Некоторые политико-экономические составляющие всеобщей переписи населения Ирана 2006г.

28 октября с.г. Организация по статистике Исламской Республики Иран начала всеобщую перепись населения страны, которая проводится каждые десять лет. На проведение переписи правительство ИРИ выделило 40 млн долл. США. Перепись охватывает 1500 иранских городов и 100 тыс. селений. В ней задействованы специально подготовленные 88 тыс. специалистов, из которых более половины (60%) – женщины. Опросный лист подготовлен при использовании аналогичных материалов международных организаций и институтов и содержит 26 вопросов, касающихся социально-экономического положения каждой иранской семьи.

Ожидается, что все процедуры по опросам завершатся уже 17 ноября, а с 4 декабря 2006 г. по 16 февраля 2007 г. будут обрабатываться данные. Первые обобщенные цифры станут известны 20 марта 2007 г., в канун иранского нового года. Как заявляют официальные лица, всего для всеобъемлющей обработки полученных сведений понадобится шесть месяцев. Однако опыт предыдущей переписи показывает, что в заявленном графике возможны изменения. В 1996 г., напомним, итоги переписи были обнародованы через 18 месяцев после обработки.

На наш взгляд, в подобной задержке есть определенный рациональный подтекст. Дело в том, что всегда, и это, по всей видимости, касается не только Ирана, статистические данные требуют особо тщательной и внимательной работы со стороны госорганов именно на стадии публикации итоговых аналитических материалов. Вопрос всеобщей переписи населения ИРИ, учитывая демографический взрыв начала 80-х гг. и происходящие сейчас уникальные изменения в иранском социуме, более чем чувствительный. Здесь имеется несколько существенных аспектов, которые, несмотря на свою, казалось бы, сугубо социологическую природу, соприкасаются с материей политической, тем самым представляя для иранского руководства интерес и значимость.

Одна из задач, стоящих сейчас перед президентом ИРИ М. Ахмадинежадом, его командой и, разумеется, перед религиозными духовными лидерами, — создание атмосферы максимального доверия вокруг проводящейся переписи. Какие средства здесь используются? Первое и традиционное – видные политические деятели, такие как президент, председатель парламента, скромно в числе первых отвечают перед камерами на вопросы сотрудника социологической службы. Второе – постоянное вбрасывание в СМИ сообщений о ситуации в отдельных провинциях и детальное информирование о том, сколько человек в какой провинции задействованы в сборе данных (об этом говорят заявления высокопоставленных чиновников на местах). И наконец, третье – прямые комментарии руководства. Так, М. Ахмадинежад сделал недавно откровенно ориентированное на резонанс предложение проводить перепись через каждые не десять, а пять лет. Как представляется, пять лет, из которых приблизительно год уйдет на чисто технический подсчет и адаптацию данных, слишком малый срок для подготовки солидных репрезентативных отчетов. Впрочем, М. Ахмадинежада это, судя по всему, не заботит. Главное – «привнести» и в этой области новизну и показать динамичность развития страны под его руководством.

Ключевой момент переписи 2006 г. – выяснение демографической ситуации нынешнего Ирана. Последние десять лет, благодаря настойчивым усилиям иранской пропаганды, в массовом сознании закрепилось мнение о том, что Иран – молодое и омолаживающееся государство. Это положение максимально используется президентом Ахмадинежадом в своих выступлениях, в основном ориентированных на внутреннее потребление.

Однако, на самом деле, демографическая ситуация выглядит несколько иной и требует более детального рассмотрения. По словам профессора Тегеранского университета Мохаммада Аббаси-Шавази, при Хомейни разрешенный законом минимальный возраст вступления в брак был специально снижен до девяти лет для девочек и до 12 лет для мальчиков. Военный конфликт с Ираком был неплохим стимулом для расширения кампании по увеличению рождаемости. Семьи призывали производить на свет больше детей, чтобы в перспективе было кому пополнить «20-миллионную армию» — цель, намеченная лидером исламской революции.

Перепись 1986 г. показала настолько существенные успехи демографической политики постреволюционного периода, что в декабре 1989 г. иранское правительство было вынуждено совершить коренной поворот в демографической ориентации, приняв программу планирования семьи. По всем признакам, она увенчалась успехом: уровень использования противозачаточных средств увеличился с 37% в 1976 г. до 75% в 2000 г., в том числе с 20 до 72% в сельской местности и с 54 до 82% в городах.

К 1996 г. программа стала приносить свои «плоды»: коэффициент суммарной рождаемости, падающий с середины 80-х гг., снизился с 6,8 ребенка на одну женщину в 1984 г. до 6,3 в 1986 г., а затем до 5,5 в 1988 г. После 1988 г. это падение еще ускорилось, и коэффициент суммарной рождаемости упал с 2,8 ребенка на одну женщину в 1996 г. до 2,1 в 2001 г., то есть опустился ниже уровня простого воспроизводства. Это внезапное снижение было отмечено во всех провинциях страны, а в четырех из них после 1996 г. рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства.

