Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2018 г.

В Судане август начался с продолжения судебного процесса над известной защитницей прав женщин Вини Омер. 30-летнюю журналистку обвинили в проституции после того, как ее застали в кампании двух мужчин и одной женщины в феврале с.г. в ее квартире в пригороде Хартума. По словам В.Омер, речь шла об обычной деловой встрече. Есть данные, что ей могут также предъявлены обвинения в шпионаже.

Правозащитники уже давно обвиняли суданские власти, что объявленные либо частные встречи между мужчинами и женщинами в Судане могут быть объектом преследований со стороны полиции нравов. Дела такого рода рассматриваются специальными прокурорами и затем передаются в специальные суды.

В.Омер борется за права суданских женщин со студенческой скамьи, то есть 10 лет. Ее уже неоднократно арестовывали.

10 августа правящая в Судане Партия национального конгресса (ПНК) назначила действующего главу государства Омара аль-Башира кандидатом на президентские выборы 2020 года. Таким образом он будет бороться за третий президентский мандат. Соответствующее решение принял руководящий орган ПНК – Консультативный совет. При этом конституция Судана и Хартия ПНК пока предусматривают, что один человек может быть президентом лишь дважды. Таким образом, суданским властям, очевидно, придется вносить соответствующие изменения в эти документы.

28 августа Россия и Судан организовали в Хартуме встречу между представителями различных вооруженных групп, действующих в ЦАР. Инициатива Москвы и Хартума реализовывалась параллельно с посредническими усилиями, предпринимаемыми Африканским союзом. Во встрече в Хартуме приняли участие три вооруженных группы, ранее входившие в распавшуюся преимущественно мусульманскую коалицию Seleka, а также защищающая интересы христиан группа «Антибалака»». По итогам встречи была подписана «Декларация согласия». Документ подписали бывшие участники Seleka Народный фронт за возрождение Центральной Африки (FPRC) во главе с Нуреддином Адамом, Союз за мир в Центральной Африке (UPC) во главе с Али Дарасса, Патриоическое движение за Центральную Африку (MPC) Махамата аль-Хатима. Еще одним подписантом стал один из основных лидеров «Антибалака» Максим Моком.

Наблюдатели отметили, что проявляющая высокую степень активности в ЦАР Москва несколько раз организовывала такую встречу. Первые две, проведенные в июле и середине августа, были безрезультатными.

29 августа на встречу в Хартуме отреагировали в Банги, где «приняли к сведению «Декларацию согласия». При этом было подчеркнуто, что ЦАР «поддерживает усилия АС по достижению мира и примирения».

 

2 августа США потребовали от Джубы освободить правозащитника Питера Биара Аджака, арестованного южносуданскими властями пятью днями ранее. «Мы требуем его освобождения и предоставления информации о том, в чем он обвиняется», — заявил журналистам посол США в Южном Судане Томас Хашек после встречи с министром юстиции этой страны Полино Ванавиллой. Аджак возглавляет несколько южносуданских правозащитных организаций, в том числе Форум молодых южносуданских руководителей.

Ранее Аджак назвал нереализуемым недавно подписанное в Хартуме соглашение о разделении власти между Джубой и повстанцами после гражданской войны, начавшейся в декабре 2013г.  по этическому признаку между народностями динка (С.Киир) и нуэр (Р.Машар). По его оценке, оно никак не приведет страну к миру. Он также потребовал от президента Южного Судана Сальвы Киира и главы повстанцев Риека Машара уступить место новым лидерам.

Со своей стороны министр юстиции Южного Судана после встречи с американским послом утверждал, что якобы не имеет никакой информации об аресте Аджака.

Ранее сообщалось, что правительство Южного Судана и повстанцы подписали 26 июля в Хартуме «предварительное» соглашение о разделении власти, которое предусматривает возвращение Р.Машара на пост вице-президента.

Несмотря на все опасения, правительство Южного Судана и повстанцы подписали 5 августа в Хартуме окончательное соглашение о разделении власти, что теоретически может прекратить гражданскую войну в этой стране. Соглашение подписали С.Киир и Р.Машарв присутствии президента Судана Омара аль-Башира и его коллег из Кении, Уганды и Джибути. Согласно этому документу, Р.Машар в статусе первого вице-президента войдет в состав правительства национального единства (ПНЕ). Похоже, его функционал будет достаточно ограниченным, так как кроме него еще 4 человека будут обладать полномочиями вице-президентов.

