Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2-8 октября 2006 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили на палестинских территориях и вокруг ядерной программы Ирана. В секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) продолжались столкновения, в т. ч. вооруженные, между сторонниками движений ФАТХ и ХАМАС. Иран заявил о намерении расширить национальную программу по обогащению урана, мотивируя это необходимостью обеспечения энергетики страны.

Госсекретарь США К. Райс совершила на прошедшей неделе поездку по странам Ближнего Востока, посетив Саудовскую Аравию, Египет, палестинские территории, Израиль и Ирак. В Каире Райс провела неформальную встречу с главами внешнеполитических ведомств Египта, Иордании и аравийских монархий (Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии). Участники встречи обсудили вопросы арабо-израильского урегулирования, положение дел на палестинских территориях, ситуацию в Ливане и Ираке. Многие эксперты рассматривают каирскую встречу как попытку Вашингтона консолидировать позиции США и арабской «восьмерки», представляющей умеренные и консервативные режимы региона, по основным проблемам Ближнего и Среднего Востока, в частности, по Ирану, ситуации в Ливане, борьбе с политическим экстремизмом и терроризмом. Конечной же целью американской дипломатии, по словам К. Райс, является создание своего рода альянса дружественных США стран, которые стали бы опорой Вашингтона в реализации его политики по арабо-израильскому урегулированию, продвижению в регионе столь желаемых Белым домом демократических реформ и другим вопросам. При этом глава госдепартамента подчеркнула, что Сирию нельзя отнести к умеренным государствам, «поддерживающим стабильность на Ближнем Востоке». Египет же К. Райс призвала взять на себя роль лидера в проведении демократических реформ в регионе, а Саудовской Аравии предложила принять более активное участие в урегулировании ситуации в Ираке.

Арабские руководители с осторожностью отнеслись к пожеланиям Вашингтона. Они заявили, что встреча в Каире ни в коей мере не предусматривает «создания оси или раскола в арабском мире». Глава МИД АРЕ А. Гейт отметил, что у Египта имеются собственные представления о темпах демократических реформ. «У нас не все делается в спешке и в один день, однако мы будем двигаться по этому пути», — подчеркнул египетский министр. Руководитель саудовского МИДа принц С. аль-Фейсал дал понять К. Райс, что от США ждут четких шагов по разблокированию палестинской проблемы. В Эр-Рияде также не поддерживают силовое давление на Тегеран и выступают за урегулирование проблем, связанных с иранской ядерной программой, политико-дипломатическими средствами. И все же можно говорить о совпадении или близости подходов США и их арабских партнеров ко многим вопросам современной ближневосточной политики.

При посещении палестинских территорий К. Райс заявила о поддержке Белым домом главы ПНА М. Аббаса. Одновременно она негативно осудила правительство, сформированное ХАМАСом, заявив, что палестинцам следует создать «более конструктивное правительство, которое признало бы международные условия урегулирования с Израилем, что позволило бы возобновить политические контакты и восстановить финансовую помощь палестинским территориям. Одновременно госсекретарь пообещала «удвоить усилия» по оказанию помощи палестинскому населению. В Израиле К. Райс заверила руководство этой страны в продолжении блокады хамасовского правительства и высказалась за эффективное эмбарго на поставки оружия ливанской «Хизбалле». Со своей стороны, премьер-министр Израиля Э. Ольмерт пообещал главе американской дипломатии «улучшить положение» палестинских территорий и «вернуться к мирному диалогу».

В целом посещение госсекретарем США ближневосточных стран не привело к ощутимым сдвигам в обстановке в регионе, также не было выдвинуто каких-либо новых конструктивных идей и предложений по разрешению существующих здесь конфликтов. В тоже время есть основания полагать, что США и страны арабской «восьмерки» продолжат диалог и в целом ряде случаев будут согласовывать свои действия на региональной арене.

