О реальной ситуации в Йемене после заключения соглашения о перемирии в Швеции

Йеменское мятежное движение «Ансар Аллах (хоуситы) начало в субботу отвод своих сил из города Ходейда. Об этом передает телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на представителей ООН. В частности, сообщается, что мятежники передали контроль над портом города формированиям береговой охраны. Как заявляют их представители, церемония прошла в присутствии группы международных наблюдателей. В начале декабря в Швеции прошли консультации сторон конфликта в Йемене под эгидой ООН, по итогам которых хоуситы и признанное мировым сообществом правительство достигли соглашения по Ходейде, предусматривающее прекращение боевых действий и постепенный вывод из него вооруженных формирований. С этой целью под руководством ООН был создан мониторинговый координационный комитет, в который вошли представители враждующих сторон и глава группы наблюдателей по контролю за прекращением огня Патрик Каммэрт. 21 декабря Совет Безопасности ООН единогласно принял британскую резолюцию по размещению дополнительных сил организации в Йемене для контроля за соблюдением сделки. Группа ооновских наблюдателей во главе с Каммэртом официально начала работу в Ходейде 23 декабря и уже провела серию совместных встреч с враждующими сторонами в Ходейде. Представители официальных йеменских властей и мятежного движения «Ансар Аллах» (хоуситы) пришли к соглашению об открытии основной автотрассы, связывающей столицу страны, город Сана, с портовым городом Ходейда, расположенным на Красном море. Об этом в пятницу сообщил телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на собственные источники. По его информации, представители сторон, участвующие в Ходейде в работе совместной комиссии вместе с представителями ООН, «достигли договоренности об открытии главной автомобильной дороги между городами Сана, Ходейда и Таиз». Как указывает телеканал, детали соглашения относительно движения по указанной трассе будут обсуждены на совместном заседании комиссии уже в пятницу вечером. Минувшим днем глава группы наблюдателей ООН по контролю за прекращением огня в Ходейде Патрик Каммэрт представил делегациям правительства и хоуситов механизм контроля за перемирием между противоборствующими сторонами, который вступил в силу 18 декабря. Что же касается плана по выводу вооруженных формирований из портов провинции Ходейда, разработанного ООН, то, как информирует «Аль-Арабия», Кеммэрт намерен предложить сторонам его поэтапное выполнение. Как считает глава группы наблюдателей, это позволит лучше контролировать процесс и свести до минимума возможность срыва выполнения всего плана ООН. Согласно предложениям Кеммэрта, хоуситы должны вывести свои вооруженные формирования из портов Салиф, Рас-Иса и самой Ходейды до ближайшей среды. В этой связи отметим, что хоуситы отвели из порта свои «регулярные» войска, заменив их на свои же войска «береговой охраны». Назвать это событие отводом сил хоуситов из города сложно, а представить себе то, что они вообще решат уйти из Ходейды практически невозможно. Ровно по той причине, что в таком случае они остаются отрезанными от основных портовых мощностей и соответственно теряют все возможности для получения гуманитарной помощи и продовольствия. При этом ровно это обстоятельство и является основным их рычагом удержания контроля на севером страны, поскольку главным в Йемене является не тот, у кого больше ракет, а тот, кто распределяет по городам и сельской местности продовольствие и медикаменты. Если мы представим себе, что хоуситы от такой опции отказались, то это будет означать их полную капитуляцию, что опять же сильно маловероятно по той самой причине, что им не нанесено решающее военное поражение, а политическая конъюнктура среди мирового сообщества складывается в принципе для них благоприятно. Мы имеем ввиду при этом прежде всего все те репутационные риски, которые несет сейчас Эр-Рияд, как