Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 ноября 2006 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке, зоне палестино-израильского конфликта и Ливане. В Ираке (в Багдаде) произошла серия крупнейших терактов, что привело к дальнейшему осложнению внутриполитической ситуации в стране. В ночь с 25 на 26 ноября премьер-министр Израиля Э. Ольмерт и глава Палестинской национальной администрации М. Аббас договорились о возобновлении перемирия между израильтянами и палестинцами. На основании этой договоренности части ЦАХАЛа уже выведены с территории сектора Газа. Убийство 21 ноября министра промышленности Ливана П. Жмайеля привело к значительному усилению напряженности обстановки в стране.

После кровавых терактов в шиитском районе Багдада Садр-Сити (погибли 202 и получили ранения свыше 250 чел.) в Ираке резко обострилось противоборство между шиитами и арабами-суннитами. В столице и ряде других районов страны совершаются многочисленные взаимные нападения на представителей обеих общин, суннитские и шиитские мечети и др. Призывы политических и религиозных деятелей к прекращению межрелигиозной вражды успеха не имеют. Более того, усиливаются призывы к усилению межконфессионального противостояния. Иракское правительство и командование коалиционных (американских) войск в создавшихся условиях пока не в состоянии стабилизировать обстановку. В Багдаде введен комендантский час. Закрыты международные аэропорты столицы и крупнейшего города иракского юга Басры, а также морские порты Ирака. В создавшейся ситуации президент Ирака Дж. Талабани отложил свой визит в Тегеран.

В США продолжается процесс пересмотра американской политики в отношении Ирака. Президент Дж. Буш заявил, что примет решение об увеличении или сокращении численности группировки ВС США в этой стране только после получения рекомендаций от руководства Пентагона. Вашингтонская администрация серьезно обеспокоена последними событиями в Ираке. На 29 ноября в столице Иордании намечена встреча Дж. Буша с главой иракского правительства Н. аль-Малики. Сообщается, что аль-Малики возможно встретится и с руководителями некоторых суннитских оппозиционных вооруженных группировок для проведения переговоров об условиях их подключения к политическому процессу. Со своей стороны, влиятельная шиитская группировка, возглавляемая М. ас-Садром, заявила, что в случае, если аль-Малики встретится с Бушем, она выведет своих министров из состава правительства. Сторонники ас-Садра также потребовали от США в кратчайшие сроки разработать график вывода американских войск из Ирака.

США также намерены просить содействия Саудовской Аравии в деле стабилизации положения в Ираке. Об этом шла речь на переговорах в Эр-Рияде американского вице-президента Д. Чейни с саудовским королем Абдаллой.

По итогам визита в Багдад министра иностранных дел Сирии В. Муаллема принято решение о восстановлении сирийско-иракских дипломатических отношений (см. приложение).

На прошедшей неделе обстановка в зоне палестино-израильского конфликта оставалась напряженной. Сухопутные войска ВС Израиля проводили рейдовые операции против различных объектов палестинских экстремистских группировок в секторе Газа, главным образом, в северной части анклава, а ВВС ЦАХАЛа наносила удары с воздуха по этим объектам.

По утверждению израильского военного командования, боевики ХАМАСа при содействии специалистов ливанской «Хизбаллы» соорудили в северной части сектора Газа несколько специальных командных пунктов для руководства ракетными обстрелами приграничных районов Израиля. На всем протяжении минувшей недели палестинские боевики интенсивно обстреливали ракетами «Кассам» израильскую территорию, в первую очередь г. Сдерот.

Глава ПНА М. Аббас заявил, что решение о перемирии с Израилем он согласовал с руководством всех основных палестинских организаций. В тоже время боевое крыло экстремистской группировки «Исламский джихад» и несколько других более мелких группировок подобного толка отказались присоединиться к палестино-израильской договоренности о возобновлении перемирия и 26 ноября продолжали ракетные обстрелы Израиля. Тем не менее, Э. Ольмерт сообщил, что Израиль проявит «сдержанность и терпение» в вопросе о соблюдении перемирия. По приказу М. Аббаса в северные районы сектора Газа выдвигаются палестинские силы безопасности с задачей предотвращать ракетные обстрелы Израиля.

