Об итогах визита президента Египта Хосни Мубарака в Россию

Отношения с Арабской Республикой Египет были и остаются неотъемлемой частью ближневосточной политики России. Египет, бывший в свое время форпостом советского влияния на Арабском Востоке, на завершающем этапе «холодной войны» переориентировался в сторону тесного сотрудничества с Западом, что привело к ухудшению отношений с Москвой. После распада СССР российско-египетские отношения пережили серьезные общественно-политические перемены, существенно менялись их внутренние и внешнеполитические приоритеты. Снизился уровень торгово-экономических отношений, сократились политические контакты. В значительной степени это было связано со снижением значимости арабского мира для России. Однако в начале XXI века в отношениях Москвы со своими традиционными партнерами в регионе Ближнего Востока и Северной Африки начался качественно новый этап, отмеченный интенсификацией политических, экономических и культурных контактов.

На современном этапе АРЕ занимает одно из ведущих мест в арабском мире по уровню политических и экономических отношений с Россией, которая «рассматривает Египет как привилегированного партнера в ближневосточных и африканских делах»(1). О наступательной динамике в двусторонних отношениях говорят участившиеся встречи на высшем уровне. За последние годы лидеры России и Египта встречаются с завидным постоянством. В 2001 г. по итогам визита Хосни Мубарака в Москву был подписан целый пакет важных документов, в том числе Декларация о принципах дружественных отношений и сотрудничества между РФ и АРЕ. В мае 2004 г. египетский лидер вновь посетил Москву, а в апреле 2005 г. состоялся визит Владимира Путина в Египет, ставший первым визитом главы российского государства в АРЕ за более чем 40 лет. При этом стоит отметить, что активно развивающийся российско-египетский диалог происходит в русле проводимой внешнеполитической стратегии Москвы, направленной на укреплении своих позиций в арабском мире и Африке. В свою очередь для Египта важность развития связей с Россией объясняется необходимостью поиска влиятельных союзников в условиях произраильской политики Вашингтона на Ближнем Востоке и продолжающегося медленного, но неуклонного охлаждения египетско-американских отношений.

Четвертый по счету визит президента Египта Хосни Мубарака в Россию состоялся 1-3 ноября 2006 года. Основной круг тем касался вопросов развития сотрудничества в торгово-экономической и научно-технической областях, а главной целью переговоров было осуществление прорыва в вышеуказанных сферах. В ходе состоявшихся переговоров на высшем уровне лидеры обеих стран не скупились на комплименты в отношении друг друга и состояния двустороннего сотрудничества. Владимир Путин и Хосни Мубарак выразили удовлетворение уровнем развития политических, экономических и культурных контактов между двумя странами, отметив, что Россия и Египет успешно взаимодействуют на международной арене и в решении важных региональных вопросов, в том числе по проблеме ближневосточного урегулирования.

Согласно позиции Кремля, российско-египетские отношения являются «комплексным политико-экономическим партнерством, имеющим стратегический характер», а сам Египет представляет огромный интерес для России, остается одним из важнейших партнеров в арабском и исламском мире. По мнению В.Путина, российско-египетские отношения развиваются по восходящей, и у обеих стран большое поле для взаимодействия и дальнейшего развития внешнеполитического и делового партнерства. Таким образом, расширение связей РФ с Египтом является одним из приоритетов российской внешней политики(2).

На переговорах, прошедших сперва в узком, а затем в расширенном формате, был осуществлен обмен мнениями по актуальным проблемам международной и региональной политики. Коснувшись проблемы палестино-израильского конфликта, Владимир Путин высказался за подключение Египта, как влиятельной региональной силы, к «четверке» посредников по ближневосточному урегулированию, что, по его мнению, должно повысить эффективность усилий международных коспонсоров. Он отметил, что египетское руководство может оказать неоценимое содействие в налаживании контактов между палестинцами и израильтянами, а также помочь в достижении столь необходимого сейчас согласия в палестинских рядах(3). Тем самым российский президент признал важное место Египта в ближневосточной политике, а также высоко оценил его усилия по сглаживанию палестино-израильских противоречий и налаживанию межпалестинского диалога. Вне всякого сомнения, инициатива В.Путина стала одним из важнейших политических итогов визита Хосни Мубарака в Москву. Лидеры России и Египта помимо ситуации в зоне палестино-израильского конфликта также обсудили широкий круг других весьма острых международных проблем, среди которых проблема иранского «ядерного досье», положение в Ираке, ситуация вокруг Сирии и Ливана, конфликт в суданском Дарфуре и другие. В рамках визита Хосни Мубарака в Россию состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран. По итогам переговоров главы МИД России и Египта Сергей Лавров и Ахмед Абу аль-Гейт заявили, что их страны выступают за разрешение международных конфликтов исключительно мирным путем. Затронув проблему ближневосточного урегулирования, высокопоставленные дипломаты указали на необходимость реализации положений плана «Дорожная карта».

