Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 — 11 ноября 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Ираном. 5 ноября США ввели вторую часть масштабных санкций в отношении ИРИ в связи с выходом американской стороны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.

Как было объявлено в Вашингтоне, новая волна рестрикций затронула энергетическую отрасль Ирана, сделки, относящиеся к нефти, а также транзакции с иранским Центробанком, судоходство и судостроение. Всего санкции затронули более чем 700 физических лиц, организаций, воздушных и морских судов. Среди внесенных в санкционный список организаций национальная авиакомпания «Иран эйр», Организация по атомной энергии и Центробанк Ирана. Одновременно 5 ноября международная банковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT сообщила, что отключила некоторые иранские банки. США также намерены применять санкции в отношении новых проектов в области атомной энергетики ИРИ, предусматривающих, в том числе, сооружение реакторов, которые предназначены для выработки электроэнергии. Президент Д. Трамп 8 ноября принял решение продлить с 14 ноября «чрезвычайное положение» в отношениях с Ираном и действие режима санкций в отношении этой страны на год. Он обосновал свое решение, в частности, тем, что «отношения (США) с Ираном пока еще не нормализованы», а «процесс выполнения (двусторонних) соглашений от 19 января 1981 г. все еще находится в стадии реализации». В Вашингтоне заявили, что США незамедлительно введут санкции против тех, кто попробует использовать механизмы обхода ограничений против Ирана. Администрация Д. Трампа рассчитывает на то, что новые санкции «вызовут наиболее болезненные последствия для Ирана». Власти Ирана должны сделать выбор между полной сменой политического курса и обвалом экономики страны, заявил 5 ноября госсекретарь США М. Помпео.

Вместе с тем, американская администрация сделала целый ряд временных исключений из режима санкций. Так, на шесть месяцев выведены из-под иранских «нефтяных» санкций Греция, Индия, Италия, Турция, Республика Корея, Япония, Китай, а также являющийся частью КНР Тайвань. Ирак сроком на 45 суток освобожден от санкций в отношении энергетического сектора Ирана. Багдаду позволено продолжать закупать газ и электричество у Тегерана. Из-под действий рестрикций выведены АЭС «Бушер» и еще два других ядерных проекта в Иране, а также иранский порт Чабахар, как «имеющий ценность для развития Афганистана».

США не видят никаких сигналов со стороны Ирана, которые бы указывали на желание его властей принять участие в переговорах с американской стороной, заявил 8 ноября М. Помпео. США не считают, что Тегеран откажется от обязательств в рамках СВПД по своей ядерной программе, но и при таком развитии событий у Вашингтона нет намерений развязать военный конфликт с Ираном, заявил 9 ноября помощник президента США по национальной безопасности Дж. Болтон. Госдепартамент США обвинил ИРИ в нарушении безопасности судоходства. По информации Вашингтона, иранские танкеры пытаются скрыть свое местоположение, отключая транспондеры.

Правительство Великобритании намерено поддерживать расширение торговых отношений между королевством и Ираном, несмотря на санкции, введенные против Тегерана США. Евросоюз ведет переговоры с властями США, чтобы прояснить решения Вашингтона по санкциям против ИРИ. При этом Брюссель остается приверженным реализации СВПД по ядерной программе Ирана, несмотря на любые решения США. Президент Турции Р. Т. Эрдоган назвал неправильными антииранские санкции США, заявив: «Мы не подчинимся подобным санкциям». Глава МИД России С. Лавров подчеркнул: «Американские рестрикции в отношении Ирана абсолютно нелегитимны и нарушают резолюции Совбеза ООН. Способы развивать экономические связи с Ираном, несмотря на американские санкции, будут найдены».

Иран продолжит продавать свою нефть вопреки американским санкциям в отношении Тегерана, заявил 5 ноября президент ИРИ Х. Роухани. Иран готов к дипломатическим переговорам с США при условии, если администрация Трампа изменит свой подход к обсуждению СВПД, заявил глава МИД ИРИ М. Д. Зариф. Тегеран приступил к реализации плана по противодействию негативному эффекту от нефтяных санкций США, сообщил 6 ноября первый вице-президент Ирана Э. Джахангири, подчеркнув, что «было бы неправильно утверждать, что санкции не оказывают воздействие на страну».

Работы по созданию демилитаризованной зоны в провинции Идлиб на севере Сирии продолжаются, но говорить об их завершении пока рано, сообщили 8 ноября в МИД России. Боевики террористических и экстремистских группировок на минувшей неделе неоднократно нарушали здесь режим прекращения огня. В провинции Идлиб также не утихают междоусобные столкновения в рядах вооруженной оппозиции.