Глава ХАМАСа Х. Машааль совершил поездку в Каир, где обсудил с египетскими представителями (в частности, с шефом разведки АРЕ О. Сулейманом) вопросы формирования палестинского правительства национального единства и урегулирования палестино-израильского конфликта. По итогам каирских встреч Машааль заявил 25 ноября, что если международное сообщество в течение шести месяцев не признает палестинского государства в границах до начала войны 1967 г. «без больших или малых еврейских поселений» на палестинских территориях, то начнется третья «интифада» (восстание), т. к. «терпение палестинцев на исходе». Машааль также фактически признал, что именно боевики ХАМАСа захватили в плен в июне с. г. израильского капрала Г. Шалита, что послужило поводом для нынешнего обострения палестино-израильского конфликта.

Что касается создания палестинского правительства национального единства, то эта проблема по-прежнему далека от своего решения из-за сохраняющихся серьезных противоречий между руководством ХАМАСа и ФАТХа как по вопросу о распределении министерских постов, так и по политическим проблемам, связанным с урегулированием конфликта с Израилем.

Все основные политические партии и организации Ливана осудили убийство известного политика христианской общины П. Жамйеля. Это преступление также получило широкое международное осуждение. Причем партии, входящие в правящую коалицию, а также представители США, обвинили в причастности к этому преступлению Сирию. Как видится, голословные обвинения в адрес Дамаска, не подтвержденные серьезными доказательствами, лишь усиливают и без того возросшее внутриполитическое напряжение в Ливане. Конечно, сирийский режим ни в коем разе нельзя причислять к «стерильно чистым», однако очень даже может быть, что причины нынешнего убийства кроются в очень сложных и запутанных внутриливанских отношениях и соперничестве: политическом, клановом и др. В целом следует отдать должное ведущим политическим силам Ливана, которые, несмотря на резкое обострение внутренней ситуации в связи с гибелью П. Жмайеля, сумели пока удержать своих сторонников от вступления в прямое уличное противостояние, что могло бы иметь для Ливана трудно предсказуемые негативные последствия, вплоть до скатывания страны в новую гражданскую войну.

На прошедшей неделе Совет Безопасности ООН консенсусом одобрил решение о создании международного трибунала, который рассмотрит дела, связанные с убийством бывшего ливанского премьер-министра Р. Харири и другими политическими убийствами, совершенными в Ливане в последние годы. СБ ООН также окажет содействие ливанским властям в расследовании гибели П. Жмайеля.

Контингент ВС Франции, входящий в состав миротворческих сил ООН в Ливане, получил приказ открывать огонь по израильским самолетам в случае, если их действия создают угрозу для французских военнослужащих. Со своей стороны, Израиль отказывается давать гарантии о прекращении разведывательных полетов над ливанской территорией.

В Пакистане с официальным визитом находился председатель КНР Ху Цзиньтао. На переговорах с пакистанским президентом П. Мушаррафом обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества в торговой и экономической сферах, развитии ядерной энергетики Пакистана. Особое внимание было уделено укреплению и развитию военно-технических связей между двумя странами. Незадолго до прибытия китайского лидера в Исламабаде сообщили, что в 2007 г. пакистанские ВВС получат из КНР первые 8 многоцелевых истребителей JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки, а с 2008 г. Пакистан начнет выпуск этих самолетов у себя в стране в количестве 20-25 ед. в год. Пакистанские ВВС намечают приобрести от 200 до 300 JF-17, которые заменят состоящие в настоящее время на вооружении французские «Миражи III», китайские А-5 и F-7 (МиГ-21). В Исламабаде также намерены экспортировать JF-17, считая, что этот истребители стоимостью менее 20 млн долларов за штуку, будут пользоваться спросом в странах «третьего мира», особенно у тех, кто имеет малочисленные ВВС и малые размеры военных бюджетов. ВВС Пакистана и китайская авиационная корпорация CAI подписали 24 ноября меморандум о взаимопонимании, предусматривающий долгосрочное сотрудничество в разработке и производстве авиатехники. В частности, оно предполагает совместную разработку самолета дальнего радиолокационного обнаружения системы AWACS.

В ответ на отказ МАГАТЭ оказать техническое содействие в создании ядерного реактора на тяжелой воде Иран заявил о намерении самостоятельно построить такой реактор в г. Арак. По оценке США и их союзников, решение совета управляющих МАГАТЭ должно дать понять Тегерану, что его атомная программа вызывает озабоченность международного сообщества.

