Российский мостовой батальон переброшен в Ливан

С прибытием 6 октября на внешний рейд ливанского порта Джия российского грузопассажирского судна «Юрий Аршеневский» завершилась операция по переброске в Ливан личного состава и техники 100-го отдельного мостового батальона /омостб/, отправленного в эту страну на основании российско-ливанской договоренности для восстановления разрушенной в ходне недавней войны инфраструктуры.

100-й омостб был сформирован в кратчайшие сроки. Считается, что формально формирование батальона началось 11 сентября, когда В.Путин поручил подготовить обращение к Совету Федерации, который, согласно Конституции, должен был санкционировать отправку российских военнослужащих за рубеж. Одновременно вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов доложил президенту о готовности Минобороны подготовить батальон к отправке до конца сентября.

С.Иванов подчеркнул при этом, что Россия «не будет участвовать в миротворчестве в Ливане». «Скорее всего, по предварительным прикидкам, личный состав батальона будет работать вне зоны миротворческой операции в Ливане по просьбе самого ливанского правительства», — доложил Иванов президенту РФ. «В миротворчестве мы участвовать не будем», — подчеркнул он, добавив, что «будем на двусторонней основе проводить восстановление инфраструктуры в тех районах, которые находятся вне пределов миротворческой операции ООН».

«Абсолютно оптимальным» назвали в Госдуме решение об отправке в Ливан российского мостового батальона. «Участие в восстановительных работах России в Ливане — это реализация части резолюции Совета Безопасности ООН. Такая форма помощи адекватна статусу России и нашим интересам по урегулированию на Ближнем Востоке», — заявил глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. Комментируя заявление главы Минобороны о неучастии России непосредственно в миротворческой операции ООН, Косачев отметил, что в соответствующей резолюции Совбеза не определены параметры миротворчества в Ливане. «Не ясно, обязаны ли миротворцы разоружать «Хизбаллу», много других вопросов», — пояснил глава комитета. Учитывая эти белые пятна, продолжал Косачев, Россия будет оказывать Ливану помощь в таком формате, который не создаст опасности для российских военнослужащих.

14 сентября Минобороны отрапортовало о том, что омостб сформирован.

В середине сентября рекогносцировочная группа Минобороны во главе с генерал-лейтенантом И.Цыганковым посетила Ливан, где изучила ситуацию и определила объемы необходимых работ. «Все действия российской стороны по восстановлению инфраструктуры Ливана будут определяться двусторонними договоренностями между Москвой и Бейрутом, — отметил тогда генерал. — В составе российской армии есть дорожные части, способные выполнить эту задачу». «Все наши действия, — подчеркнул Цыганков, — будут проходить вне рамок миротворческой операции ООН в Ливане». «Мы не знаем точно, какие в Ливане разрушения, но мы знаем, что в результате бомбардировок были разрушены транспортные коммуникации и другие структуры» — сказал генерал. По его словам, разминированием российские военные специалисты в Ливане заниматься не будут.

Уже 25 сентября в районе г.Кашира в полевом лагере 17-й мостовой бригады Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны РФ начальник Тыла ВС РФ — заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков проверил готовность батальона, сформированного на базе 17-й бригады.

В командировку в Ливан отправлены военнослужащие, проходящие службу по контракту. Как отметили в пресс-службе Минобороны, «они — настоящие профессионалы своего дела, не один год прослужившие в мостовой бригаде, предназначение которой заключается именно в восстановлении прерванного транспортного движения путем сборки всех типов военных автодорожных мостов, а также в наведении наплавных мостов из понтонных парков и организации паромных переправ». Личный состав бригады участвовал в 1999 — 2000гг.в восстановлении мостов через реки Аргун и Терек в Чечне, строительстве мостов в Калужской, Тульской, Рязанской областях, и в 2006 году — в специальном учении по тыловому обеспечению Северного флота.

26 сентября Совет Федерации дал согласие на использование воинского формирования Вооруженных Сил РФ для участия в оказании помощи Ливану по восстановлению его транспортной инфраструктуры. Омостб отправлен в Ливан на основании резолюции Совета Безопасности ООН и обращения правительства этой страны.

