Исследование о современной израильской идентичности

В тель-авивском издательстве «Двир» только что вышла в свет книга известного израильского специалиста по статистике профессора Камиля Фукса и социолога доктора Шмуэля Рознера «Израильское еврейство – портрет культурной революции», посвященное современной израильской еврейской идентичности. В основу книги было положено проведенное двумя учеными масштабное социологическое обследование, включавшее в себя среди прочего углубленные интервью (вопросник исследования состоял из  400 вопросов) с 3005 людьми, представляющими собой представительную выборку современного израильского еврейского общества.

Традиционно еврейская идентичность была и, как показывают результаты исследования, в значительной степени все еще остается этноконфессиональной, включая в себя как религиозные, так и этнические элементы, причем религиозные элементы еврейской идентичности на протяжении многих веков были ведущими. По сути, лишь во второй половине XIX века начинает формироваться модернизированная еврейская идентичность, основанная на национальном самосознании европейского типа, названного выдающимся еврейским национальным историком Шимоном (Семеном) Дубновым «новым еврейством». После достижения Израилем государственной независимости процесс формирования израильской еврейской нации европейского типа ускорился, однако было бы преждевременным считать процесс консолидации этой нации завершившимся. Идентичность различных подгрупп внутри израильского еврейского национального коллектива включает в себя конфессиональные и национальные элементы в различных пропорциях, что является причиной многих внутриполитических конфликтов, характерных для Израиля. В этом контексте книга Камиля Фукса и Шмуэля Рознера чрезвычайно важна для понимания глубинных причин конфликтов такого рода.

На основании полученных ими в ходе исследования данных авторы книги подразделяют израильские еврейских национальный коллектив на следующие четыре группы:

  1. «Евреи» (первоначально исследователи называли их «консерваторы», поскольку они, в сущности, сохраняют традиционную еврейскую идентичность, базирующуюся в первую очередь на конфессиональных элементах). «Евреи» подчеркивают особую важность религиозной традиции и не придают особого значения израильским национальным церемониям и символам. Согласно данным исследования, они составляют 17% израильского еврейского национального коллектива. Можно предположить, что речь идет главным образом о религиозных ультраортодоксах.
  2. «Израильтяне» (первоначально исследователи называли их «ханаанеи», по названию возникшего в британской подмандатной Палестине в 30-е годы прошлого века идеологического течения, противопоставлявшего формирующуюся в Эрец-Исраэль ивритоязычную новую еврейскую нацию еврейству диаспоры и отвергавшую значимость иудаизма как этнического символа). «Израильтяне» придают большое значение израильским национальным символам и одновременно с этим не придают особого значения еврейским религиозным традициям. Согласно данным исследования, они составляют 15% израильского еврейского национального коллектива.
  3. «Универсалисты», своего рода ивритоязычные «граждане мира», которые придают мало значения как еврейским религиозным традициям, так и национальным израильским символам. Согласно данным исследования, они составляют 13% израильского еврейского национального коллектива.
  4. Как показывают результаты исследования, абсолютное большинство (55%) в израильском еврейском национальном коллективе составляет подгруппа, названная исследователями «израильскими евреями» Представители данной подгруппы придают большое значение как еврейским религиозным традициям, так и национальным израильским символам. При этом среди них есть как религиозные, так и нерелигиозные евреи, если рассматривать в качестве религиозных тех, кто не ездит по субботам, а в качестве нерелигиозных – тех, кто по субботам ездит.

Если говорить о наиболее бросающихся в глазах символах современного израильского еврейства, то на основании данных исследования можно назвать следующие:

94%  опрошенных заявили, что они в соответствии с обычаем едят яблоки с медом на праздник Рош га-Шана (Новый год по еврейскому календарю).

91%  опрошенных заявили, что они в соответствии с обычаем едят пончики или картофельные оладьи на праздник Ханука.

82% опрошенных заявили, что они в соответствии с обычаем едят молочные блюда на праздник Шавуот (Пятидесятницу).

76% опрошенных заявили, что они в соответствии с обычаем едят «афикоман» (последний кусок мацы) на праздник Песах.

73% опрошенных заявили, что они зажигают свечи все восемь дней Хануки в полном соответствии с требованиями Талмуда.

67% опрошенных заявили, что они ежегодно держат полный пост (воздерживаются и от еды, и от питья) в Йом-Кипур (Судный день), продолжающийся 25 часов.

Большинство израильских евреев (78%), согласно данным обследования, верят в Б-га. При этом в Бога верят и 50% тех, кто отнес себя к «полностью светским». Однако, как показали данные опроса, хотя бы часть религиозных традиций иудаизма соблюдает и большинство тех израильских евреев, которые не верят в Б-га. Так, лишь 4% опрошенных заявили, что они совсем не отмечают поста Йом-Кипур и не участвуют ни в каком пасхальном седере (традиционная пасхальная трапеза).

При этом наряду со старыми религиозными традициями в Израиле сложились и новые национальные традиции и бытуют переосмысленные традиционные иудейские ценности. Наиболее заметными из таких светских израильских инноваций являются следующие:

84%  опрошенных заявили, что еврей должен помнить о Холокосте.

76% опрошенных придают большое значение еврейской солидарности. Они заявили, что, по их мнению, еврей должен заботиться о других евреях, кем бы они ни были.

63% опрошенных заявили, что они жарят барбекю (в Израиле его называют «аль га-эш») на День Независимости Израиля;

42% опрошенных родителей заявили, что их дети катаются на велосипедах в Йом-Кипур. Последний сугубо светский обычай сложился в следствии того, что в Йом-Кипур практически все транспортное движение в Израиле останавливается, что позволяет без опаски кататься на велосипедах даже на скоростных шоссе.

Основной вывод исследователей состоит в том, что в Израиле идет интенсивный процесс консолидации еврейского национального коллектива, постепенно стирающий грани между его подгруппами, в частности между религиозными и нерелигиозными. На основании полученных данных можно утверждать, что «средний израильский еврей» делает кидуш (благословение на вино) в канун субботы, поднимает на своем доме национальный флаг в День Независимости. Ему важно быть евреем, но он совсем не обязательно строго соблюдает заповеди иудаизма.

В заключение следует отметить, что исследователи зафиксировали отчетливый сдвиг израильского общества вправо в смысле отношения к арабо-израильскому конфликту (в Израиле левыми обычно считаются те, кто готов идти на уступки арабам, а правыми – те, кто не готов идти на уступки). Так, лишь 5% опрошенных отнесли к себя к левым и еще 11% — к «левым центристам». Все остальные назвали себя «правыми» или «правыми центристами». Это многое говорит о перспективах политических перспективах еврейского государства, в котором имеет место маргинализация сторонников уступок.

52.23MB | MySQL:103 | 0,623sec