24 ноября в Тегеране сообщили о намерении иранской стороны предоставить международным инспекторам доступ к двум ядерным объектам: оборудованию на бывшей военной базе в Лавизане и станции по насыщению урана в Натанзе. Руководитель МАГАТЭ М. аль-Барадеи приветствовал это решение, но одновременно подчеркнул: «Иран должен сообщить все, что касается его атомной программы от начала до конца». Ранее глава МИД РФ С. Лавров заявил, что Тегеран должен ответить на все вопросы, имеющиеся у МАГАТЭ по его ядерной программе, но, «к сожалению, Иран задерживается с ответом». Москву также тревожит то обстоятельство, что иранская сторона заявляет о намерении значительно расширять свои ядерные исследования, подчеркивая, что это не запрещено ДНЯО, однако при этом в Тегеране не идут навстречу международным предложениям по созданию условий для возобновления переговоров по ядерной программе ИРИ.

Вопросы урегулирования конфликта в суданском регионе Дарфур и прилегающих к нему районах были в центре внимания саммита шести африканских стран (Египет, Ливия, Судан, Центрально-Африканская Республика, Чад, Эритрея), состоявшегося 21-22 ноября в Триполи. Участники встречи призвали все стороны дарфурского конфликта, присоединиться к мирному соглашению (май 2006 г.), а также выступили за «африканское решение» проблем региона без «иностранной интервенции» и без «направленного давления на Судан». Президент США Дж. Буш 23 ноября сообщил, что в Вашингтоне рассматривают новые подходы к прекращению насилия в Дарфуре, однако в первую очередь речь идет о плане срочной адресной гуманитарной помощи бедствующему населению региона.

Военные ведомства Афганистана и США работают над планами ускорения развития Афганской национальной армии (АНА) и сил безопасности. Кабульское правительство хочет, чтобы к концу 2008 г. численность АНА была доведена до 70 тыс. человек (сейчас ок. 35 тыс. чел.), что опережает ранее составленные планы военного строительства. Намечается повысить мобильность, огневую мощь и боевые возможности армейских частей, расширить возможности органов тылового обеспечения. По словам министра обороны Афганистана А. Р. Вардака, усиление активности повстанческого движения в стране в последнее время требует более быстрого развития вооруженных сил и полиции. Между тем в докладе миссии ООН в Афганистане говорится, что правительство Х. Карзая «не способно обеспечить безопасность, искоренить коррупцию и продемонстрировать экономический рост», что «все более разочаровывает граждан страны». В этой связи властям следует срочно принять меры по «восстановлению доверия среди людей».

Приложение

О сирийско-иракских отношениях

История отношений между Сирией и Ираком имеет сложный характер. Традиционно в их основе лежало соперничество Дамаска и Багдада за лидерство в регионе «благодатного полумесяца» (Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, палестинские территории) и арабском мире в целом. Со второй половины 1960-х гг. на межгосударственные отношения негативно воздействовало острое соперничество двух ветвей партии Баас – сирийской и иракской, а позже личная взаимная неприязнь лидеров двух стран – Х. Асада и С. Хусейна. Серьезно осложняла сирийско-иракские отношения и проблема распределения вод реки Евфрат. В октябре 1980 г. вскоре после начала ирано-иракской войны дипломатические отношения между САР и Ираком были разорваны по причине сирийской поддержки Ирана. Граница между двумя странами была закрыта.

В 1991 г. сирийские войска в составе международной коалиции участвовали в операции по освобождению Кувейта от иракской оккупации, что, однако, не привело к дальнейшему ухудшению двусторонних отношений. Более того, со второй половины 1990-х гг. началось их постепенное улучшение. В 1997 г. вновь была открыта сирийско-иракская граница, активно развивались торгово-экономические связи, налаживались политические контакты. По сообщениям зарубежных СМИ, устанавливались отношения и по военной линии. В Багдаде приняли меры по ограничению деятельности антисирийской оппозиции, находившейся на территории Ирака. Аналогичные шаги были предприняты и Дамаском. По вопросу о снятии с Ирака международных санкций, введенных в 1990-1991 гг., САР придерживалась позиции большинства арабских стран, т. е. выступала за их отмену при условии выполнения Багдадом всех требований соответствующих резолюций ООН. В период подготовки Соединенными Штатами войны против режима С. Хусейна САР выступала с позиций безусловного осуждения любого военного вмешательства в дела Ирака и поддерживала политическое решение иракской проблемы при содействии ООН. В 2003 г. правительство Сирии решительно выступило против американского вторжения в Ирак и требовало прекращения военных действий.