На палестинских территориях продолжается острый политический кризис, вызванный борьбой за власть между движениями ФАТХ и ХАМАС. Обострение отношений между двумя ведущими палестинскими политическими силами привело к столкновениям, в т. ч. вооруженным, между их сторонниками, а также массовым беспорядкам в секторе Газа и на ЗБРИ. В результате погибли 15 человек, десятки получили ранения, нанесен серьезный материальный ущерб многим правительственным и другим административным зданиям.

Вместе с тем, руководители ни ФАТХа, ни ХАМАСа на данном этапе не заинтересованы в дальнейшем обострении обстановки и не стремятся (даже опасаются) расширения масштабов конфликта, что может привести к тому, что ситуация может выйти из-под контроля со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для палестинских политиков. В результате принятых обеими сторонами мер к концу недели в целом удалось приостановить уличное противостояние и накал напряженности на палестинских территориях постепенно снижается. В тоже время противоборство между ФАТХом и ХАМАСом по-прежнему далеко от урегулирования и позиции сторон по принципиальным вопросам внешней и внутренней политики вряд ли удастся хотя бы сблизить в ближайшее время. ФАТХ и ХАМАС продолжают в резкой форме обвинять друг друга в срыве переговоров по созданию правительства национального единства.

4 октября глава ПНА М. Аббас официально потребовал от руководства ХАМАСа в течение двух недель сформировать правительство национального единства, обещав в противном случае воспользоваться своим конституционным правом по созданию «чрезвычайного кабинета». В ответ ХАМАС заявил, что не намерен отказываться от власти, и пригрозил Аббасу применить «любые средства» для разрешения политического кризиса. 6 октября премьер-министр хамасовского правительства И. Хания на массовом митинге сторонников движения в секторе Газа вновь подтвердил, что ХАМАС никогда не признает Израиль, но готов на перемирие с еврейским государством.

Между тем, по информации израильской разведки, движение ХАМАС интенсивно наращивает свои военные возможности. На сегодняшний день его вооруженные формирования насчитывают ок. 7,5 тыс. чел. и организованы по армейским образцам. В их составе имеются подразделения: ракетные, противотанковые, спецназа, снайперов и др. Боевики хорошо финансируются, постоянно увеличивают количество и улучшают качество своих вооружений. США, в свою очередь, разработали план мероприятий по оказанию финансовой, технической и военной помощи военизированным формированиям, подчиняющимся М. Аббасу с целью повысить их возможности в противостоянии с ХАМАСом.

Таким образом, политический кризис на палестинских территориях принимает затяжной характер и вряд ли будет разрешен в скором времени.

События минувшей недели вновь продемонстрировали неизменность курса Ирана на отказ от приостановки работ, связанных с обогащением урана, и отсутствие у международного сообщества реальных рычагов воздействия на Тегеран с целью добиться от него изменения своей позиции. Это со всей очевидностью подтвердили итоги консультативной встречи в Лондоне членов международной «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по урегулированию вопросов, связанных с ядерной программой ИРИ.

Россия заявила о готовности обсуждать дополнительные меры в отношении Ирана, но считает, что они должны соответствовать угрозе и побуждать Тегеран к сотрудничеству. США и Великобритания считают необходимым вернуться в Совет Безопасности ООН, чтобы вновь рассмотреть вопрос о введении санкций в отношении ИРИ. Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана подчеркнул, что «переговоры с Ираном не могут продолжаться бесконечно», но одновременно отметил, что «двери для переговоров всегда останутся открытыми». Правительство Франции отвергло иранское предложение о создании двухстороннего консорциума по обогащению урана, обосновав это решение тем, что переговоры по ядерной программе ИРИ должны вестись через Х. Солану.

