота применения таких взрывных устройств, особенно с использованием смертников, против мирного населения, гражданской инфраструктуры и социальных объектов значительно возросла. В результате такого рода атак за 9 месяцев текущего года количество мирных жертв достигло 3634 (1065 погибших и 2569 раненых), что на 21% больше, чем в 2017 году. При этом, статистика использования смертников в атаках против мирного населения выросла по сравнению с прошлым годом на 46%.

Что касается списка организаторов террористических актов против гражданского населения Афганистана, то здесь «лидерство» разделили «Исламское государство» (виновно за 52% всех гражданских жертв) и движение «Талибан» (40%). Оставшиеся 18% — за другими, менее значимыми антиправительственными группировками. Примечательно также, что среди мирных жертв террористических атак подавляющее большинство относится к мусульманам-шиитам, многие их которых этнические хазарейцы.

Что касается объектов гражданской инфраструктуры, выбранных для совершения террористических атак, то это в первую очередь социальные объекты – школы, медицинские учреждения, мечети. Соответственно, по своей социальной принадлежности, основная часть жертв террористических атак – студенты, спортсмены, cлужители мечетей, cотрудники правительственных учреждений, гуманитарные работники и учителя.

По географическому распределению, наибольшая угроза для гражданского населения Афганистана имеется в Кабуле и одноименной провинции. В отчетный период (январь-сентябрь 2018), как свидетельствуют данные Миссии ООН в Афганистане, 39% всех жертв среди гражданского населения приходится именно на этот регион (1402 из 3634 человек). 99% всех жертв – в результате атак смертников либо срабатывания самодельных взрывных устройств.

Помимо прямых атак против гражданских лиц, террористические организации в Афганистане в течение этого года также фокусировали свои усилия для нанесения масштабного ущерба объектам гражданской инфраструктуры и крупным транспортно-логистическим узлам. В частности, крупнейший террористический акт в аэропорту Кабула был совершен 22 июля с.г. (27 погибших, 79 раненых).

Афганское правительство предпринимало на протяжении отчетного периода последовательные усилия по минимизации рисков для сдерживания статистики гражданских жертв. В частности, был достигнут значительный прогресс в деле обезвреживания СВУ, в русле обязательств в рамках Оттавского соглашения о запрещении мин, в целях обретения Афганистаном статуса страны, полностью свободной от мин, к 2023 году. Содействие в рамках своих компетенций оказывают и профильные организации системы ООН. В частности, по вопросам разминирования со стороны ООН оказывается долгосрочное содействие и техническая поддержка. Также в рамках различных гуманитарных программ ООН одним из ключевых элементов содействия является защита гражданских лиц, в том числе морально-психологическая помощь пострадавшим, особенно самым социально уязвимым слоям населения, включая детей, женщин и старшее поколение. Также в сентябре с.г. по инициативе ООН в Афганистане были официально открыты региональные центры помощи, которые в формате «единого окна» призваны оказывать всестороннюю помощь гражданским лицам, пострадавшим от конфликта либо климатических катаклизмов. Первый такого рода пилотный проект ООН открылся в Кабуле еще в мае текущего года и уже принял звонки от 15 тысяч человек – после чего было принято решение о его запуске в общенациональном масштабе.

Однако, главным драйвером увеличения рисков и жертв среди гражданского населения по-прежнему является неутихающий вооруженный конфликт и растущая активность террористических и других оппозиционных группировок, противостоящих официальному Кабулу. При этом, разумеется, воинствующие группировки не только не стремятся сдерживать применение насилия и СВУ в местах массового скопления гражданского населения, а как раз наоборот – стремятся активизировать свою террористическую активность именно там для создания паники и дезорганизации государственного уклада и социальной инфраструктуры и соответственно нанесения максимального урона своему противнику в лице государства.

На фоне эскалации насилия против мирного населения, тем не менее, было принято решение о проведении в стране очередных общенациональных выборов в октябре текущего года. Решение, по признанию главы Миссии ООН в Афганистане и специального представителя еенерального секретаря ООН в этой стране Т.Ямамото, достаточно противоречивое и может иметь далеко идущие последствия. На брифинге Совета Безопасности ООН в сентябре с.г. Ямамото также предположил, что в отсутствие устойчивых условий безопасности для проведения этих выборов, необходимо конструктивное и мирное вовлечение всех политических лидеров, иначе есть угроза переноса сроков самих выборов. Тема выборов, как представляется, может стать важным катализатором дальнейшей эскалации насилия в стране. В частности, «Талибан» не заинтересован в их проведении сейчас, ссылаясь на предвзятость и недемократичность нынешней избирательной системы и апеллируя к афганской молодежи (65% в стране младше 25 лет), которые дескать должны взять в свои руки знамя борьбы с нынешним афганским режимом и вершить будущее страны.  При этом многие оппозиционные группировки, в том числе и террористические, разумеется будут активно использовать фактор безопасности (точнее, ее отсутствия) и угрозы мирному населению для срыва или переноса намеченных на октябрь выборов. Примечательно, что проведение выборов было намечено в русле целого ряда важнейших для правительства Афганистана шагов, направленных на долгосрочную политическую стабилизацию ситуации в стране и легитимизацию власти. Следующим логичным шагом предусматривалось проведение сразу после общенациональных выборов крупной международной конференции по Афганистану в ноябре 2018 года (для новой волны мобилизации донорских ресурсов по реконструкции и гуманитарному содействию). И, наконец, на апрель 2019 года запланированы – если все пойдет нормально – следующие президентские выборы в стране. Таким образом, эскалация насилия против гражданского населения и рост массовости террористических атак против мирных объектов является составной частью противодействия со стороны террористических групп процессу политической стабилизации в Афганистане. За статистическими данными и фактами растущих гражданских жертв скрываются реальные угрозы политической стабильности, которые носят общенациональный масштаб.

52.55MB | MySQL:104 | 0,334sec