Напряженная обстановка сохраняется на северо-востоке Сирии в провинции Дейр-эз-Зор, где продолжаются бои между преимущественно курдскими формированиями «Сил демократической Сирии» (СДС) и боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что рассчитывает на то, что Д. Трамп прекратит совместное патрулирование в Сирии курдских бойцов и американских военнослужащих. По словам Эрдогана, «это неприемлемо» и «может привести к серьезным негативным последствиям». Тем временем турецкие военные не прекращают периодически обстреливать позиции формирований СДС, расположенные у границы с Турцией.

Российские технические специалисты завершили переоборудование доставленных в Сирию ЗРС С-300ПМ/ПМ-2 в экспортную версию С-300ПМУ-2 «Фаворит» и вернулись на родину. Сообщается, что «теперь все три дивизиона С-300ПМУ-2 готовы к боевой работе в условиях Сирии, осталось завершить подготовку на технике сирийских военных».

США ведут постоянные консультации с Россией и Турцией, чтобы предупредить массовый исход террористов из Сирии, сообщил 7 ноября спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Дж. Джеффри. Соединенные Штаты стремятся добиться сближения позиций Москвы и Вашингтона по Сирии, заявил 8 ноября заместитель госсекретаря США по политическим делам Д. Хейл. По его словам, у Вашингтона три ключевых приоритета в Сирии. «Это устойчивый разгром ИГ, который требует не только победы на поле боя, но и стабилизации, чтобы ИГ не могла вернуться. Затем — военное присутствие Ирана и его ставленников, что является существенным фактором нестабильности и конфликта в Сирии и регионе. Кроме того, мы хотим, чтобы прогрессировал политический процесс в Сирии, так как без него Сирия не добьется стабильности, безопасности и процветания».

9 ноября в российской столице прошло второе заседание московского формата по Афганистану. В его работе приняли представители и наблюдатели от России, Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, США, Таджикистана, Узбекистана. Впервые в международной встрече такого уровня приняла участие делегация афганского радикального движения «Талибан» (запрещено в РФ). Сообщается, что «основной темой обсуждения стал вопрос скорейшего запуска прямого межафганского диалога о мире в целях стабилизации ситуации в этой стране. Участники высказались за дальнейшие усилия по продвижению руководимого афганцами процесса национального примирения. Российской стороной была подчеркнута безальтернативность политико-дипломатического урегулирования ситуации в Афганистане и необходимость скоординированной работы стран-соседей и региональных партнеров Афганистана на этом направлении». Участники встречи договорились продолжать консультации в московском формате. Представители талибов заявили, что не признают кабульское правительством, легитимным, но готовы к диалогу с США о выводе американских сил из Афганистана.

Тем временем 6 ноября Кабул посетил генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг, заявивший, что присутствие альянса в Афганистане отвечает интересам безопасности Запада, оно сохранится до тех пор, пока в этом будет потребность на местах, точного графика вывода сил или их сокращения нет. По итогам визита Столтенберга президент Афганистана А. Гани сообщил, что «НАТО подтвердила продолжение финансирования афганской армии как минимум до 2024 года». По экспертным оценкам, речь идет о сумме порядка 4 млрд долларов в год, из которых 1 млрд выделят страны НАТО и 3 млрд — США.

Расследование убийства саудовского оппозиционного журналиста Дж. Хашогги в консульстве КСА в Стамбуле продолжает привлекать международное внимание. «Власти Саудовской Аравии знают имена убийц или убийцы Хашкаджи. Преступники входят в число тех 15 или 18 человек, которые приехали в Стамбул за день до убийства Хашогги. Я уверен, что допрос этих лиц выявит истину в этом расследовании. Нет никакого смысла вести поиски убийцы среди других лиц», — заявил 10 ноября президент Турции Р. Т. Эрдоган. Он сообщил, что Турция предоставила Великобритании, Германии, КСА и США аудиозапись, касающуюся убийства журналиста. По мнению Р. Т. Эрдогана, генпрокурор КСА С. аль-Муаджиб препятствует расследованию убийства Хашогги. Президенты Франции и США Э. Макрон и Д. Трамп согласились с тем, что саудовские власти должны раскрыть все подробности убийства Хашогги. Два лидера также выразили мнение о недопустимости влияния этого дела «на дальнейшую дестабилизацию ситуации в йеменском регионе и отметили, что раскрытие инцидента может благотворно сказаться на политическом решении военного конфликта в Йемене». Президенты Р. Т. Эрдоган и Д. Трамп 10 ноября обсудили в Париже расследование убийства Хашогги.

В Йемене войска, лояльные президенту страны А. М. Хади, при поддержке арабской коалиции во главе с КСА 9 ноября начала новую операцию с целью взятия города-порта Ходейда на Красном море, обороняемого силами повстанцев-хоуситов. По имеющейся информации, «бои за Ходейду быстро перерастают в ожесточённые сражения за каждую улицу и квартал с еле заметным продвижением просаудовских войск и регулярными успешными контратаками хоуситов».