Параллельно уменьшалась и доля женщин, состоящих в браке. Снижение уровня жизни семей в середине 80-х гг., возможно, ускорило падение рождаемости в Иране, приведя к повышению возраста вступления в брак и особенно к увеличению стоимости воспитания детей. Рост стоимости жизни побуждал молодых людей откладывать браки до получения работы и самостоятельного заработка, а вступив в брак, ограничивать число детей, чтобы иметь возможность дать им образование.

По состоянию на начало 2000-х гг., снижение числа браков наиболее заметно среди 15–19-летних (доля замужних женщин снизилась с 34 до 18%) и 20-24-летних (с 79 до 60%).

В целом, в резком падении рождаемости в 1984-1996 гг. суммировалось множество тенденций, действовавших одновременно: молодые пары откладывали появление первого ребенка, замужние женщины увеличивали интервал между рождением детей, женщины более старшего возраста рожали меньше детей. Такова реальная ситуация, которая зачастую умалчивается.

Надо сказать, что роль государства в установлении указанной тенденции — не второстепенная. Программа 1989 г. по ограничению рождаемости получила одобрение со стороны высшего религиозного руководства страны, что придало ей легальный статус. Тогда страна не справлялась с хлынувшим потоков подрастающих иранцев, которых в обозримой перспективе необходимо было обеспечивать рабочими местами. Кстати, в 1996–2002 гг. прирост населения так называемых рабочих возрастов вдвое превышал общий рост населения, что повысило их долю до 63% населения и заметно осложнило проблему занятости – одно из слабых звеньев социально-экономической политики Ахмадинежада, а впрочем, и его предшественника.

Вопрос переписи напрямую связан с очень чувствительной, особенно в свете последних событий в мае текущего года, темой азербайджанского вопроса в ИРИ. Дело в том, что о реальном количестве проживающих в Иране азербайджанцев до сих пор нет единого мнения. Называется цифра от 11,5 млн чел. (официальные данные иранской переписи) до 34 млн чел., если верить словам президента Азербайджана И.Г. Алиева. По справедливому замечанию российского исследователя А. Куртова, этот вопрос превратился в предмет политических спекуляций и манипуляций.

Прогнозируем, что ничего нового в позиции Тегерана на этот счет не появится. Иранские социологи, очевидно, представят цифры, аналогичные предыдущим от 1996 г., что станет демонстрацией преемственности курса кабинета Ахмадинежада по азербайджанскому вопросу.

Как видно, перепись 2006 г., если судить по современным экономическим показателям Ирана, по массовому оттоку иранцев, уезжающих на постоянное место жительства за границу, и другим факторам, может вскрыть не совсем благоприятную для нынешнего правительства картину, которая будет контрастировать с «успехами» на ядерном фронте. Вероятнее всего, статистика покажет дальнейшее снижение рождаемости, числа замужних женщин и в целом смену воспроизводственного поведения иранских семей (все более начинает превалировать западная модель), увеличения числа безработных, оттенит азербайджанскую проблему. Это может вызвать серьезные вопросы со стороны населения к духовенству, в частности в связи с проводимой им в жизнь концепцией ислама как фактора высокого уровня рождаемости. Подождем итогов переписи. На наш взгляд, то, как они будут представлены, что будут содержать, позволит добавить реализма в представление о современном состоянии социально-экономической и в некоторых аспектах политической жизни современного Ирана.

Вместе с тем нельзя не отметить солидную методологическую базу иранского статистического аппарата. После 1996 г. это признавали многие специалисты. Например, в сельскохозяйственной области тогда проводился весьма качественный сбор подробной информации о структуре сельского хозяйства. В том числе изучались последние на тот момент тенденции в использовании земельных угодий и сборе урожая, осуществлялась инвентаризация скота и сельхозтехники, анализировалось пчеловодство, шелководство и т.д. При подсчетах учитывались довольно жесткие рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН), а все переписчики прошли необходимую подготовку и имели при себе брошюру «Инструкция для переписчиков». При этом очень важно, что вся информация собирается путем прямого интервью, а это значительно повышает ее репрезентативность.

В переписи 2006 г., как заявил М. Модад – глава Организации по статистике Ирана, будет использован новый метод переписи населения — по его словам, самый передовой на сегодняшний день в Азии и Океании, отличающийся высокой точностью и скоростью. Коэффициент отклонения равен всего 0,2%, а 10% иранских семей впервые будут опрошены дополнительно по специальным социологическим анкетам, содержащим 56 вопросов. Быстроту обработки будет обеспечивать специальная компьютерная система интеллектуального распознавания символов (ICR).

Как видно, шансы обзавестись большим массивом действительно достоверной и операбельной информации у иранского руководства имеются. Другое дело, какое она получит применение на деле.

52.22MB | MySQL:103 | 0,480sec