после дела Хашогги, так и в рамках развития и углубления гуманитарного кризиса в Йемене. Сюда же надо прибавить серьезные финансовые издержки содержания сил коалиции в Йемене, их неспособность в принципе одержать военную победу над хоуситами, сохраняющиеся разногласия между основными партнерами по коалиции в лице КСА и ОАЭ по вопросу будущего Йемена в принципе, а также желания Абу-Даби закончить для себя этот конфликт в активной фазе своего участия. Если не считать установления контроля над Ходейдой, то ОАЭ свою основную задачу в рамках своего участия в аравийской коалиции уже выполнила: они превратила Южный Йемен с его автономным от «законного правительства» А.М.Хади и сепаратистским по сути Переходным советом практически в свой доминион, а также установил контроль над основными портами Йемена на побережье Индийского океана и Красного моря. В этой связи отметим, что на сегодня в рамках «прорывных соглашений» в Швеции по внутрийеменскому кризису в принципе достигнуты в основном те условия, которые устраивают хоуситов. Они прекратили наступление сил коалиции на Ходейду (взять ее с подачи уже бывшего руководства Пентагона накануне шведского раунда переговоров с целью максимально усилить свои переговорные позиции у коалиции просто не вышло, а очень хотелось); разблокировали основную трассу между Ходейдой и Саной для доставки гуманитарных грузов во внутренние районы страны, а также заменили свои регулярные силы в порту Ходайды на «береговую охрану». В последнем случае отметим, что предыдущий раунд переговоров хоуситов и А.М.Хади сорвался ровно по этой причине: хоуситы настаивали на том, что после отвода их сил Ходейду будут контролировать их группы из МВД, а вот саудовцы и «законный йеменский президент» с этим не согласились. Теперь же были в большей степени вынужденно согласиться. Таким образом, на сегодня мы видим, что хоуситы в принципе выполняют свою основную задачу: в рамках перемирия перегруппировывают свои силы, и одновременно получают гуманитарный коридор для минимизации последствий гуманитарного кризиса в контролируемых ими районах (а они в общем-то за 2018 год никоим образом не уменьшились). При этом они очень четко следят за тем, чтобы силы коалиции под эгидой нынешних договоренностей не смогли укрепить свои позиции под Ходейдой. Об этом свидетельствует и тот факт, что гуманитарный коридор в городе Ходейда не удалось открыть в назначенный срок. Об этом сообщили журналистам в воскресенье 30 декабря в секретариате ООН. «Открытие в Ходейде гуманитарного коридора, которое было согласовано в ходе первого совместного заседания координационного комитета по вопросам передислокации, сегодня не состоялось», — говорится в сообщении. Как отмечается, на встрече с представителями мятежного движения «Ансар Аллах» (хуситы) глава группы наблюдателей ООН по контролю за прекращением огня в Ходейде Патрик Каммэрт выразил разочарование в связи с «упущенной возможностью укрепить доверие между сторонами». На встрече представители хоуситов проинформировали представителя ООН о мерах по передислокации в Ходейде. Он также подчеркнул, что любая передислокация будет заслуживать доверия, только если «все стороны, в том числе и ООН, смогут наблюдать за этим процессом и проверять, соответствует ли он Стокгольмскому соглашению». Такой сбой в реализации графика реализации шведских соглашений был вызван прежде всего тем фактом, что силы коалиции отводить свои силы и разблокировать трассу Ходейда-Сана не торопятся. И на это четко указывается в соответствующем заявлении командования «Ансар Алла». «Со вчерашнего вечера(29 декабря) наши вооруженные силы начали реализацию первого этапа по передислокации из порта Ходейда, согласно достигнутым в Швеции договоренностям и указаниям нашего командования, — говорится в заявлении «Ансар Аллах». — Мы ждем, что мониторинговый комитет ООН обяжет другую сторону выполнить свои обязательства по первой фазе стокгольмского соглашения».
