О практике продаж иракским трейдером SОМО нефти через региональные биржи

Иракская государственная компания по продаже нефти, официальный трейдер, компания SОМО, (State Oil Marketing Company) в течение двух последних недель активно наращивает продажи нефти с использованием региональных биржевых инструментов.  Ожидаемое сокращение поставок иранской нефти способствует этому, хотя, с учетом бартерных поставок между Ираком и Ираном, быть полностью уверенным, что SОМО продает именно иракскую, а не иранскую нефть, мы не можем, тем более, что покупатель не разглашается. Таким образом, SОМО реализовала 4 млн баррелей нефти сорта «Басра, легкая» через биржу эмирата Дубай. Партии нефти по миллиону баррелей каждая, с поставкой в конце ноября были проданы, первая, по цене выше средне ноябрьской на 11 центов за баррель, вторая – на 18 центов дороже.

Еще два лота SОМО, каждый по миллиону баррелей, продали на прошлой неделе по цене выше средне ноябрьских фьючерсов на 20 центов за баррель.

Неназванный покупатель, согласно условиям контракта, имеет право направить нефть, как в Европу, так и в Азию. С учетом того, что у SОМО число трейдеров, закупающих нефть, весьма стабильно (реальный нефтяной рынок, вообще, вещь консервативная), это обстоятельство может служить косвенным свидетельством того, что это нефть иранская и, таким образом, через биржу Дубая, имеющего неплохие отношения с Исламской Республикой, в настоящее время, ведется отработка одного из обходных каналов продолжения поставок нефти из Ирана. Тем более, что доказать, что это нефть не «Басра, легкая», а, какая ни будь, «Ахваз легкая», не так легко, и, скажите на милость, кто будет этим заниматься?  И для чего? Мы уверены, что все формальности со стороны SОМО, включая сертификаты страны происхождения и качества, соблюдены, и документы обеспечены.

Косвенно, в пользу этой версии, а не в то, что у Ирака образовался свободный товарный излишек нефти, свидетельствует и то, что в прошлый раз через Дубай SОМО продавала нефть аж в январе, с поставкой в марте. Затем такая практика была признана невыгодной, по официальной версии — по причине ценовой специфики фьючерсов.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство: Министерство нефти Ирака неоднократно подтверждало, что будет реализовывать программу по производству и реализации нефти в рамках решений ОПЕК.  И никак иначе. Поэтому, взять и нарастить продажи на миллион-другой баррелей, при том, что имеющиеся логистические, складские и добывающие резервы позволяют это сделать в объеме, примерно вдвое меньшем, Ирак вряд ли может.

Как бы там ни было, SОМО располагает кроме, собственно, нефти, многолетним опытом ее продаж в условиях самых жестких санкций и надзора, которых в отношении Ирана еще не введено. Так что, организация продаж «вдруг» образовавшегося количества нефти через Дубай для SОМО операция вполне себе обыденная и заурядная.

Тем временем, иранский фактор продолжает оказывать влияние на расценки. Марка «Брент» подросла в цене до 76.52 долларов США за баррель, контракты с отсрочкой поставки по марке WTI закрывались по цене 66.33 доллара США, что объяснялось ростом складским запасов нефти в США по данным на неделю, заканчивавшуюся 19 октября, до уровня 418.4 млн баррелей.

Цены на нефть понемногу росли, хотя Саудовская Аравия в лице министра нефти, Халеда аль-Фалиха, вновь и вновь, подтверждает, что будет готова обеспечить спрос на нефть после 4 ноября, даты введения санкций США против Ирана.

Правда, большинство аналитиков рынка сходятся во мнении, что рынок все равно отреагирует на начало санкций, даже если саудовцы реально будут компенсировать сокращение поставок из Ирана. Которого, впрочем, может на деле и не наступить. Или не наступить в том объеме, который ожидается.

Вернемся к тому, а насколько могли вырасти поставки нефти, предположим, будь она действительно иракская? Например, губернатор провинции Ди уль-Карр, Яхья аль-Насири, объявил в среду, 24 октября о подписании нового проекта по строительству НПЗ в провинции, мощностью в 150 тысяч баррелей нефти в сутки. Но этот завод, сооружающийся в рамках канадского инвестпроекта, объемом в 4 млрд долларов, еще надо построить. Все введенные за последние два месяца новые месторождения в том же Ди уль-Карре и в соседних провинциях, отметим, не в Басре, могут обеспечить прирост добычи, примерно, на 300 тысяч баррелей, максимум, плюс, эту нефть еще надо обработать, транспортировать, складировать и, наконец, загрузить на танкера. А все имеющиеся мощности, о чем мы неоднократно информировали наших читателей на страницах сайта Института Ближнего Востока, в Ираке заняты и работают на пределе имеющихся технических возможностей. Поэтому, если SОМО и могло выставить на продажу, то, не более 300, с учетом, резерва, пускай, 500 тысяч баррелей, и то, разово, ну, пускай, два раза в месяц. Но никак не 4 млн баррелей за две недели. С поставкой то ли в Европу, а может и в Азию. И неизвестно, с какого терминала, а их, как и танкеров в Персидском заливе, десятки, к тому же, иранские ракетные катера нет-нет, да и вплотную подходят к американским универсальным десантным кораблям, поэтому, тут, ну никак, не до досмотра подозрительных грузов. До которого, если вдруг и дойдет, то еще неизвестно, на каком правовом основании. И как его осуществлять, если вдруг танкер окажется под эскортом ВМС Ирана? Вы скажите, невозможный сценарий? Нет, вполне вероятный, с учетом той напряженности, которая сейчас начинает аккумулироваться в регионе вообще, и вокруг ИРИ, в частности.

Так или иначе, от продажи дополнительных 4-6 млн баррелей нефти, ну, допустим, «Басры легкой», через биржу Дубая, никому хуже не будет. Все приличия соблюдены, санкции действуют, Иран наказан, но рынок нефти не лихорадит, больше чем это требуется. Кроме Дубая, есть еще и другие биржи, та же оманская, а у султаната отношения с ИРИ также давние и весьма неплохие, да и расположен он южнее Ормуза, так что, ожидаемый эффект от введения санкций против иранского нефтяного экспорта и его реальное воплощение могут оказаться вещами совершенного разного свойства. Главное тут не жадничать и не зарываться до той степени, чтобы привлечь вынужденно Госдеп, или довести дело до организации конвоев и досмотров.

56.76MB | MySQL:106 | 0,457sec