Президент Хосни Мубарак провел встречу с председателем правительства России Михаилом Фрадковым, в ходе которой были обсуждены перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, вопросы промышленной кооперации, развития энергетики и туризма, а также встретился с российскими бизнесменами. Обсуждая экономический аспект сотрудничества, стороны констатировали существенный прогресс – товарооборот между двумя странами растет довольно быстрыми темпами. К 2005 году он достиг 1,6 млрд. долларов(4), в то время как еще в 2000 году составлял около 450 млн. долларов(5). Вместе с тем, нельзя не отметить, что баланс в двусторонней торговле пока что явно не в пользу Египта. Россия экспортирует в Египет пшеницу, древесину, металлопрокат, продукцию нефтехимии, а египетский экспорт в Россию в свою очередь состоит, в основном, из сельскохозяйственной продукции. По мнению министра торговли и промышленности Египта Рашида Мухаммеда Рашида, нынешние объемы торговли не отражают всего экономического потенциала двусторонних отношений. Каир намерен добиваться значительного увеличения товарооборота с Россией с тем, чтобы довести его до 3 миллиардов долларов. В Каире также рассчитывают на увеличение российских инвестиций в египетскую экономику в течение пяти лет до 250 миллионов долларов с нынешних 45 миллионов(6). При этом Рашид Мухаммед Рашид указал на важность российских капиталовложений в тяжелую промышленность АРЕ.

Египетская экономика одна из наиболее динамично развивающихся в арабском мире, демонстрирует впечатляющие макроэкономические показатели, увеличивается доля экспорта во внешнеторговом балансе. В начале XXI века Египет превратился в крупного поставщика природного газа, но в то же время экономика страны не сидит на «сырьевой игле». Правительство стремится развивать конкурентоспособное промышленное производство, ориентированное как на внутреннего потребителя, так и на внешний рынок. В настоящее время российское участие наиболее заметно в энергетической сфере, особенно в нефтегазовом секторе египетской экономики, где успешно работает совместная компания ЛУКойл Оверсиз Иджипт Лтд(7). Кроме того, выпуск российских автомобилей в 2005 году начала компания Лада Иджипт. Словом, число российских компаний, принимающих участие в работе на египетском рынке, растет. По мнению российской стороны, широкие перспективы открываются и в таких ключевых направлениях, как энергетика, нефтегазовая отрасль, высокие технологии. Хосни Мубарак также подтвердил стремление Египта к дальнейшему развитию отношений с Россией в космической сфере.

«Гвоздем» экономической программы визита египетского президента в Москву стал пилотный проект создания специальной индустриальной зоны для российских производителей. Египет заявил о готовности предоставить свободную экономическую зону с различными льготами для российских предпринимателей, чтобы развивать в ней нефтегазовую отрасль, сферу высокий технологий и другие направления. Как пояснил глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин, речь идет о выделении территории в один миллион квадратных метров, которая может быть использована российскими промышленниками, инвесторами для создания высокотехнологичного бизнеса. Стоит отметить, что такая зона будет отличаться от зоны свободной торговли тем, что она не даст преференций в торговле, но будет ориентирована на преференции по внутреннему налогообложению(8).

Еще одним важным и перспективным направлением российско-египетских отношений вполне обоснованно стоит считать сотрудничество в области освоения мирного атома. В конце сентября этого года египетское руководство объявило о возобновлении исследований в ядерной области, прерванных после катастрофы в Чернобыле в 1986 году. Среди основных причин принятого решения названы растущий спрос на дешевые, возобновляемые и чистые источники энергии и необходимость сохранения нефтяных и газовых ресурсов для будущих поколений. Египетские официальные лица заявили о своем намерении использовать опыт России и Китая в строительстве атомных электростанций(9). Таким образом, атомная тематика стала одной из ключевых. Как показали переговоры, Египет заинтересован в участии России в развитии мирной атомной программы. Москва решительно заявила о намерении принять участие в тендере на строительство атомных электростанций в Египте, и, по мнению Бориса Алешина, имеет «очень неплохие шансы победить»(10). Уже сейчас очевидно, что конкурентная борьба за право строительства египетских АЭС развернется весьма серьезная, однако в пользу Москвы говорит наглядный пример успешного сотрудничества с такой крупной мусульманской страной как Иран, где российскими специалистами строится атомная электростанция в Бушере.