Обстановка в Ираке остается очень напряженной. Госсекретарь США К. Райс, посетившая эту страну 5-6 октября, заявила, что ситуация в сфере безопасности здесь является «невыносимо тяжелой» и ее невозможно исправить, если и дальше будет продолжаться бездействие властей. При этом Райс заявила о поддержке Вашингтоном иракского правительства, похвалив премьер-министра Н. аль-Малики за «превосходное руководство» страной. Подобная двойственность высказываний высокопоставленного представителя американской администрации свидетельствует о неоднозначной оценке Белым домом деятельности иракского руководства и стремлении подтолкнуть багдадские власти к более действенным мерам по наведению порядка в Ираке. Американцы очень обеспокоены тем, что за четыре месяца пребывания у власти правительство аль-Малики так и не смогло решиться на решительные действия по укреплению безопасности в стране, разоружение неправительственных военизированных формирований. Кроме Багдада К. Райс посетила столицу курдской автономии Эрбиль, где встретилась с президентом Иракского Курдистана М. Барзани, что подчеркивает то особое внимание, которое уделяют в Вашингтоне отношениям с курдскими руководителями.

2 октября премьер-министр Н. аль-Малики представил парламенту очередной план по стабилизации обстановки в Ираке, прежде всего в столице Багдаде.

Правительство Ливана и руководство группировки «Хизбалла» считают вывод израильских войск с территории страны «неполным и недостаточным». В Ливане утверждают, что Израиль должен демонтировать все свои позиции на юге страны и прекратить нарушать ее морские и воздушные границы. Также ставится вопрос об уходе израильтян из приграничной деревни Раджар. В ответ начальник генштаба ВС Израиля генерал Д. Халуц заявил, что облеты ливанской территории самолетами ВВС ЦАХАЛа будут продолжаться до тех пор, пока «Хизбалла» не разоружиться. Более того, генерал предупредил, что в случае, если боевики «Хизбаллы» с оружием приблизятся к израильской границе или попытаются восстанавливать там свою инфраструктуру, то израильтяне всячески будут этому препятствовать. Кроме того, Израиль требует установления жесткого контроля над ливано-сирийской границей с целью недопущения поставок оружия для «Хизбаллы».

5 октября завершена переброска в Ливан личного состава мостового батальона ВС РФ, который будет выполнять задачи по восстановлению мостов и дорог на юге страны.

С 5 октября командование силами НАТО официально расширило зону своей ответственности на всю территорию Афганистана. В тоже время 8 из 20 тыс. американских военнослужащих не перешли под командование альянса и продолжат самостоятельно решать задачи по борьбе с боевиками «Аль-Каиды» и оказанию авиационной поддержки действиям наземных сил.

В ходе визита в Турцию канцлер Германии А. Меркель заявила, что ФРГ не будет препятствовать вступлению этой страны в Евросоюз, но одновременно высказалась за ускорение в Турции реформ, необходимых для того, чтобы стать полноправным членом ЕС. От Анкары также потребовали выполнения таможенных правил, позволяющих заход греко-кипрских судов в порты Северного Кипра. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган ответил, что Анкара выполнит последнее требование лишь в случае снятия изоляции с т. н. Турецкой Республики Северного Кипра.

Совет Безопасности ООН продлил мандат ооновской миссии в суданском регионе Дарфур до 30 марта 2007 г. Судан же выразил готовность обсуждать с ООН ситуацию в Дарфуре с целью разрешения существующего там конфликта. Одновременно Хартум вновь категорически отказался от размещения в регионе международных миротворцев под флагом ООН.

Приложение

Вооруженные силы ОАЭ: состояние и перспективы

Вооруженные силы ОАЭ состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Их общая численность — 50,5 тыс. человек. Военный бюджет в 2005 г. составил 2,65 млрд долларов США. Отметим, что до настоящего времени не осуществлена интеграция в федеральные ВС армии эмирата Дубай (15 тыс. чел.).

Верховным главнокомандующим ВС является президент Федерации, а его заместителем – наследный принц Абу-Даби. Наиболее важные вопросы военного строительства решаются Высшим советом эмиров при решающем мнении руководителей Абу-Даби и Дубая. В 2006 г. создан Высший совет национальной безопасности. В его компетенцию входит принятие решений по наиболее важным вопросам обеспечения национальной безопасности, внутренней и внешней политики. Решения Совета обязательны для выполнения всеми государственными органами. В военное время планируется создать Высший совет обороны в составе правителей и военного руководства всех эмиратов, входящих в ОАЭ.

