Расстановка политических сил в Иране накануне общенациональных выборов

Накануне предстоящих в Иране в декабре 2006 года общенациональных выборов в Собрание экспертов и в городские и сельские советы расклад сил в политической элите представляет особый интерес.

Как известно, иранский истеблишмент условно делится на два политических лагеря — реформаторов и консерваторов, между которыми на протяжении последнего десятилетия разворачивалась основная борьба за власть. Сегодня после триумфа консервативных сил на парламентских (2004) и президентских (2005) выборах это деление достаточно условное. В этой связи наиболее детального анализа заслуживает расстановка главных игроков в консервативном лагере — неоднородном по составу и состоящим из различных фракций. Очевидно, что политические группировки, представляющие консервативный лагерь, рассматриваются сегодня в качестве безусловных фаворитов на голосовании.

Судя по нынешним тенденциям в консервативном лагере, среди различных фракций умеренного и радикального толка намечается нешуточная борьба за места в Собрании экспертов и муниципальных органах власти. Уже на нынешнем этапе предвыборной гонки, за 45 дней до намеченного голосования, противостояние в стане консервативного духовенства достигает заметного накала. По оценкам экспертов, на сегодня складывается уже достаточно четкая картина, позволяющая говорить об отсутствии единства и о том, что в консервативном лагере формируются два альянса, между которыми развернется борьба за «призовые места». На одной стороне оказалась достаточно аморфная коалиция, которая включает в свой состав умеренно-консервативное «Общество борющегося духовенства» (Тегеранский филиал) и «Общество учебных заведений Кумского теологического центра». Первое из них является старейшим политическим движением умеренно-консервативного духовенства. В число его лидеров входят видные представители иранской политической элиты, близкие к умеренно-центристским и прагматичным кругам. В частности, в состав этого движения входят такие фигуры как бывший президент Ирана, председатель Совета по целесообразности принимаемых решений А.А.Хашеми-Рафсанджани, бывший секретарь Высшего Совета национальной безопасности Х.Роухани. Второе движение сформировано на основе объединения представителей т.н. «старой гвардии» иранского духовенства, которая сыграла решающую роль в утверждении основ исламского строя после революции 1979 года. В числе лидеров движения – бывший секретарь Наблюдательного совета А.Дженнати, аятоллы М.Махдави-Кани, Имами-Кашани. Объединение двух этих движений в одну коалицию на практике проявилось в формировании единого списка кандидатов, представленных на регистрацию.

Главную конкуренцию данной коалиции на выборах, по мнению экспертов, составит возглавляемый видным аятоллой М.Язди ультра-консервативный блок «Избранники теологических школ и университетов». М.Язди, который позиционирует себя в качестве «духовного наставника» президента М.Ахмадинежада, в случае успеха его блока на выборах, также рассматривается как один из возможных кандидатов на пост председателя Собрания экспертов – одного из важнейших органов исламской власти в ИРИ.

Что примечательно, определенные разногласия между указанными политическими группировками консервативного лагеря проявились еще задолго до выборов. Наиболее ярко эти разногласия проявились во время определения кандидатуры нового мэра г. Тегеран после того, как М.Ахмадинежад оставил этот пост в связи с победой на президентских выборах. На тот период, когда молодая команда неоконсерваторов во главе с М.Ахмадинежадом испытывала настоящий триумф, основные ожидания и прогнозы экспертов сводились к тому, что политическая воля президента и его сторонников (в том числе опекающего президента аятоллы М.Язди) возобладает и новый столичный мэр станет «стопроцентным человеком» президента. В числе наиболее вероятных кандидатур на этот престижный пост градоначальника прочили первого заместителя М.Ахмадинежада по мэрии Али Саидлу, особенно после того, как кандидатура последнего на пост министра нефти провалилась в парламенте. В числе других вероятных кандидатов на пост мэра г.Тегеран назывались такие соратники президента по мэрии, как, например, вице-мэр Мохаммад Али-Абади либо председатель Тегеранского городского совета М.Чамран.

