Роль аграрного сектора в стабилизации социально-экономической ситуации в Египте

В Египте, в отличие от многих североафриканских соседей, на 2019 г. складывается весьма благоприятная экономическая конъюнктура, позволяющая сократить дисбаланс между различными социальными группами населения и практически ликвидировать крайнюю нищету. При этом, разумеется, уровень бедности все еще остается крайне высоким – 27.8% населения проживают за чертой бедности по данным 2016 г.

Главным драйвером успехов экономической реформы Каира в текущем году является устойчивый и высокий экономический рост. Соответственно, по итогам 2018 г. реальный ВВП вырастет на 5%, а к 2020 г. его рост может достичь 5.8%, прогнозируют эксперты. Экономический рост становится возможным благодаря динамичному развитию частного сектора, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса, а также инвестиционным вливаниям и росту доходов от экспорта газа и туризма. Успехи экономических реформ позволили Египту также сократить бюджетный дефицит с 6.6% ВВП в 2017 г. до 4.9% ВВП в нынешнем году. Наращивание программ социальной помощи и субсидий помогли правительству минимизировать риски инфляционных колебаний и контролировать уровень бедности.

Роль аграрного сектора в стабилизации социально-экономической ситуации в Египте крайне велика, однако его потенциал используется не в полном объеме. В Египте одна из самых высоких в регионе (да и в мире) удельных долей сельского населения – 53% по состоянию на 2016 г. Причем, в отличие от мировой тенденции урбанизации и сокращения сельского населения в последнее десятилетие, в Египте этот процесс крайне замедлен: начиная с 1990 г. доля сельского населения сократилась лишь на 3%. При этом однако, эффективность аграрного сектора и его вклад в национальный ВВП за последние годы устойчиво сокращается  — с 16.5% в 2000 г. до 11.2% в 2016 г. В нынешнем году вклад аграрного сектора в рост ВВП еще более снизился и составил 9% (это четвертая позиция после добычи газа, ритейла и телекоммуникационного сектора). Данный тренд свидетельствует о назревшей необходимости модернизировать аграрный сектор и повысить его производительность. Темпы роста аграрного производства также невысокие, в течение 2015-2017 гг. они составляли 3%. Лишь в нынешнем году, благодаря инициированным экономическим реформам и активизации частного бизнеса наметился сдвиг – рост аграрного ВВП составил 3.8%, что сопоставимо с ростом промышленного ВВП, и согласно экспертным прогнозам, удастся удержать его на этом уровне как минимум в 2019-2020 гг. При этом, разумеется, сфера услуг в Египте растет гораздо более быстрыми темпами, обеспечивая 6-7% ежегодного роста.

В то же время, как отмечалось выше, потенциал аграрного сектора, с учетом его роли в обеспечении рабочих мест для половины быстрорастущего 100-миллионного населения Египта (данные 2018 г.) не следует недооценивать. Он может играть роль мощного регулятора на рынке труда, обеспечивая устойчивый доход и новые рабочие места, особенно в слаборазвитых районах Египта, где уровень бедности втрое превышает средний национальный уровень. В совокупности, аграрный сектор Египта обеспечивает 26% всех рабочих мест. При этом 45% всего женского населения страны заняты в сельском хозяйстве. В отдельных районах Египта, где аграрная отрасль доминирует, ее роль в обеспечении рабочих мест действительно огромна. Например, в регионе Верхнего Нила 55% занятости обеспечивает именно сельское хозяйство.

В то же время, доля занятых в аграрном секторе под воздействием глобальных тенденций также постепенно сокращается. Она снизилась с 32% в 2008 г. до нынешних 26% и вероятно продолжит сокращаться и далее.

Таким образом, в долгосрочной перспективе, вклад аграрного сектора в стабилизацию социально-экономического развития Египта по количественным показателям будет менее значимым по мере сокращения доли сельского населения и доли занятости в аграрном секторе наряду с неизбежным сокращением его доли в реальном ВВП. С другой стороны, инициированные реформы по модернизации и оптимизации производства нацелены на рост производительности, рационализацию использования дефицитных водных ресурсов, внедрение энергосберегающих и водосберегающих технологий, привлечение инвестиций для развития малых фермерских хозяйств и для восстановления аграрной инфраструктуры. В этом контексте египетское правительство предпринимает адресные усилия по развитию c  помощью иностранных инвестиций отдельных отраслей, например, таких как производство курятины или развитие аквакультуры, с целью выйти на самообеспеченность по отдельным показателям. В конечном итоге, эти шаги могут позволить Египту создать оптимизированный, но при этом весьма эффективный аграрный сектор с высокой добавленной стоимостью и отдачей, который снизит зависимость от импортного продовольствия и будет поощрять развитие частного аграрного производства. При сохранении устойчивости роста аграрного производства в пределах 3-4% его вклад в стабилизацию социально-экономического развития страны может быть значительным.

Другим существенным препятствием, над устранением которого сейчас усиленно работает правительство, является ограниченный доступ египетских производителей на региональные и международные аграрные рынки, что существенно сужает экспортные возможности Каира. В структуре аграрного сектора Египта доминируют малые фермерские хозяйства, применяющие традиционные практики и технологии, уже не соответствующие международным стандартам и требованиям, в том числе торговым правилам в рамках ВТО. Речь идет, например, о чрезмерном использовании химикатов, а также устаревших технологиях ирригации и cбора урожая. Все это приводит к высокой затратной стоимости аграрного сектора и потерям, что ведет к удорожанию местной продукции и потере ее конкурентоспособности на мировых рынках. Кроме того, устаревшая инфраструктура хранения и транспортировки продовольствия также препятствует доступу египетских производителей на рынки.

Не следует также забывать о внешних рисках и региональных угрозах безопасности и террористической активности, которые способны в очень короткие сроки создать существенную угрозу развитию частного сектора, туризма и телекоммуникациям, несмотря на в целом оптимистический на сегодня прогноз экономического развития Египта. Такое поворот, в свою очередь, с учетом высокого уровня государственного долга Египта (109% ВВП на конец 2017 г.), может стать новым фактором дестабилизации экономики. При таком негативном сценарии, который не исключается экспертами, аграрный сектор может сыграть роль «cпасательного круга», в первую очередь в плане обеспечения рабочих мест и занятости.

52.18MB | MySQL:103 | 2,332sec