1 октября из Новороссийска вышел «Юрий Аршеневский». Как сообщил руководитель Оперативной группы Минобороны РФ в Ливане генерал-лейтенант Иван Цыганков, на борту судна «в Ливан доставлены около 80 единиц специальной техники, а также 2,5 комплекта среднего автодорожного моста, с помощью которых предполагается восстановить в Ливане шесть мостов».

«Воздушный мост» между подмосковным аэродромом Чкаловский и Бейрутом работал с 3 по 5 октября. За это время самолеты Военно-транспортной авиации ВВС России совершили 6 самолето-вылетов, доставив в Ливан более 130 тонн грузов и 307 военнослужащих. Достаточно симптоматичный эпизод произошел 4 октября. Когда один из двух летавших в тот день Ил-76 двигался по рулежной дорожке бейрутского международного аэропорта, высоко в небе над ним пролетела пара израильских истребителей Ф-15. Она как бы показывала, сколь хрупок мир, установившийся в этой стране.

Россия не одна пришла на помощь Ливану. Автору этих строк в ходе командировки в эту страну довелось наблюдать несколько хрупких сооружений, возведенных по временной схеме французскими саперами вместо разрушенных мостов на дороге между Бейрутом и Сайдой. Первое впечатление, которое подтвердили специалисты, уже спустя несколько дней после торжественной сдачи в присутствии первых лиц Франции эти объекты нуждались в новом ремонте. На некоторых мостах повторные ремонтные работы уже начались, что немедленно вызвало заторы на дороге.

Возможно, именно по этой причине большой интерес у ливанцев вызвали именно российские мостовые комплекты, способные выдерживать танки. Как отметил И.Цыганков, похоже, именно последнее обстоятельство предопределило выбор ливанской стороны, которая сама устанавливала, в каких местах предстоит работать российским военным мостостроителям. Им предстоит восстановить мосты близ населенных пунктов Эд-Дамур /16 ки к югу от Бейрута/, Аль-Ман /между Эд-Дамуром и Сайдой/, Абу Зибле и Шакка /южный сектор Западного Бекаа/, Каакия /район Набатии/ и Гарифа /горный район Шуф/. Два из них находятся в зонах ответственности миротворцев ООН. Начало восстановительных работ запланировано 9 октября. Сначала работы будут вестись на двух объектах, затем — еще на четырех. В связи с особенностями местного климата — в ноябре в Ливане начинается сезон дождей — максимальный срок выполнения поставленной перед батальоном задачи — два месяца.

Российская сторона полностью взяла на себя все расходы, связанные с переброской личного состава и техники в Ливан, проживанием там и выполнением заявленного объема работ. Общие расходы России по обеспечению мостового батальона в Ливане сроком на два месяца составят около 500 млн рублей. Ежемесячное денежное содержание всех военнослужащих-контрактников в Ливане составит 2,5 тысячи долларов США. В батальоне — 307 человек, в том числе 47 офицеров и 19 прапорщиков.

При выполнении работ и в лагере постоянной дислокации в 10 км к югу от Сайды военные мостостроители будут находиться под защитой двух взводов охраны, а также ливанских военных — лагерь разбит на территории ливанской воинской части. Самую большую сенсацию создали два первых подразделения, которых укомплектовали из числа военнослужащих-разведчиков батальонов «Восток» и Запад» 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне. Похоже, никто не собирался делать тайну из этого. Более того, нарукавные шевроны чеченцев с надписями «Минобороны России» и «Военная разведка» с соответствующей эмблемой — летучей мышью, держащей в когтях земной шар, были, судя по всему, призваны оказать психологическое воздействие на тех, кто потенциально может покуситься на безопасность россиян.

Батальоны «Восток» и «Запад» сформированы несколько лет назад из жителей Чечни, служивших в различных подразделениях военной комендатуры ЧР. Они предназначены специально для действий в горных районах республики. Военнослужащие способны проводить операции на пересеченной местности, легко переносят непогоду и трудности, их отличает высокая выучка и дисциплина.

Статус российских военных в Ливане определен специальным соглашением.

БЕЙРУТ — САЙДА — МОСКВА Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Бабкин — специально для www.iimes.ru

52.11MB | MySQL:103 | 1,099sec