К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона. Часть 1

Мировой центр тяжести, как экономический, так и политический, постепенно смещается в сторону Востока и Азии. Не может оставаться в стороне от этих трендов и Турция. Начинаем разбор политики Турецкой Республики на азиатско-тихоокеанском направлении на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Как пишут авторы, 2016 год был наполнен «горячими столкновениями и актами терроризма». В свою очередь, 2017 год стал годом, когда в рамках процесса на дальнейшую глобализацию между игроками на мировой арене реализовывались среднесрочные соглашения и договоренности. Приход ко власти в США Д.Трампа глубоким образом повлиял на ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одним из первых последствий стал американско-китайских кризис, вокруг заявлений Д.Трампа о Тайване. Напряжение, возникшее в регионе, привело к поляризации стран и их группировке вокруг США и Китая.

Как отмечается авторами документа, отношения между Турцией и Азией, особенно в последние годы, оказались в фокусе пристального внимания. Это было прокомментировано (знакомая отечественным обозревателям риторика по России – В.К.) в духе возможного, в среднесрочной перспективе, «разворота Турции на Восток». Экономическое значение Турции для азиатских стран формулируется следующим образом: страна является для Западной Азии стабильной для привлечения инвестиций и вхождения в страны Европы и Ближнего Востока, то есть, является воротами в регион.

Этот тезис нашёл несомненный отклик в Азии: за последние 3-4 года доля в общем объеме азиатских прямым иностранных инвестиций в турецкую экономику выросла приблизительно с 5% до 20%.

Турция является участником и наблюдателем в различных многосторонних платформах с участием азиатских стран. В их числе Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), MIKTA (Мексика, Индонезия, Южная Корея, Турция, Австралия и т.д.). 2017 год, как отмечается в Альманахе, стал важным с точки зрения отношений Турции со странами региона.

В частности, в период с 4 по 6 августа 2017 года министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу принял участие в министерском заседании, приуроченном к 50-летнему юбилею ASEAN, по приглашению временно председательствующей филиппинской стороны. В ходе заседания было принято налаживать отраслевой диалог между странами – участницами организации и Турцией.

С целью наращивания своей торговли с азиатскими странами, Турция стремится к подписанию соглашений о свободной торговле. К числу таких, следует отнести документ, подписанный с Южной Кореей в 2013 году. В 2017 году было подписано турецко-сингапурское соглашение. В рамках этого процесса, в конце августа месяца 2017 года состоялся визит премьер-министра Бинали Йылдырыма в Сингапур и его встреча с президентом страны Тони Таном, а далее и с премьер-министром Ли Сяньлуном. Авторы напоминают, что 2018 год – год, когда в ASEAN председательствует Сингапур, что придает особый смысл турецко-сингапурскому соглашению о свободной торговле.

В июле 2017 года президент Индонезии Джоко Видодо посетил Турцию. В рамках визита стороны сообщили о продолжающемся сотрудничестве в таких сферах, как оборонная промышленность, энергетика и борьба с терроризмом. Важным итогом посещения стало соглашение о сотрудничестве, подписанное между Турецкой авиационной и космической компанией (Turk Havacilik ve Uzay Sanayii) и Индонезийской авиационной компанией (PT Dirgantara Endonezya), которое подразумевает сотрудничество и обмен технологиями на сумму порядка 200 млн долл.

Другим важным партнёром для турецкого оборонно-промышленного комплекса стала Малайзия.  Уже упомянутой выше Турецкой авиационной и космической компанией 10 мая 2017 года в Малайзии было подписано соглашение с крупнейшей малазийской компанией ОПК (Deftech – DRB – HICOM Defence Technologies Sdn Bhd). Как сообщается, целью этого соглашения стало сотрудничество, направленное на «удовлетворение малазийских потребностей в системах для беспилотных летательных аппаратов».

Важнейшим пунктом политической повестки дня между Турцией и странами АТР является, как пишется в Альманахе, «кровоточащая рана вопроса араканских мусульман (рохинджа – В.К.)». По итогам своих шагов, 5 сентября у президента Турции Р.Т.Эрдоган состоялся телефонный разговор с известной правозащитницей, политзаключенной, а ныне государственной советницей Мьянмы Аун Сан Су Чжи. В разговоре была затронута ситуация с рохинджа и беженцев в Бангладеш, а по его итогам турецкой стороной было принято решение об оказании гуманитарной помощи по линии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA).

2017 год стал годом первого визита турецкой стороны на уровне премьер-министра во Вьетнам. В ходе посещения страны турецким премьер-министром Бинали Йылдырымом, в 40-летие установления отношений между странами, было подписано три соглашения – в сфере экономики, таможни и стандартизации. В частности, речь идет о сотрудничестве двух сторон в сфере создания на своих территориях свободных зон, зон экспортной переработки, экономических зон и специальных экономических зон.

62.83MB | MySQL:102 | 0,504sec