Соглашением также предусматривалось установление режима прекращения огня и вывод войск сторон из городов.

Документом отводится 3 месяца для формирования переходного правительства, которое будет находиться у власти в течение 36 месяцев. В составе правительства будут 35 министров. 20 из них – сторонники С.Киира, 9 – Р.Машара, остальные – представители других групп.

В парламенте из 550 депутатов 332 будут представлять С.Киира, 128 – Р.Машара.

Аналогичное соглашение, подписанное в 2015 г., было тут же нарушено, после чего Р.Машар был вынужден покинуть Южный Судан.

Подписание соглашения приветствовали США и генсек ООН Антониу Гутерриш. Он предложил сторонам конфликта «совместно работать для демонстрации их намерений полностью выполнить взятые обязательства в рамках подписанного соглашения».

Пока не ясно, как поведут себя те группировки повстанцев, которые оказались вне соглашения, и в частности, группа бывшего начальника Генштаба южносуданской армии Поля Малонга.

8 августа С.Киир опубликовал декрет, которым амнистировал повстанцев, включая Р.Машара. Одновременно он вновь призвал своих сторонников соблюдать режим прекращения огня.

10 августа международная «тройка» стран, стоявших у истоков появления Южного Судана (США, Великобритания и Норвегия) выразила озабоченность в связи с появлением нового соглашения о разделе власти в Джубе, назвав его «малореалистичным». «Мы признаем роль Судана в этих переговорах (между сторонами южносуданского конфликта). Но с учетом отсутствия доброй воли, продемонстрированного ранее, южносуданские руководители должны вести себя иначе и демонстрировать их волю к миру», — отмечалось в заявлении «тройки». Она потребовала от посредников расширить состав участников переговоров за счет присоединения к ним представителей гражданского общества и национальных меньшинств с общей целью скорейшей организации выборов. По оценке «тройки», после подписания соглашения остаются нерешенными многие вопросы, и в частности, каким образом будет решаться задача обеспечения безопасности в Джубе в течение переходного периода, а также насколько серьезны намерения исполнительной власти.

В августе стали известны данные Детского фонда ООН (Unicef), согласно которому после начала гражданской войны в Южном Судане в конце 2013 г. около 19 тысяч несовершеннолетних южносуданцев были принуждены стать солдатами в рядах либо правительственных сил, либо повстанцев, либо местных племенных формирований. С 2015 г, когда начала действовать специальная программа ООН, были освобождены около 3 тысяч детей-солдат.

28 августа в Хартуме представитель Судана как посредника на переговорах между Джубой и повстанцами сообщил, что главарь последних Р.Машар отказался подписывать мирное соглашение с правительством, призванное прекратить гражданскую войну. «Основные группы южносуданской оппозиции, в том числе группа Р.Машара отказались подписывать окончательный документ из-за того, что в него не были включены предложенные ими оговорки», — сообщил глава МИД Судана Ахмед ад-Дирдири. До этого дня с 5 августа, когда С.Киир и Р.Машар подписали в Хартуме соглашение о разделе власти, стороны обсуждали в столице Судана условия финального документа. «Впервые оппозиция заявила нам, что не собирается его подписывать», — отметил А.ад-Дирдири. Он предупредил, что «в Южном Судане не будет мира до тех пор, пока оппозиционные группы не подпишут документ». По его словам, прошедший раунд переговоров в Хартуме «был последним», дав тем самым понять, что Судан осознал бесполезность посреднических усилий. Предполагается, что в дальнейшем эти усилия продолжат страны Восточной Африки (Igad).

Уже к вечеру 28 августа все тот же глава МИД Судана заявил, что Р.Машар подпишет финальный документ. «После интенсивных переговоров, проведенных суданским посредником, Р.Машар согласился подписать документ 30 августа», — сообщил А.ад-Дирдири. По его словам, предлагаемые оппозицией оговорки в финальный документ рассмотрит Igad. Участники суданской делегации на переговорах сообщили, что предложенные оппозицией оговорки касались состава переходного правительства, числа штатов (провинций) и текста новой конституции страны.

30 августа в Хартуме было объявлено, что Р.Машар «одобрил» финальный документ. В тот же день представители оппозиционных групп парафировали его. Тогда же Хартум сообщил, что подписание мирного соглашения в его финальном виде ожидается на саммите Igad.

Теперь остается ждать, не будут ли положения финального договора нарушены – как это бывало уже не раз — сторонами конфликта еще до его подписания.

52.27MB | MySQL:103 | 0,631sec