Военная доктрина ОАЭ основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ и гарантиях безопасности со стороны США, Франции и Великобритании. В настоящее время в Эмиратах наиболее угрожаемым направлением считается иранское. Это обусловлено наличием территориального спора между двумя странами, а также стремлением ИРИ стать доминирующей державой в регионе Персидского залива. В условиях ограниченности людских ресурсов главный упор в военном строительстве делается на оснащение ВС современными видами вооружения и военной техники.

При разработке планов обороны страны и боевого применения ВС руководство ОАЭ учитывает следующие негативные, по его мнению, факторы: Эмираты являются небольшой страной, лишенной естественных пограничных рубежей (кроме Персидского залива), а население ОАЭ малочисленно, к тому же 75% его составляют иностранцы; Эмираты должны оборонять протяженную береговую линию, близкую к Ирану; наличие неурегулированных территориальных проблем с соседними странами, прежде всего с ИРИ, а также с Саудовской Аравией и Оманом; сложность военно-политической обстановки в зоне Персидского залива. К позитивным факторам относятся: отсутствие претендентов на территорию страны в целом; все сухопутные соседи ОАЭ являются партнерами по ССАГПЗ; наличие тесных военно-политических отношений с США и другими ведущими странами Запада.

Сухопутные войска (44 тыс. чел.) составляют основу ВС ОАЭ. В боевом составе имеется 8 общевойсковых (пбр – 2, мбр – 3, бртбр – 2, эмирской гвардии – 1) и артиллерийская бригада. Кроме того, в армии Дубая имеются две механизированные бригады. На вооружении состоит: ПУ ОТР Р-17 (армия Дубая) – 6, танков – 469, артиллерийских орудий – 270, РСЗО – 72, ПУ ПТУР – 305. Сухопутные войска оснащены в основном современным оружием и военной техникой. В соединениях и частях регулярно проводятся мероприятия по боевой подготовке. В то же время укомплектованность соединений и частей личным составом остается низкой, а уровень подготовки войск недостаточно высок.

С США в 2004 г. достигнута договоренность о поставке 100 ПТРК «Джавелин» с 1000 ракет. В сентябре 2006 г. США одобрили проект договора на поставку ОАЭ 20 установок РСЗО HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System) с дальностью стрельбы до 40 км. Эмираты также приобретут 202 ракеты ATACMS (дальность пуска до 165 км), которые можно запускать с установок HIMARS. ОАЭ станет первой страной региона, которая получит на вооружение РСЗО этого типа.

Военно-воздушные силы (4 тыс. чел.) имеют 6 эскадрилий боевой авиации. На вооружении состоит ок. 160 боевых самолетов и 59 боевых вертолетов. ВВС имеют разветвленную систему базирования. Качество подготовки летного состава оценивается по региональным меркам как хорошее.

С США в 2000 г. подписан контракт на приобретение 80 истребителей F-16C/D Блок 60, а также ракет «воздух-воздух», «воздух-земля», другого вооружения. ОАЭ первыми на Ближнем и Среднем Востоке получили доступ к радиоэлектронному оборудованию столь высокотехнологичного самолета как F-16 Блок 60. Завершение поставок F-16 намечено на 2007 г., тогда же будут завершены поставки 30 французских истребителей «Мираж» 2000-9.

Для увеличения радиуса действия истребителей F-16 и «Мираж» рассматривается вопрос о приобретении 3 самолетов-заправщиков. Изучается вопрос о закупке 5 самолетов ДРЛО Е-2С. Планируется модернизировать самолеты типа «Хок», а вертолеты АН-64 «Апач» довести до уровня АН-64D «Лонгбоу», и закупить дополнительно 30 вертолетов данного типа. В целом после реализации всех намеченных программ эмиратские ВВС могут стать одними из наиболее сильных в регионе Персидского залива.