Традиционно важной сферой российско-египетского сотрудничества остается туризм, который ежегодно приносит казне «страны пирамид» колоссальные валютные поступления и является одной из ключевых отраслей экономики АРЕ. Число российских туристов, посещающих Египет, растет из года в год быстрыми темпами. В 2004 году Египет посетило 600 тысяч россиян, в 2005 – уже около 850 тысяч(11). Что же касается поступлений в бюджет Египта за счет российских туристов, то они, согласно экспертным оценкам, достигают порядка 500 млн. долларов в год(12). В связи с этим высокопоставленные египетские чиновники вновь заявили о заинтересованности расширения туристического потока из России в Египет. По этой причине на состоявшихся в Москве российско-египетских переговорах туристический аспект двустороннего сотрудничества обсуждался весьма обстоятельно. По их итогам было принято решение о развитии туристических проектов на побережье Красного моря(13), являющегося излюбленным местом отдыха россиян.

Энергично развиваются связи между двумя странами в области науки, культуры и образования. В 2000 г. Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) и Каирский университет подписали протокол о научном сотрудничестве, призванный придать новый импульс развитию и укреплению научных связей между Египтом и Россией. Как отметил Владимир Путин, принимая в Кремле Хосни Мубарака, знаменательным событием стало проведение в марте 2006 года Дней российской науки в Египте.

Ежегодно ведущие российские университеты отправляют студентов, аспирантов и молодых ученых на стажировки в известные на всем Арабском Востоке университета Египта – Каирский, Александрийский, Хелуанский, Айн-Шамс, Аль-Азхар. На переговорах было с удовлетворением заявлено о том, что в 2006 г. начал свою работу Египетско-российский университет (ЕРУ).

Славные традиции отечественной археологии в Египте продолжает Центр египтологических исследований (ЦЕИ) Российской академии наук, осуществляющий с 1995 г. раскопки практически на всей территорий «страны пирамид» – в Луксоре, Саккаре, Мемфисе, Эль-Фаюме, дельте Нила и других местах. В 2001 г. было создано представительство ЦЕИ – Российский Институт Египтологии в Каире (РИЕК). Владимир Путин по итогам российско-египетских переговоров на высшем уровне заявил, что «участие российских археологов, которые сейчас занимаются серьезными и глубокими исследованиями в Египте, привлекает наше особое внимание и будет пользоваться нашей особой поддержкой. При участии наших специалистов исследуется памятник мирового значения – тайник царских мумий, – и мы рассчитываем, что Россия сможет стать одной из первых стран, где будут экспонированы обнаруженные раритеты»(14). Стоит также добавить, что еще одним подтверждением активизации двустороннего культурного сотрудничества стало проведение после тридцатилетнего перерыва Дней культуры России в Египте (в декабре 2003 г.) и Дней культуры Египта в России (в ноябре 2005 г.).

Средства массовой информации обеих стран уделили большое внимание российско-египетскому саммиту в Москве. Ход и итоги переговоров на высшем уровне подробно освещали и комментировали ведущие печатные издания и телеканалы. Большинство экспертов и политологов, выступавших на страницах египетских газет и журналов, склонялись к мнению, что Россия все заметнее действует на Ближнем Востоке, в арабском мире и в Африке в качестве активного политического и экономического игрока. В египетской прессе было растиражировано мнение председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова, заявившего, что Египет – это не просто партнер России по экономическим вопросам, но и ее основной политический союзник на Ближнем Востоке(15). При этом, как отмечали египетские издания, возвращение российского влияния в регион совпадает с процессом «медленного, но уверенного» поворота внешней политики Каира в сторону тесного сотрудничества сразу с несколькими мировыми державами, такими как Россия и Китай, взамен прежнего курса ориентации на США.

Визит Хосни Мубарака в Москву и прошедшие российско-египетские переговоры подтвердили стремление руководства обоих государств к дальнейшему укреплению и наращиванию двустороннего сотрудничества во всех сферах. В связи с этим есть все основания полагать, что стратегический диалог между Москвой и Каиром, основанный на заинтересованности двух стран укреплять взаимовыгодное политическое, торгово-экономическое и культурное сотрудничество, будет продолжен, в том числе на самом высоком уровне.

(1) РИА Новости. 28.05.2004.

(2) ИТАР-ТАСС. 02.11.2006.

(3) ИТАР-ТАСС. 02.11.2006.

(4) The Egyptian Gazette. – 2006. – 3 November.

(5) ИТАР-ТАСС. 25.04.2001.

(6) РИА Новости. 02.11.2006.

(7) РИА Новости. 02.11.2006.

(8) Российская газета. – 2006. – 3 ноября.

(9) Новые Известия. – 2006. – 1 ноября.

(10) The Daily Star Egypt. – 2006. – 3 November.

(11) РИА Новости. 02.11.2006.

(12) РИА Новости. 01.11.2006.

(13) Аль-Ахрам. – 2006. – 4 ноября.

(14) Заявления для прессы по итогам российско-египетских переговоров на высшем уровне. 2 ноября 2006 года. Москва, Кремль. – Сайт Президента России www.kremlin.ru.

(15)Аль-Ахрам. – 2006. – 4 ноября.

62.92MB | MySQL:102 | 0,513sec