В этой связи отметим, по оценке ряда экспертов, лидеры аравийской коалиции сейчас находятся «на распутье» и должны будут тщательно взвесить свою дальнейшую военную стратегию в Йемене с учетом позиций по этому вопросу своих западных союзников, и в первую очередь — Соединенных Штатов. Итоги промежуточных выборов в Конгресс в ноябре, в частности, уже привели к формированию двухпартийной поддержки с целью трансформации позиции США по йеменскому конфликту. Предполагается, что хотя Соединенные Штаты будут продолжать поддерживать возглавляемую Саудовской Аравией коалиционную миссию по восстановлению власти А.М.Хади (прежде всего в рамках разведывательной поддержки), Конгресс может все более активно подталкивать правительство Йемена и его иностранных союзников к компромиссу с хоуситами для смягчения гуманитарного кризиса. По оценке американских экспертов, военная поддержка США усилий коалиции в Йемене — включая дозаправку в воздухе, разведку и консультативные услуги — является критически ценным для Эр-Рияда. Признаки того, что Соединенные Штаты отказываются от своей поддержки уже имеются. Это прежде всего коснулось прекращения миссий по дозаправке самолетов ВВС КСА и минимизации обмена данными в рамках целеуказания для ВВС, отказа от наращивания любого американского персонала в Саудовской Аравии и прекращения поставок высокоточных боеприпасов саудовским силам. Министерство обороны США ранее в этом году заявило, что примерно 50 процентов его персонала в той или иной степени задействовано в оказании поддержки силам аравийской коалиции на йеменском направлении. Прежде всего в рамках разведки и усилий по пресечению угроз применения баллистических ракет хоуситами. Имеются также неподтвержденные сообщения о том, что американские военные помогают саудовским силам осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности границ. Сейчас эти миссии сократятся примерно до половины предыдущего объема. При этом, как бы ни была сильна оппозиция в Конгрессе, США вряд ли полностью разорвут связи с КСА в рамках йеменского досье. Это будет касаться прежде всего мер по сдерживанию иранского военного влияния и борьбе с запуском баллистических ракет на саудовскую и эмиратскую территорию с позиций хоуситов в Йемене. Наконец, любой сдвиг в американской позиции в том, что касается борьбы возглавляемой Саудовской Аравией коалиции с хоуситами, не повлияет на предпринимаемые Вашингтоном контртеррористические усилия. Соединенные Штаты не откажутся от своей борьбы против сторонников «Аль-Каиды» (запрещена в России), которые по-прежнему сильны в Центральной и Южной частях страны. Поскольку гуманитарные издержки йеменской войны возросли, а убийство саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги обернулось массовым международным общественным настроением против наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана, давление на невоенное решение конфликта со стороны Запада возросло. В этой связи приведем цифры, которые объясняют, почему западные лидеры вынуждены занимать такую позицию. США на сегодня экспортируют оружия в КСА на сумму около 10 млрд долларов США, а в ОАЭ — 5,7 млрд. При этом повторим, что общая позиция американцев в этой связи будет концентрироваться на стимулировании КСА и ОАЭ к мирному компромиссу с хоуситами, а поддержка усилий коалиции будет оговариваться максимальным дистанцированием от участия в непосредственных боевых действиях. Великобритания — экспортирует в КСА оружия на сумму порядка 4,3 млрд США, в ОАЭ — несколько сот миллионов. Но при этом 63% населения по социологическим опросам выступает за полный запрет любого экспорта оружия в КСА. Франция продает оружия в КСА на сумму менее 1 млрд, в ОАЭ — около 1 млрд. При этом 75% населения выступает за запрет любого оружейного экспорта в КСА. Испания — несколько сот миллионов долларов и в КСА, и в ОАЭ. При этом под давлением населения правительство было вынуждено отказаться от планов экспорта в КСА бомб с лазерным наведением. Канада — незначительный экспортер в КСА и ОАЭ в размере до 200 млн долларов США. При этом 64% населения выступает за полный запрет оружейного экспорта в КСА. Норвегия уже запретила такой экспорт полностью, а ФРГ — приостановила. Там есть свои исключения, но их надо рассматривать отдельно.
