К вопросу об экономическом измерении внешней политики Турецкой Республики. Часть 8

Заключительная часть нашего анализа Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), посвящена экономическому аспекту внешней политики Турецкой Республики.

Сегодня подводим итог под экономическим измерением внешней политики Турции.

Напомним, что итоговой точкой в анализе турецких авторов стала мысль о том, что Турцией реализуется ряд интеграционных проектов в регионе – как энергетических, так и транспортных – способствующих интеграции между собой Востока и Запада. Мысль эта, разумеется не нова и, даже более того, — довольно заезжена к настоящему времени: свою роль в том, чтобы стать главным перекрестком между  Европой и Азией Турция сформулировала достаточно давно, ещё в 80-х годах прошлого века. Но вот, что касается практической реализации этой задумки, то первые плоды, в виде реализованных проектов, начинают проявляться как раз в наши дни.

Итак, каким стал 2017 год, в экономическом смысле, для внешней политики Турции?

Как пишут авторы в 2017 году Турция нарастила свой экономический и военный потенциалы. Но при этом в своих отношениях с США и ЕС пережила целый ряд напряженных моментов (про них не пишем, уже много слов было сказано про ФЕТО, РПК / СНС, Р. Зарраба и т.д. – В.К.). На этом фоне Турция продолжила предпринимать шаги по выстраиванию более автономного внешнеполитического курса.

Самым важным приобретением 2017 года авторы Альманаха называют нормализацию отношений между Анкарой и Москвой, а также выстраивание заново архитектуры сотрудничества с Россией в политической, военной и экономической сферах (особенно выделяются вопросы торговли, туризма и энергетики). Разумеется, проводилось это, со стороны Турции, в т.ч. в рамках процесса балансирования своих, переживающих напряженность, отношений со странами Запада.

Россия вновь стала главным отправителем своих туристов в Турцию. Аналогичным образом, наблюдался возврат к прежним показателям в плане двусторонней торговли и энергетики. Стратегическими проектами остаются строительство АЭС «Аккую» и поставка систем ПВО С-400 в Турцию. Последнюю сделку авторы характеризуют, как «напоминающую турецким союзникам, что они не являются безальтернативными» и подчеркивают статус Турции как «восходящей силы» (ранее, вплоть до наступления «арабской весны» в 2011 г., говорилось о «восходящей звезде» региона, в экономическом смысле; теперь же речь идет, как можно видеть, уже и о военно-политическом аспекте – В.К.),

Ознаменовался 2017 год и изменениями в отношениях со странами Залива. Как пишется авторами, Турция вошла в регион в качестве военной силы (разумеется, имеется в виду создание турецкой военной базы  в Катаре). Кроме того, как они указывают, Турция продолжила свое сближение с ближневосточными странами и выполняла посредническую функцию при урегулировании региональных конфликтов и споров. Здесь ими вспоминается про ту «деликатную миссию», которую Турция успешно выполнила по балансированию ситуации с блокадой Катара. Впрочем, в регионе Турция, по-прежнему, предпочитает действовать с позиций мягкой силы.

Как пишут авторы, Турция внимательно следила за политическими сигналами, которые исходят из Саудовской Аравии, в частности, от наследного принца Мухаммеда бен Салмана, поддерживаемого как США, так и Израилем в плане финансовоьго ослабления его политических противников. Турция внимательно следила за ситуацией, разворачивающейся в КСА вокруг престолонаследия. При этом, авторами указывается, что в ходе кризиса вокруг Катара турецко-саудовские отношения после того как пережили кризис, вновь вернулись к нормальным.

Аналогично, на оптимистичной ноте говорят авторы и о наметившейся нормализации отношений между Турцией и европейскими странами, нашедшей свое отражение в ходе взаимных визитов. Особенно подчеркивается наступление нового этапа в отношениях с Германией и Францией.

В результате Турция, как указывается в материале, сделала серьезную заявку на то, чтобы неуклонно продолжать свой экономический рост, промышленное развитие и экспортные поставки в 2018 году. Поворотной точкой при этом становится переход страны к президентской форме правления и (досрочные) президентские и парламентские выборы.

Подводим черту под рассмотренным нами материалом.

Экономическое измерение во внешней политике Турции присутствует, но оно, если и является драйвером внешней политики, то лишь в тот момент, когда отношения подходят к «красной черте». Как это, допустим, касалось отношений с Россией. В 2018 году Турция кардинально сменила свою риторику в отношении ЕС, когда переживаемый кризис начал наносить ущерб её экономическим интересам.

Отрицательное сальдо внешней торговли Турции и бюджетный дефицит – это та данность, с которой страна продолжит жить в обозримой перспективе. Путей решения данного вопроса пока не найдено. Переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью сдерживается проблемами с системой образования, а также в сферах фундаментальной и прикладной науки (за рамками отдельных дисциплин, допустим, строительства), дополненные ярко выраженными клерикальными настроениями в турецком руководстве.

Турция отчетливо идет по пути расширения рынков своего сбыта в существующих нишах, которые, очевидным образом, не являются для страны прорывными. В целом, можно говорить о том, что растущие амбиции в военно-политической сфере Турции пока строятся на не слишком надежном экономическом фундаменте. Впрочем, в пользу Турции играет её положительная демография и серьезные проблемы у её главных региональных конкурентов, включая Россию, Иран, а теперь, с делом об убийстве Д.Хашогги, и Саудовскую Аравию. По отношению к ним, Турция проводит политику «стратегического терпения».

62.84MB | MySQL:102 | 0,522sec