Однако вопреки данным прогнозам новым столичным мэром после М.Ахмадинежада стал бывший командующий Силами охраны порядка (СОП) и участник президентской гонки М.Галибаф, которого политологи относят к категории умеренно-консервативного крыла иранской политической элиты. М.Галибаф, по мнению экспертов, является явным протеже Верховного лидера ИРИ А.Хаменеи (их связывают родственные связи) и его назначение на пост мэра г.Тегеран было инициировано с «самого верха» клерикальной элиты. Очевидно, что назначение М.Галибафа стало для него определенной компенсацией за поражение на президентских выборах в июне 2005 года, тем более, что на последних этапах предвыборных прогнозах в апреле-мае 2005 года этот политик уверенно занимал второе-третье места за фаворитом гонки – А.А.Хашеми-Рафсанджани. Очевидно также, что М.Галибаф имеет большой политический потенциал, и его назначение на пост мэра преследует более глубокие и далеко идущие цели. Возможно, эта должность станет для молодого политика хорошим «трамплином» для подготовки к следующим президентским выборам в 2009 году. Тем более, что М.Галибаф имеет за своей спиной серьезных покровителей.

Таким образом, назначение осенью 2005 года М.Галибафа, вопреки всем прогнозам, на пост столичного мэра, стало первым проявлением существенного раскола, царящего в рядах консервативного лагеря. В частности, с его назначением образовалось серьезное фракционное противостояние внутри Тегеранского городского совета, члены которого разделились на группы сторонников М.Ахмадинежада и М.Галибафа. На декабрьских выборах в 2006 году, как ожидается, М.Ахмадинежад и М.Галибаф представят самостоятельные списки кандидатов в Тегеранский городской совет. В президентский список, судя по поступающим данным, не вошел ни один из сторонников нынешнего мэра столицы М.Галибафа.

Таким образом, сегодня о глобальной конфронтации внутри консервативного лагеря можно наглядно судить на примере формирования различных коалиций, намеревающихся выступить со своими отдельными списками на предстоящих в декабре 2006 года выборах как в Собрание экспертов, так и в городские и сельские советы.

Что касается шансов на победу представителей реформаторского лагеря на предстоящих выборах, то они оцениваются как низкие. Главным препятствием является отсутствие единства в рядах иранских реформаторов. Наиболее популярный среди населения М.Кярруби (занял третье место на президентских выборах-2005) заявил, что возглавляемая им «Партия национального доверия» (ПНД) будет выступать на выборах со своим отдельным списком. По его словам, ПНД планирует действовать «независимо, но во взаимодействии с другими реформаторскими силами». Главное, по его словам, чтобы сохранить приверженность ценностям Исламской революции и обеспечить проведение честных, конкурентных и свободных выборов. Среди других политических группировок реформаторов неплохие перспективы может иметь также «Ассоциация борющихся мулл», ведомая бывшим президентом С.М.Хатами.

В любом случае, исходя из сегодняшнего расклада, любая политическая сила, представляющая реформаторский лагерь, скорее всего, обречена стать только третьей в борьбе за места в Совете экспертов, городских и сельских советах. Главная же борьба развернется среди фаворитов консервативного лагеря. В этом контексте намечающееся противостояние между неоконсервативными силами во главе с аятоллой М.Язди и «старой гвардией», ведомой все тем же А.А.Хашеми-Рафсанджани, удивительным образом напоминает ситуацию с президентскими выборами-2005. Теперь умеренно-консервативные силы получили неплохую возможность для реванша. Причем на кону стоит очень перспективная ставка – кресло председателя Совета экспертов. Главная функция Совета экспертов заключается в выборах и снятии с должности «первого государственного лица» — Верховного руководителя Ирана. На пост председателя Собрания экспертов претендует ныне первый заместитель председателя А.А.Хашеми-Рафсанджани, с одной стороны, и аятолла М.Язди, с другой (нынешний председатель – аятолла А.Мешкини, по информации СМИ, тяжело болен). Возможен и третий вариант – некоей «темной лошадки», которая неожиданно всплывет в последний момент, либо будет подобрана как компромиссная фигура.

62.88MB | MySQL:102 | 0,487sec