По мнению американских аналитиков, у себя дома саудовские и эмиратские лидеры также могут столкнуться с дефицитом поддержки своей кампании в Йемене. Военная и дипломатическая «доблесть» наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана в Йемене уже привела к самым серьезным негативным последствиям для его авторитета в королевской семье, и этот процесс имеет все шансы еще больше ускориться, если он не сможет положить конец дорогостоящему участию в ней королевства. В этой связи отметим некую наивность американских аналитиков. Рискнем предположить, что даже перед лицом растущей американской и глобальной западной оппозиции Эр-Рияду по Йемену ему будет практически невозможно кардинально изменить свою позицию. Саудовское участие там обусловлено не только желанием лишить Иран опоры на Аравийском полуострове через своих союзников-хоуситов, но и  принципиально важным для Эр-Рияда аспектом окончательного решения спорных с Йеменом территорий Наджран и Ассир. Эти два обстоятельства просто не дают КСА иных опций своих действий, кроме как продолжать  попытки ликвидировать монополию на власть проиранских хоуситов в своем мягком «подбрюшье» и приведения к власти в Йемене лояльного себе президента, который пошел бы на окончательное решение территориального вопроса. И в этом своем стремлении у КСА иной опоры, кроме как на племена группы Хашед и йеменский филиал «Братьев-мусльман» в лице партии «Ислах», пока не просматривается. И ровно такой алгоритм действий просто предопределен для любого короля в КСА, а весь дефицит доверия внутри страны к нынешнему наследному принцу связан прежде всего с жесткой борьбой за власть в саудовской элите, а не с моментом какого-то раскола по йеменскому досье. В этом саудовская элита консолидирована и едина. И саудовское видение перспектив выхода из кризиса вызывает жесткий антагонизм со стороны Абу-Даби. Он все свои задачи в Йемене уже решил и уверенно контролирует Аден, Мукаллу, Атаг и все побережья Красного моря до Ходейды. При этом ОАЭ не видят в качестве нового лидера страны никого, кроме как представителя прирученного ими клана бывшего президента А.А.Салеха. Они выступают за фактическую государственную независимость Южного Йемена в рамках конфедерации, что категорически не устраивает ни КСА, ни те силы в «Ислах», с которыми в Эр-Рияде стараются сейчас подружиться. Этот фактор не дает никаких иллюзий на чисто военное решение вопроса. Обратим внимание и на еще один момент: на фоне заигрываний КСА с ислаховцами, катарцы возобновили свое массированное финансирование последних. А этом момент ставит под угрозу все планы КСА в принципе. Они уже один раз в период свержения экс-президента Салеха отдали инициативу в этом вопросе Дохе, и восстановить бывший уровень своего влияния на йеменские племена не могут до сих пор.
Хоуситы, тем временем, могут поставить под угрозу легитимность, которую они приобрели в Северном Йемене, в случае, если они не минимизируют в ближайшее время основные последствия гуманитарного кризиса. До тех пор, пока им удается изображать аравийскую коалицию в качестве агрессоров, они могут поддерживать свою тыловую базу в этом районе, осуществлять новое рекрутирование населения в свои формирования и сохранять свой альянс со многими племенами Северного Йемена. Но для сохранения этого положения дел хоуситам потребуются такие результаты, как улучшения положения с продовольственной безопасностью и улучшение экономической ситуации, что они стараются сделать сейчас через частичную реализацию соглашений в Швеции. Этот момент и давление на саудовскую коалицию сделали возможным нынешние мирные переговоры и пока обеспечивают прекращение огня в стратегическом портовом городе Ходейда. При этом отметим, что перемирие на другие части страны не распространяется. С этой точки зрения реализация плана по созданию гуманитарного коридора через Ходейду скорее всего будет реализовано и будет отвечать сиюминутным интересам двух сторон, что совершенно не означает их отказ от своих глобальных планов. Этот момент, как и дипломатическая борьба вокруг открытия для международных рейсов аэропорта Саны и обмена пленными, являются тем самым лимитированным кругом готовности сторон к компромиссу, что носит для них на сегодня больше характер тактики, нежели чем стратегии. При этом отметим, что сценарий возобновления наступления на Ходейду для коалиции сейчас практически закрыт. Его серьезный побочный ущерб с точки зрения международных и гуманитарных рисков, в конце концов, лишь еще больше подорвет международный авторитет КСА. К тому же у королевства просто нет боевого потенциала для этого. Пока более приоритетна иная стратегия Эр-Рияда и Абу-Даби. Она заключается в том, чтобы договориться о полном прекращении огня с целью подтолкнуть хоуситов к саботажу этих договоренностей, что позволит перенести весь шквал международной обструкции и дипломатического прессинга именно на них. И такой вариант очень вероятен с учетом очень лимитированных целей повстанцев в рамках реализации нынешних договоренностей.

52.39MB | MySQL:103 | 0,500sec