39-й Саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Эр-Рияде: предварительные итоги и мнения

9 декабря с. г. в Эр-Рияде состоялся 39-й ежегодный саммит ССАГПЗ, куда входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. До последней минуты самой большой интригой было участие катарского лидера в саммите, ведь, как известно, несмотря на разногласия, 4 декабря король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд официально пригласил эмира Катара шейха Тамима бен Хамада Аль Тани принять в нем участие[i]. Это вызвало предположение многих экспертов о том, что Саудовская Аравия хочет положить конец затянувшемуся кризису в Персидском заливе[ii]. Тем не менее, шейх Тамим не приехал на саммит ССАГПЗ в Эр-Рияде «в свете продолжающегося конфликта с соседями» (как сообщил в «Twitter» глава информационного офиса МИД Катара Ахмед бен Саид Аль-Румейхи), и Доху на нем представлял  министр иностранных дел эмирата Солтан бен Саад аль-Мурайхи (Soltan bin Saad Al-Muraikhi)[iii]. Впрочем, как отмечает издание The National, решение эмира Катара воздержаться от участия в работе саммита «не стало сюрпризом» для Саудовской Аравии, Бахрейна и ОАЭ — основных инициаторов блокады Катара.

Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд в официальном коммюнике по итогам заседания заявил о заинтересованности всех арабских стран Персидского залива в сохранении региональной организации — Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), несмотря на конфликт с Катаром. Он подчеркнул, что «все заинтересованы в сохранении этой организации и укреплении ее роли в будущем. Совет сотрудничества был создан для укрепления региональной  безопасности, стабильности и служения подданным стран Залива»[iv]. Конфликт Катара с КСА, ОАЭ, Бахрейном и солидарными с ними странами был затронут лишь намеками, издалека. Так, эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах заметил, что «самое опасное препятствие, с которым мы сталкиваемся, — это борьба в рамках ССАГПЗ» (разумеется, имея в виду Доху), и охарактеризовал подобное дипломатическое противостояние как «угрозу единству нашей позиции и интересам нашего народа»[v].

Ахмед бен Саид аль-Румейхи, глава информационного офиса МИД Катара, остался очень недоволен тем, что «в итоговом коммюнике не было сказано ни слова о бойкоте Дохи, который Катар считает направленным на ограничение своего суверенитета»[vi].

В свою очередь,  министр иностранных дел Бахрейна шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа в своем Twitter  выступил с критикой в адрес эмира Катара, решившего не участвовать в ежегодном саммите. Он сказал: «Эмир Катара должен принять разумные требования (бойкотирующих его государств – авт.) и принять участие в саммите»[vii]. Ранее, 6 декабря в интервью СМИ он заметил, что «продолжающийся кризис вокруг Катара является беспрецедентным и очень глубоким». При этом шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа констатировал, что Катар «ухудшил (свои – авт.) шансы» вернуться в рамки ССАГПЗ. По его словам, власти Катара «сожгли мосты возвращения в ССАГПЗ» и кризис вокруг этой страны уже не удастся решить «только одним охватом»[viii]. Необходимо новое соглашение и новый режим работы с катарской стороной, отметил министр.

Выступая на пресс-конференции после закрытия 39-го саммита ССАГПЗ, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр сказал, что их «братья в Катаре знают, что от них требуется, чтобы они вернулись в качестве активного члена Совета»[ix]. Он подчеркнул, что «члены ССАГПЗ заинтересованы в том, чтобы кризис с Катаром не оказал никакого влияния на Совет».  Адель аль-Джубейр добавил также, что «государства Персидского залива — это одна семья, и любые разногласия разрешаются в «доме» Персидского залива. Ситуация с Катаром заставила их изменить свою политику».

Доктор Анвар Гаргаш, министр иностранных дел ОАЭ, сказал в своем заявлении в Twitter, что «несмотря на катарский кризис, ССАГПЗ продолжает свое существование и стратегическое и экономическое сотрудничество. Однако кризис завершится только тогда, когда Катар прекратит подрывать политическую стабильность стран региона»[x].