Судан достиг договоренности с США о проведение второго этапа переговоров, нацеленных на исключение страны из списка государств — спонсоров терроризма, говорится в заявлении суданского МИД от 8 ноября. США готовы исключить Судан из списка стран-спонсоров терроризма, если будут выполнены определенные условия. Для этого необходимо расширить сотрудничество в борьбе с терроризмом, расширить защиту прав человека, предоставить более масштабный гуманитарный доступ, прекратить жестокие действия в стране и создать более приемлемые условия для мирного процесса, заявили в американском Госдепартаменте.

7 ноября в Москве состоялась встреча министра обороны России генерала армии С. Шойгу с командующим Ливийской национальной армией фельдмаршалом Х. Хафтаром. «В ходе встречи обсуждены вопросы безопасности в Ближневосточном регионе и Северной Африке, а также борьбы с международным терроризмом и разрешения кризисной ситуации в Ливии».

Президент Египта А. Ф. ас-Сиси заявил 6 ноября, что отправит войска, чтобы помочь своим аравийским союзникам, если их безопасность окажется под угрозой. Вместе с тем, А.Ф. ас-Сиси выразил надежду, что Иран не будет вмешиваться в дела других государств и «не допустит вреда для национальной безопасности арабских государств, особенно в регионе Персидского залива».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху сообщил, что его разговор с президентом России В. Путиным был «отличным и важным», но отказался раскрывать подробности. Два лидера переговорили 11 ноября «на полях» мероприятий в Париже по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны. Это их первый очный контакт после гибели самолета Ил-20 ВКС РФ, который 17 сентября был случайно сбит ПВО Сирии при отражении налета израильской авиации.

 

Приложение

О некоторых аспектах алжиро-американских отношений

Межгосударственные отношения между Алжиром и США на современном этапе, несмотря на имеющиеся трудности и разногласия по ряду региональных проблем в Северной Африке и на Ближнем Востоке, характеризуются обоюдным стремлением сторон к их дальнейшему развитию в различных сферах.

Алжирское руководство, учитывая роль США в мире, на Ближнем Востоке и в Африке, считает важным и необходимым поддерживать равноправные и взаимовыгодные отношения с Вашингтоном в политической, экономической и других областях. Американская администрация, принимая во внимание видную роль и место АНДР в Магрибе, Восточном Средиземноморье, Африке и арабском мире, проводит курс на постепенное внедрение в Алжир, более тесную привязку этой страны к сфере своего внешнеполитического влияния. При этом ключевыми американскими интересами в Алжире остаются сотрудничество в борьбе с терроризмом, а также доступ к углеводородным ресурсам арабской республики.

В период нахождения у власти в Алжире президента А. Бутефлики (с 1999 г.) отношения с США сделались одним из приоритетных направлений внешней политики страны, стали более динамичными. Бутефлика неоднократно заявлял, что «Алжир стремится быть стратегическим партнером США, а не их противником», однако при этом признавал, что «в некоторых случаях есть определенные лимиты сотрудничества» между двумя странами. Сказывается и традиционная для алжирского руководства «подозрительность к любой иностранной активности в регионе».

Американская администрация неоднократно выражала свою поддержку политике главы алжирского государства по достижению национального примирения в стране. В США рассматривают Алжир как военную и экономическую державу, доминирующую в Северо-Западной Африке, признают «лидирующую роль Алжира в деле восстановления мира и безопасности в регионе, особенно, в Ливии и Мали». Два государства поддерживают постоянные политические контакты, консультируются по важным региональным и международным вопросам, в том числе в рамках стратегического диалога, первое заседание которого состоялась в 2012 г. В то же время в Вашингтоне отмечают, что две страны не всегда находят «сходное понимание различных сил в регионе».

Отметим, что США развивают отношения с Алжиром не в ущерб давним и прочным связям со своим стратегическим партнером Марокко. В Вашингтоне учитывают сложный характер мароккано-алжирских отношений, многочисленные проблемы, имеющиеся между двумя соседними государствами. США выступают за политическое урегулирование мароккано-алжирских противоречий, проведение прямых переговоров между Рабатом и Алжиром, в том числе по урегулированию проблемы Западной Сахары. При этом американцы заявляют, что «не являются сторонниками навязывания решения какой-либо из сторон». Вместе с тем, в Вашингтоне периодически выражают АНДР свое недовольство его «подчас враждебным поведением» по отношению к Марокко. В ответ звучат заявления, что Алжир никогда не шел на уступки по основополагающим принципам своей политики, «в частности, по вопросам, связанным с его национальным и экономическим суверенитетом. Он всегда следил за гегемонистскими интересами США в регионе и отвергал любое иностранное военное присутствие на своей территории».