В ОАЭ отсутствует единая система ПВО. Основная часть сил и средств противовоздушной обороны организационно входит в состав ВВС. На вооружении состоит 21 ПУ ЗУР ближнего действия и три батареи ЗУР «Усовершенствованный Хок». Предусмотрен комплекс мер по развитию системы ПВО. Планируется закупить дополнительное количество ЗРК «Ус. Хок». В 2000 г. с Россией подписан контракт на поставку ЗРПК «Панцирь-1» (50 ед.).

Военно-морские силы насчитывают 2500 чел. Корабельный состав представлен 9 боевыми кораблями и 34 боевыми катерами. Морская авиация имеет 8 патрульных самолетов и 7 вертолетов. Создается морская пехота, для которой в Украине закуплены 80 БТР-92 (модернизация советского БТР-80).

В ОАЭ стремятся создать сбалансированный флот, способный действовать как в Персидском заливе, так и в Аравийском море. Особое внимание уделяется пополнению ВМС современными боевыми кораблями различных типов. В Германии намечено приобрести 2 подводные лодки. В 2003 г. принято решение о постройке 6 корветов. Первый корабль будет построен во Франции, остальные на верфи в Абу-Даби. На вооружение ВМС в ближайшие годы намечено поставить также средства ПЛО, торпеды, ПКР «Гарпун», ЗУР «Си Спарроу». В целом боеспособность эмиратских ВМС остается пока на недостаточно высоком уровне.

Вооруженные силы ОАЭ среди ВС других стран региона Персидского залива отличает наиболее динамичное развитие. Располагая значительными финансовыми средствами, правительство страны стремится приобретать за рубежом вооружение, созданное на базе новейших технологий. Приоритетное внимание уделяется развитию ВВС, ПВО и ВМС, но не обойдены и интересы сухопутных войск. В последнее время повышенное внимание уделяется приобретению средств и вооружения для антитеррористических подразделений. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по техническому оснащению и подготовке личного состава, вооруженные силы ОАЭ не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от крупномасштабной внешней агрессии. Значительные трудности имеются в деле освоения сложной современной техники, требует улучшения связь, разведка, система управления войсками. Недостаточно развита ремонтная база, сильна зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов. ВС испытывают трудности в вопросах комплектования личным составом.

С целью повышения боеспособности и боевой мощи армии реализуется долгосрочная программа ее модернизации и перевооружения на период до 2010 г. Наряду с переоснащением войск на новую технику, она предусматривает изменение программ боевой учебы, совершенствование подготовки военных кадров. Реализация программы должна привести к дальнейшим количественным, а главное качественным изменениям в ВС ОАЭ.

Военная промышленность страны значительного развития пока не получила. Ведется разработка и малосерийное производство БЛА собственной конструкции. Заметный прогресс достигнут в военном судостроении.

Военно-техническое сотрудничество ведется в основном со странами Западной Европы (Франция, Великобритания, Германия, Италия), США, а также Россией, Украиной, Пакистаном. Тесные военные контакты поддерживаются с государствами ССАГПЗ. В последнее время ОАЭ, наряду с приобретением систем вооружения проявляет заинтересованность к закупке различного вида тренажеров, техники для тыловых служб, запчастей к поставленному вооружению. На регулярной основе проводятся совместные учения с ВС США, Франции, Великобритании, ряда арабских стран. Российско-эмиратские военные связи развиваются достаточно динамично и имеют в целом неплохие перспективы.

Вооруженные силы ОАЭ не играют заметной роли в политической жизни страны, оставаясь в то же время одним гарантов единства Федерации.

В целом руководство Эмиратов продолжит курс на всемерное укрепление национальных вооруженных сил. При этом в условиях отсутствия полноценных собственных возможностей в деле надежного обеспечения внешней безопасности и обороны страна будет развивать союзнические отношения с ведущими государствами Запада, а также поддерживать военно-политический альянс в рамках ССАГПЗ.

52.31MB | MySQL:103 | 0,598sec