Профессор политологии Каирского университета, член Египетского совета по международным делам Нурхан Эль-Шейх высказала мнение, что «страны ССАГПЗ переживают сейчас критический этап, и один из важных моментов в нём – как раз раскол по катарскому вопросу, без решения которого и саммит, и, возможно, сам Совет вообще теряют свою эффективность»[xi]. Но уже очевидно, что ни одна из сторон не пойдет на попятную. Напомним, что в преддверии саммита, 4 декабря с. г. министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри дал интервью кувейтскому агентству KUNA, в котором отметил, что «Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн готовы восстановить отношения с Катаром, если он изменит свою внешнеполитическую линию»[xii]. Самех Шукри подчеркнул приверженность Египта выполнению Катаром тех тринадцати условий, которые ранее потребовал от него «арабский квартет» (КСА, АРЕ, ОАЭ и Бахрейн – авт.). Он также отметил, что «шанс на переговоры с Катаром может быть только в том случае, если он продемонстрирует подлинное намерение изменить свою политику и прекратит вмешательство во внутренние дела других стран, принимая экстремистские организации и продвигая их в своих СМИ»[xiii].

По поводу саммита ССАГПЗ многие СМИ и аналитики сошлись во мнении, что основной вопрос по блокаде Катара остался нерешенным, но это не идет на пользу Совету сотрудничества. Абдулла аль-Аюби, бахрейнский обозреватель, считает, что «недавние события в регионе и то, что происходит сейчас в результате спора между Катаром и арабскими странами, не содействует прогрессу ССАГПЗ». Он уверен, что «региональные изменения требуют от государств ССАГПЗ поиска новых механизмов, которые помогут им двигаться вперед, обеспечивая их силу и сплоченность»[xiv]. Кувейтский исследователь Мухаммед аль-Румайхи говорит, что «в наши дни быстро меняется политическая ситуация вокруг,  возникают различного рода угрозы в международных правовых институтах, но мы все должны попытаться обеспечить нашему  региону безопасность и спокойствие, чтобы общие интересы преобладали над высокомерием и гордостью, и работать вместе, чтобы решать ключевые политические вопросы». Саудовский журналист Абу Фейсал утверждает, что «у нас нет иллюзий, что кризис в Катаре скоро разрешится», и добавляет, что «мы, конечно, хотим, чтобы ССАГПЗ стал (для  стран-членов организации – авт.) лучше, сильнее и полезнее, но все же лучше не возлагать на это слишком больших ожиданий». Абу Фейсал  подчеркнул, что «хочется, чтобы все государства-члены Совета были реалистами в своем поведении  подходах и подходе и избегали любой формы авантюризма, поскольку ССАГПЗ является лучшим щитом, который может защитить всех нас».

В ходе 39-й ежегодного саммит ССАГПЗ также были затронуты вопросы международной важности, такие как иранская проблема, Сирия, Йемен и другие. Так, например, король КСА достаточно негативно высказался по поводу Ирана, отметив «враждебную политику» последнего «по спонсированию терроризма в регионе»[xv]. The Saudi Gazette сообщает, что Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд заявил, что «регион сталкивается с многочисленными вызовами и угрозами. Экстремистские и террористические силы продолжают угрожать безопасности стран Персидского залива и арабских стран. Иранский режим продолжает свою агрессивную политику, спонсируя эти силы и вмешиваясь во внутренние дела других стран»[xvi]. Он также  подчеркнул необходимость обеспечения «полных и адекватных гарантий для сдерживания ядерной программы Ирана и его планов по разработке баллистических ракет»[xvii].

В итоговом коммюнике ССАГПЗ арабские лидеры также  заявили о своей готовности продолжать оказывать всестороннюю поддержку дружественным государствам, в том числе Государству Палестина. Король Сальман подчеркнул, что «палестинская проблема в самом центре нашего внимания  и королевство стремится обеспечить законные права палестинского народа, включая создание независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Саудовская Аравия призывает международное сообщество выполнить свои обязательства, приняв необходимые меры для защиты палестинского народа от агрессивных действий, которые являются провокацией к чувствам арабов и мусульман, а также ко всем другим миролюбивым народам»[xviii].  Что касается йеменского кризиса, то король Сальман заявил, что «страны коалиции с готовностью откликнулись на призыв законного правительства Йемена спасти страну и ее народ от тех людей, которые устроили переворот против законного правительства и подорвали безопасность и стабильность этой страны». В вопросе о Сирии король также призвал к «политическому решению этого кризиса и созданию переходного правительства, которое будет гарантировать единство Сирии и вывод из нее иностранных сил и террористических организаций»[xix].

Саудовский монарх также обратился к вопросу отношений с Ираком, и сказал, что «Королевство стремится к построению прочных и стратегических отношений с Багдадом, который является ключевой опорой в арабской системе безопасности».

Страны Совета условились продолжать активно противодействовать распространению терроризма и экстремизма в регионе. Для этих целей участники саммита договорились «ускорить завершение всех процедур для активизации единого военного командования» арабских стран Персидского залива.

