Иран: новая фаза внутреннего противостояния

Нарастающий в Иране внутриполитический кризис вступил в новую фазу серьезного противостояния. Первые его симптомы проявились сразу вслед за прогнозами о возможных громких отставках министров (рассмотрение этого вопроса в парламенте ожидается 22 октября). Однако еще до истечения этого срока возникло новое обстоятельство, которое привело к углублению кризиса.

На этот раз конфликтный узел образовался вокруг Организации управления и планирования ИРИ, которая стала яблоком раздора между администрацией президента М. Ахмадинежада и консервативной фракцией парламентского большинства. Когда на прошлой неделе неожиданно последовали отставки трех заместителей руководителя этой организации, ситуация выглядела странно и неясно. Открытые трения разгорелись уже потом — после того, как достоянием гласности стал разрабатываемый президентом М. Ахмадинежадом проект распоряжения о реорганизации структурной схемы Организации управления и планирования. Именно он спровоцировал очередную конфликтную ситуацию между президентом и парламентом. Суть в том, что главным пунктом этого проекта стало предложение президента о прямом подчинении представительств организации в иранских провинциях институту губернаторов. Таким образом, данная мера, по мысли президентской администрации, позволит усилить вертикаль власти и оптимизировать государственную политику экономического планирования и бюджетного регулирования (именно эти вопросы курирует предлагаемая к реформированию организация). Очевидно и другое – в условиях беспрецедентной за весь срок президентского правления М. Ахмадинежада критики в его адрес со стороны «соратников» из правоконсервативного лагеря глава исполнительной власти он, тем не менее, решительно настроен идти по пути укрепления собственной команды, главным ядром которой является представляющая его интересы в регионах структура губернаторов.

Первым против новой президентской идеи выступил собственно руководитель Организации управления и планирования ИРИ Фархад Хаттаб, который в закрытом письме на имя президента выразил свое несогласие по поводу проектов включения региональных представительств организации в структуру губернаторств. В заключение Ф. Хаттаб попросил президента приостановить практическое выполнение этого распоряжения по изменению структуры организации «до проведения экспертного исследования».

После того как это письмо (намеренно или случайно – сказать сложно) получило широкую общественную огласку, в унисон Ф. Хаттабу против президентского проекта выступили целый ряд экспертов, экономистов и депутатов парламента, которые потребовали незамедлительно приостановить его подготовку к исполнению.

В частности, руководитель Исследовательского центра при парламенте ИРИ, видный консерватор и участник президентской гонки-2005 А. Таваколли заявил, что новый проект президента преследует исключительно политические цели и направлен на политизацию Организации управления и планирования, которая всегда была организацией управленческого плана и выполняла преимущественно технические функции экономической направленности, отвечая за формирование ежегодного бюджета, разработку планов экономического развития, не имея при этом, однако, никакого отношения к политике. Теперь же, отмечает А. Таваколли, президент предлагает передать независимо функционирующую организацию под контроль политических фигур – губернаторов, которые по закону находятся в прямом подчинении министерству внутренних дел. В этой связи, по его мнению, президентский проект «лишен логики» и «не может быть поддержан». Кроме того, фактическая передача «в руки министров» полномочий организации непосредственно накануне старта процесса формирования бюджета на следующий иранский год представляется А. Таваколли нецелесообразной вдвойне.

Целый ряд иранских депутатов также высказали мнение о том, что президентский проект о трансформации Организации управления и планирования расходится с положениями Основного закона (конституции) ИРИ. В частности, они апеллировали к статье 126 конституции, где говорится о том, что контроль за деятельностью Организации управления и планирования возложен на президента ИРИ, который может по своему усмотрению передать эту надзорную функцию «другому лицу», но никак не «другим лицам», то есть губернаторам. Иначе получится фактическое дробление ответственности между 30 губернаторами, подчиненными главе МВД. Таким образом, вопросы формирования бюджета и планирования экономической стратегии окажутся также раздробленными, что нарушит целостность и станет контрпродуктивным. Еще одна группа парламентариев обеспокоилась тем, что попытки президента преобразовать организацию в «политический центр» могут привести к прекращению разработок в ее рамках долгосрочных стратегических программ экономического развития (а это в общем-то одна из главных функций организации). В целях достижения компромисса руководитель экономической комиссии меджлиса (парламента) предложил организовать специальное заседание комиссии с участием представителей руководства Организации управления и планирования.

Таким образом, новый президентский проект по реформированию структуры Организации управления и планирования катализировал развитие конфликта между исполнительной и законодательной властью в Иране, способствовал углублению и без того серьезных трений между ними. Стало очевидно, что попытки президента максимально сконцентрировать в одних руках рычаги власти встречают жесткое сопротивление со стороны других групп иранской политической элиты. В то же время противники президентской политики, преимущественно из парламентской среды, выступают довольно разрозненно, поэтому их сложно квалифицировать в качестве четко сформировавшейся оппозиции исполнительной власти. Дальнейшее развитие кризиса во многом будет зависеть от гибкости президентской администрации, а также от позиции, которую займет в этом конфликте интересов Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи, который пока не спешит высказывать свои политические предпочтения. Кроме того, немаловажно, за кого выступит весьма авторитетный спикер иранского парламента Г.А. Хадад-Адель, считавшийся близким соратником президента М. Ахмадинежада, но в последнее время также занимающий весьма осторожную позицию.

52.19MB | MySQL:103 | 0,623sec