О визите в Россию министра обороны Турции

Вопросы координации политики Москвы и Анкары в сфере безопасности находились в центре внимания в ходе переговоров, которые прошли 15 сентября в Москве между вице-премьером, министром обороны России Сергеем Ивановым и министром национальной обороны Турции Веджди Генюлем. Приоритет именно этим вопросам — хотя по логике вещей два министра должны были больше внимания уделить состоянию и перспективам развития двусторонних отношений в военной и военно-технической сфере — был отдан не случайно. Долгое время по ним складывалась достаточно двойственная ситуация — обе страны столкнулись с одними и теми же вызовами собственной безопасности, однако у России было немало претензий к Турции относительно роли последней на Кавказе в целом, и в Чечне — в частности. Ведь не секрет, что среди убитых в Чечне иностранных наемников граждане Турции по численности далеко впереди представителей других национальностей. Понятно, что Анкара регулярно делала вид, что ее никак не касается подобная ситуация+

Открывая переговоры с В.Генюлем, глава российского военного ведомства заявил: «Современные угрозы и вызовы негативно влияют на положение дел как в Турции, так и в России. В этом смысле наша скоординированная политика в области безопасности и обороны очень важна». С.Иванов выразил надежду, что визит турецкого министра послужит развитию двусторонних контактов в военной и военно-технической сфере, подчеркнул позитивное развитие взаимодействия между Военно-морскими флотами двух стран.

В свою очередь, министр обороны Турции отметил: «Для нас Россия в высшей степени важная страна. Мы счастливы, что Россия наш сосед и важный элемент стабильности при том, что рядом с нами много точек нестабильности».

Главной новостью по итогам переговоров стало объявленное С.Ивановым решение о том, что по инициативе Анкары ВМФ России примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006», проводимой ВМС Турции. «Наша страна примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006″, проводимой ВМС Турции. Главная задача этих учений — постоянный мониторинг за торговыми судами и получение информации об их передвижениях для выявления незаконной деятельности», — сообщил С.Иванов. Он подчеркнул, что «безопасность на Черном море должна обеспечиваться силами самих черноморских государств».

Несколько дней спустя, совершая поездку по России, С.Иванов развил эту посылку: «Мы убеждены в том, что безопасность в зоне Черного моря должна обеспечиваться только силами государств региона. В этом нас поддерживает Турция. Это означает, что за безопасность в Черном море должны отвечать две ведущих страны бассейна — Россия и Турция». На простом языке это означает, что Росси добилась четкого разделения зон ответственности, в которых проводятся антитеррористическая операция НАТО «Активные усилия» и аналогичная операция «Черноморская гармония». Зоной проведения первой является исключительно Средиземное море, второй — Черное море. Ранее некоторые западные политики добивались распространения зоны проведения «Активных усилий» на черноморский бассейн, против чего категорически против выступала Москва.

По оценке С.Иванова, Россию и Турцию связывают «очень тесные отношения на Черном море в рамках оперативной группы «Блэксифор», а также на двусторонней основе.

В свою очередь турецкий министр отметил, что «Черное море не разделяет наши государства, а объединяет». «Наше сотрудничество в рамках «Блэксифор» и «Черноморская гармония» служит нашей общей борьбе с терроризмом, незаконной торговлей наркотиками и оружием», — сказал Генюль.

Как известно, очередной этап миссии оперативного взаимодействия «Блэксифор» завершился в августе с.г. Соглашение о создании этого оперативного соединения подписали 2 апреля 2001 года в Стамбуле Болгария, Грузия, Румыния, Россия, Турция и Украина. Эта операция осуществляется в целях обеспечения стабильности и безопасности в Черноморском регионе. Целью же операции «Черноморская гармония» является организация постоянного мониторинга за торговыми судами и получение исчерпывающей информации об их передвижениях для выявления незаконной деятельности.