Госдепартамент США регулярно критикует алжирское правительство по вопросам соблюдения прав человека, «за ущемление демократии» в республике, включая ситуацию со свободой вероисповедания. Ряд американских политиков считает, что «Алжир ближе к полицейскому государству, чем к чему-либо ещё». Алжирская сторона считает подобные заявления свидетельством «недружественных намерений».

Руководство Алжира пытается сблизиться с администрацией президента США Д. Трампа, «как в экономическом, так и политическом плане» с целью добиться от Вашингтона получения неофициального статуса региональной державы. Рассчитывают в Алжире и на американские инвестиции для развития национальной экономики. Администрация Трампа не против развития сотрудничества с АНДР. При этом американцы считают необходимым, чтобы Алжир расширил на практике подписанное ранее двустороннее рамочное соглашение о торговле и инвестициях, что, по мнению США, позволит «открыть постоянный диалог между двумя странами для устранения препятствий перед торговлей и инвестициями». А пока ведение бизнеса в Алжире Госдепартамент США называет делом «прибыльным, но трудным». «Американские партнеры резонно «намекают» алжирским лидерам, что если они действительно так хотят с ними работать, то должны предоставить им более привлекательные условия работы по сравнению с остальными. Во всяком случае, на ближайшую перспективу вряд ли следует рассчитывать на «нашествие» американского бизнеса в Алжире. Судя по всему, большинство компаний из США предпочтут занять выжидательную позицию относительно получения более достойных условий работы. В отличие от лидеров АНДР, чья экономика погружается во все более бедственное состояние, время для этого у них есть».

Алжир осудил официальное признание президентом Д. Трампом Иерусалима в качестве столицы Израиля и перенос в это город посольства США в еврейском государстве. МИД АНДР считает, что это «серьезное решение представляет собой очевидное нарушение резолюций Совета Безопасности и международного права», ставит «под сомнение любую возможность стимулирования мирного процесса, итак надолго притормозившегося».

Сотрудничество в деле борьбы с терроризмом занимает одно из приоритетных мест в алжиро-американских отношениях. Поддерживая и развивая сотрудничество с США в этой сфере, алжирское руководство не считает, что это предоставляет американцам возможность получить военные базы на территории АНДР. Алжирское командование и спецслужбы опасаются, что, «оказавшись на территории АНДР, американские военные если не напрямую займутся подрывной деятельностью, то, пользуясь моментом, усилят сбор разведданных по Алжиру». Вашингтон также рассматривает Алжир в качестве своего «важного союзника» на антитеррористическом фронте и «готов тесно сотрудничать с алжирским правительством» в этой области, а также по проблемам обеспечения региональной безопасности. Американцы признают за Алжиром «роль ведущего игрока на региональном и континентальном уровнях в области борьбы с терроризмом». За последние годы алжиро-американское антитеррористическое сотрудничество усилилось, носит многогранный характер, затрагивая несколько областей. В частности, Африканское командование ВС США «хочет изучить совместно с Алжиром будущие действия в рамках сотрудничества в сфере безопасности». Прежде всего, это касается получения разрешения от алжирского руководства на пролет американских беспилотников и самолетов через воздушное пространство АНДР, что ранее Алжир разрешал делать только в исключительных случаях. Теперь, как сообщается, их число, может возрасти. «Согласно имеющимся данным, алжирские власти недавно разрешили американскому разведывательному самолету осуществлять пролеты над своей территорией для выполнения миссий в Сахеле-Сахарском секторе. В обмен алжирцы получают льготные условия кредитования по вопросу покупки у США новых разведывательных самолетов. Причем именно с таким оборудованием, которым оснащены аналогичные самолеты, продаваемые региональному конкуренту Алжира в лице Марокко». Вместе с тем, США не идут на передачу Алжиру беспилотников, необходимых ему для отслеживания различных вооруженных группировок. В итоге алжирцы приобрели эту технику в Китае.

Собственно военное и военно-техническое сотрудничество между Алжиром и США не получило полноценного развития, особенно в части поставок современного американского вооружения. Происходит обмен военными делегациями, АНДР периодически посещают высокопоставленные представители Пентагона. Продолжается практика направления алжирских военнослужащих на учебу в американские военно-учебные заведения. Действует программа «обменов и сотрудничества» между флотами двух государств.

Имеются сложности и в сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, так как у Вашингтона отсутствует «полное доверие к Алжиру как стране, способной обеспечить безопасное развитие мирных атомных технологий, отсутствует по причине «подозрительных» (по мнению США) разработок в прошлом, а также сложной военно-политической обстановки и угрозой нестабильности».

В целом, как видится, Алжир и США будут поддерживать нынешний уровень двусторонних связей в политической, антитеррористической, экономической и других областях, а по возможности развивать и укреплять их. Однако в ближайшем будущем в отношениях между двумя странами вряд ли произойдут какие-либо кардинальные изменения.

52.3MB | MySQL:103 | 0,601sec