Оценивая результаты 39-го саммита ССАГПЗ, можно сказать, что он не привел ни к каким конкретным изменениям в позиции стран Персидского залива в отношении Катара.  Каждый из участников конфликта остался при своем мнении. Если на предыдущем саммите ССАГПЗ в Кувейте, выступающем посредником в урегулировании, удалось сохранить, то итог эр-риядского заседания может определить дальнейшую судьбу и состав Совета. С момента разрыва дипотношений Бахрейн неоднократно выступал за приостановку членства Катара в ССАГПЗ, его позицию разделяли и партнеры по бойкоту — ОАЭ и Саудовская Аравия.

Существование же самого Совета сотрудничества уже не ставится исследователями под вопрос: он в любом случае будет  действовать в качестве субрегионального учреждения, но не обретет уже такой же силы, как раньше. Видимое отсутствие единства внутри этого регионального объединения, которое еще удавалось маскировать вначале, теперь видно невооруженным взглядом.  По мнению аналитика Al-Monitor Джорджио Кафьеро, «шесть государств-членов ССАГПЗ будет продолжать собираться каждый год и с чисто прагматической точки зрения поддерживать технократические связи, не имея при этом глубокого чувства доверия друг к другу. В этом случае нельзя назвать ССАГПЗ «мертвым учреждением». Вместо этого, при сложившихся обстоятельствах, было бы наиболее точным описать его как «бездействующее учреждение»»[xx].

[i] https://www.aljazeera.com/news/2018/12/saudi-king-extends-invitation-qatari-emir-attend-gcc-summit-181204193515224.html

[ii] https://raseef22.com/politics/2018/12/05/أمير-قطر-يتلقى-دعوة-من-العاهل-السعودي-ل/

[iii] https://www.qatarday.com/news/local/qatar-delegation-arrives-in-saudi-arabia-for-39th-gcc-summit/65656

[iv] https://newspaper.annahar.com/article/911776-قمة-مجلس-التعاون-الخليجي-الأحد-اختراق-في-الأزمة-الخليجية-أم-تفكك-البيت-الخليجي

[v] https://www.khaleejtimes.com/region/mena/stop-meddling-gcc-warns-iran

[vi] https://www.middleeasteye.net/news/qatar-rift-overshadows-gulf-arab-summit-emir-stays-away-762183090

[vii] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/2/8/319770/World/Region/Bahrain-criticizes-Qatar-emir-for-not-attending-GC.aspx

[viii] https://eadaily.com/ru/news/2018/12/09/smi-nepriezd-emira-katara-v-er-riyad-ne-stal-syurprizom-dlya-ego-opponentov

[ix] https://english.alarabiya.net/en/News/gulf/2018/12/09/Jubeir-Qatar-knows-what-s-required-of-them-to-return-as-active-GCC-member.html

[x] https://aawsat.com/home/article/1494396/الرياض-تحتضن-قمة-«التعاون-الخليجي»-الـ39-برئاسة-خادم-الحرمين

[xi] http://ru.valdaiclub.com/about/experts/6417/

[xii] http://www.iimes.ru/?p=50786 «Визит министра иностранных дел АРЕ Самеха Шукри в Кувейт и его интервью KUNA об отношениях с Катаром и Турцией» Шмелева Т.А.

[xiii] https://dailynewsegypt.com/2018/12/05/egypt-arab-countries-ready-to-end-gulf-crisis-if-qatari-policies-change-shoukry/  Egypt, Arab countries ready to end Gulf crisis if Qatari policies change: Shoukry

[xiv] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/12/gcc-qatar-summit-saudi-arabia-kuwait-opec.html

[xv] http://www.almanar.com.lb/4605493 بدء أعمال القمة الـ39 لدول #مجلس_التعاون_الخليجي في الرياض

[xvi] http://saudigazette.com.sa/article/549852/SAUDI-ARABIA/King-warns-against-Irans-hostile-policies King warns against Iran’s hostile policies

[xvii] https://www.khaleejtimes.com/region/mena/stop-meddling-gcc-warns-iran Stop meddling, GCC warns Iran

[xviii] https://www.khaleejtimes.com/region/mena/stop-meddling-gcc-warns-iran

[xix] http://saudigazette.com.sa/article/549856/SAUDI-ARABIA/7-point-Riyadh-Declaration-stresses-GCC-role-in-meeting-challenges  7-point Riyadh Declaration stresses GCC role in meeting challenges

[xx] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/12/gcc-qatar-summit-saudi-arabia-kuwait-opec.html

52.28MB | MySQL:103 | 0,485sec