По оценке Иванова, переговоры с турецким коллегой были «продолжительными и плодотворными». Министры говорили с глазу на глаз в течение двух часов, и полтора часа в составе делегаций. «Мы обсудили широкий круг вопросов военного и военно-технического сотрудничества, региональной безопасности, ситуацию на Ближнем Востоке, — сказал российский министр. — Пока нестабильность в регионе либо непосредственно влияет, либо может повлиять и на Россию, и на Турцию».

Определенная интрига накануне переговоров возникла вокруг возможного намерения Турции объявить очередной, уже третий по счету, тендер на налаживание производства в стране боевых вертолетов, уже получивших условное наименование «Эрдоган». Как известно, российская фирма «Камов» имела определенные виды на участие в тендере со своим вертолетом Ка-50. Однако, как пояснил высокопоставленный источник в Минобороны, «турецкая сторона выдвинула такие условия конкурса, что в итоге напоролась на то, за что боролась — по итогам второго тендера победителями стали компании ЮАР и Италии, хотя общеизвестно, что мировыми лидерами в вертолетостроении являются Россия и США». По прогнозам источника, подобная ситуация делает вероятным третий тендер, который может быть проведен уже в ноябре. Однако по итогам переговоров он же пояснил, что вопрос о тендере и возможном участии в нем России даже не обсуждался. Не исключено, что здесь речь идет не о каких-то закулисных играх, а о вещи более прозаической — просто у Турции сейчас нет средств на заключение подобного контракта.

Что касается ВТС, то турецкий министр дал ясно понять: главная цель Турции — закупать не вооружения, а технологии с тем, чтобы развивать собственное военное производство. «Мы обсудили вопросы того, как Турция могла бы сама производить оружие», — пояснил Генюль. Понятно, что подобное направление ВТС сопряжено для России с определенными рисками, в том числе и с перспективой ужесточения конкуренции на и без того сложном рынке оружия.

В настоящее время Россия и Турция строят свои отношения в сфере ВТС на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам в области оборонной промышленности. Этот документ регламентирует двусторонние контакты по разработке, производству и поставкам продукции военного назначения. Очередное, пятое заседание межправительственной комиссии запланировано на октябрь с.г.в Турции.

Пока же удельный вес военной техники российского производства в общем объеме ВТС Турции за последние 10 лет составил всего 1 проц., что соответствует примерно 190 млн долларов. Турция закупила в России, в частности, около 240 бронетранспортеров, около 20 вертолетов Ми-17, свыше 14 тыс.единиц стрелкового оружия, боеприпасы, морской спасательный буксир проекта 1454, а также три морских пассажирских судна проекта 14613. Часть поставок военной продукции — примерно на 100 млн долларов — осуществлялась в виде погашения госдолга России Турецкой Республике.

Наша справка: до 1976г.СССР и Турция не обменивались визитами военных делегаций. Первый официальный визит в СССР заместителя начальника генштаба ВС Турции состоялся в мае 1976г. Начальник Генштаба ВС СССР посетил Турцию с ответным визитом в апреле 1978г. В том же году был осуществлен обмен визитами военных кораблей. В 1979г.был разработан и согласован с турецкой стороной первый План контактов по военной линии на 1980 — 1981гг. Однако из-за отказа турецкой стороны мероприятия плана не были выполнены. В 1985г.по инициативе турецкой стороны СССР с официальным визитом посетил начальник генштаба ВС Турции и был согласован План мероприятий по развитию советско-турецких контактов в военной области на 1986 — 1987гг. В дальнейшем все официальные двусторонние контакты по военной линии осуществлялись на основании двухгодичных Планов на 1988 — 1989гг., 1990 — 1991гг., 1992 — 1993гг. За эти годы состоялся обмен визитами начальников генштабов и их первых заместителей, главнокомандующих Сухопутными войсками и Военно-морскими флотами, отрядов кораблей и делегаций различных военных училищ. В январе 1994г.стороны подписали соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. В мае 1998г. — Меморандум о взаимопонимании между генеральными штабами ВС России и Турции.

55.71MB | MySQL:116 | 0,523sec