Ливан балансирует на грани гуманитарного кризиса

Нестабильная внутриполитическая ситуация в Ливане блокирует поступление донорской помощи на цели развития и содействия сирийским беженцам, что всерьез угрожает новым масштабным гуманитарным кризисом в этой ближневосточной стране. Спустя шесть месяцев после состоявшихся парламентских выборов в Ливане постоянное правительство так и не сформировано, и этот политический вакуум отпугивает потенциальных инвесторов и доноров. В частности, мобилизованные на донорской конференции по Ливану в Париже в апреле 2018 года 11 млрд долларов США – преимущественно по линии международных финансовых институтов и западных доноров — пока так и могут материализоваться в конкретных программах содействия. Доноры выжидают и рассчитывают на внутриполитическую стабилизацию в Ливане и начало обещанных реформенных процессов.

Временное руководство Ливана отчетливо осознает растущие риски и пытается проводить активную внешнюю политику в целях обеспечения политической и финансовой поддержки со стороны западных союзников. В частности, ливанское временное правительство стремится всячески отмежеваться от иранского влияния через «Хизбаллу» на политические процессы внутри страны и подчеркнуто дистанцируется от прямого вовлечения в региональные конфликты, особенно в Сирии. Однако все игроки на ливанском политическом поле прекрасно понимают, что на практике «Хизбалла» продолжит играть одну из ключевых ролей в сирийском конфликте.

Главным опасением нынешнего руководства в Бейруте во главе с президентом М.Ауном является угроза разрастания гуманитарного кризиса внутри страны – решение проблемы сирийских беженцев в Ливане является главным приоритетом во внутриполитической повестке ливанских властей.  Главной парадигмой этих усилий является курс Бейрута по постепенную и безопасную репатриацию сирийских беженцев на родину по мере стабилизации там военно-политической ситуации и перехода под контроль официального Дамаска большей части территории страны. В этом вопросе ливанское руководство серьезно надеется на поддержку своих европейских партнеров и прежде всего Франции как традиционного союзника Ливана.  Свою поездку на Генеральную Ассамблею ООН в сентябре с.г. ливанский президент использовал в целях обрести твердую поддержку со стороны европейских союзников в этом чувствительном для Бейрута вопросе. По убеждению ливанского руководства, именно такой курс является наиболее эффективным, поскольку позволит существенно сократить бремя финансовой нагрузки на правительство Ливана в плане обеспечения пребывания на своей территории сирийских беженцев. При этом, в Бейруте готовы пойти на тесное сотрудничество с правительством Б.Асада и Россией по этому вопросу, если удастся в принципиальном плане договориться о курсе на постепенную репатриацию сирийских беженцев из Ливана.

Процесс при этом может растянуться на долгие месяцы и годы. Cухая статистика Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев говорит о том, что по состоянию на сентябрь 2018 года в Ливане официально зарегистрировано 952 тысячи сирийских беженцев, в том числе 340 тысяч в провинции Бекаа и 250 тысяч в самом Бейруте. По неофициальным данным, общее число сирийских беженцев, оказавшихся в Ливане после начала конфликта в 2012 году может достигать 1.5 млн человек. По темпам репатриации точных данных нет, однако большинство экспертов сходятся во оценках, что за последние месяцы обратно в Сирию вернулось лишь несколько тысяч человек.

Нужно отметить, что помимо обеспечения поэтапной репатриации сирийских беженцев как панацею от гуманитарного кризиса, Бейрут вынашивает также идею скорейшего открытия границ с Сирией. Этот шаг стал бы важной гарантией устойчивого развития Ливана и превентивной мерой для минимизации рисков в гуманитарной сфере. Он мог бы позволить разблокировать стратегически важные торговые маршруты и обеспечить выход сирийской продукции, прежде всего аграрной и продовольственной, в Европу через ливанские порты, что позволит оживить внутриэкономическое развитие в Ливане. В перспективе, в случае окончательной политической стабилизации в регионе, Ливан мог бы играть важную роль в транзите сирийских углеводородов. Разумеется, вопрос очень тонкий и требует полной координации с Дамаском. По этой причине официальный Бейрут действует осторожной и с оглядкой на США, Европу и даже Саудовскую Аравию, однако с изрядной долей прагматизма и рациональности. Экономическая целесообразность восстановления таких торговых связей очевидна. Ясно также, что этот вопрос тесно взаимосвязан и с решением проблемы сирийских беженцев в Ливане и налаживание двусторонней торговли будет только способствовать скорейшему возвращению сирийцев обратно.

Времени на раздумья и ливанских властей немного: внутриэкономическая ситуация стремительно деградирует и требует срочных решений, не дожидаясь разрешения внутриполитического кризиса и формирования правительства постоянного состава. Подорванная ведущейся фактически 15 лет непрерывной гражданской войной экономика нуждается в долгосрочной стратегии. В реконструкции и инвестировании нуждается базовая инфраструктура и ключевые сектора экономики. Энергетическая безопасность и отсутствие устойчивой и централизованной системы обеспечения электроэнергией – одна из самых существенных структурных проблем. Транспортно-логистическая инфраструктура страны также давно нуждается в модернизации. Социальная инфраструктура (школы, медицинские центры) находится в крайне неудовлетворительном состоянии. При этом, на протяжении последних лет нагрузка на эту инфраструктуру увеличилась в несколько раз за счет наплыва сирийских беженцев. Большинство из них (70-75%), например, не оплачивают свои расходы за электроэнергию, что требует существенных дополнительных субсидий от государства. При этом подразумевалось, что основная часть обещанных донорами на Парижской донорской конференции в апреле с.г. 11 млрд долларов США будет израсходована именно на эти капитальные цели. В частности, Всемирный банк обещал транш в размере 4 млрд долларов и пока придерживает эти средства до наступления политической стабильности в стране. Международные доноры осознают риски и не спешат инвестировать, поскольку раздираемый клановыми противоречиями местный политический истеблишмент не может гарантировать международным институтам последовательное выполнение реформ по либерализации экономической системы, реструктуризации неэффективных бюрократических предприятий и компаний. Соответственно, такая ситуация повышает угрозу наступления масштабного гуманитарного кризиса в стране, как среди сирийских беженцев как наиболее уязвимой группы населения, так и в стремительно беднеющих местных общинах.

52.3MB | MySQL:103 | 0,538sec