После свержения саддамовского режима отношения Дамаска с новыми властями в Багдаде складывались весьма непросто. Сирийцы особенно не скрывали своего в целом негативного отношения к ним. Сирия выступает за прекращение иностранной оккупации Ирака. Президент САР Б. Асад неоднократно заявлял, что «сопротивление иракцев американцам, также как палестинцев израильтянам, является легитимным». На территории САР обосновались многие бывшие функционеры прежнего иракского режима, которых сирийцы отказываются выдавать иракским властям. Особое опасение в Багдаде вызывает то обстоятельство, что через Сирию в значительно степени осуществляется финансирование деятельности суннитской вооруженной оппозиции. Сирия также стала прибежищем для 450-500 тыс. иракских беженцев. Ежемесячно из Ирака в САР перебираются до 40 тыс. человек. Вместе с тем, сирийское руководство однозначно стоит на позициях сохранения территориальной целостности Ирака, выступает против создания на его территории независимого курдского государства или значительного расширения территории и прав курдской автономии. Б. Асад в этой связи утверждал, что федерализация Ирака на основе этнического принципа может привести к непредсказуемым последствиям.

Багдадские власти регулярно обвиняли Сирию во вмешательстве во внутренние дела Ирака, пособничестве силам местного сопротивления и иностранным террористам. Особенно часто Вашингтон и Багдад обвиняют Дамаск в попустительстве проникновению в Ирак с сирийской территории боевиков и террористов. Сирийцы отвергают эти обвинения, заявляя о трудностях в деле организации надежной охраны границы с Ираком (605 км). Тем не менее, в Дамаске приняли меры в этом направлении: вдоль границы с Ираком был сооружен земляной вал, усилено патрулирование пограничной зоны, куда было переброшено до 10 тыс. пограничников и военнослужащих. Ирак, со своей стороны, оборудовал вдоль границы с САР 251 заставу, где разместились ок. 20 тыс. пограничников и военных. В результате удалось значительно снизить число незаконных пересечений границы, что фактически признают и американцы. Так, по их заявлениям, если весной 2004 г. ежедневно в Ирак из Сирии проникало от 30 до 50 человек, то в осенью 2006 г. ежемесячно это делали от 70 до 100 человек, т. е. 3-4 человека в день.

И все же отношения между двумя странами в послевоенный период постепенно налаживались. Необходимость этого отчетливо понимали как в Дамаске, так и в Багдаде. Особенно успешно дело идет в сфере торговли. Так, объем экспорта только сирийского частного сектора в Ирак в 2005 г. составил ок. 800 млн долларов, а в 2006 г. достигнет 1,8 млрд долларов. Важное значение для Ирака играют поставки нефтепродуктов из САР. В 2005 г. возобновилось воздушное сообщение между двумя странами. Под давлением США Дамаск вернул Ираку находившиеся в сирийских банках 262 млн долларов, принадлежавших режиму С. Хусейна.

После 2003 г. имели место и контакты по политической линии. Причем сторонниками нормализации отношений с Сирией выступали такие влиятельные шиитские политики как лидер Высшего совета исламской революции в Ираке А. А. аль-Хаким и имам М. ас-Садр, возглавляющий «Армию Махди». Оба они совершили поездки в Дамаск. В тоже время президент Ирака Дж. Талабани неоднократно выступал с антисирийскими заявлениями, утверждая, что САР «является главным источником нестабильности» в его стране.

По мере ухудшения ситуации в Ираке США и Великобритания стали предпринимать усилия по поиску новых путей, которые могли бы помочь в деле стабилизации обстановки в этой стране. В частности, британский премьер-министр Т. Блэр выдвинул недавно предложение о целесообразности привлечения к процессу иракского урегулирования Иран и Сирию. При этом в Лондоне считают, что Дамаск не заинтересован в развале Ирака, т. к. это создаст зону повышенной геополитической нестабильности на восточной границе САР. Соответствующий зондаж был проведен англичанами в Дамаске еще октябре с. г. Причем, как сообщалось, Б. Асад «высказал интерес» к идее использования сирийского влияния в вопросе достижения мира между иракскими суннитами и шиитами». США, продолжая обвинять САР в «неправильной» политике в отношении Ирака, тем не менее, не возражали против сирийско-иракского диалога, однако при этом требовали от Дамаска реально продемонстрировать свою готовность помочь нынешнему иракскому правительству, а главное – положить конец «проникновению террористов через территорию Сирии».

19 ноября в Багдад с официальным визитом прибыл глава сирийского МИДа В. Муаллем. Особый упор в его переговорах с иракскими руководителями был сделан на вопросах безопасности, которые являются наиболее острыми и трудными для сегодняшнего Ирака. Стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме. Также достигнута договоренность о создании совместного сирийско-иракского комитета по сотрудничеству в сфере экономики и безопасности. В. Муаллем заверил иракское руководство в том, что Сирия поддерживает нынешнее правительство в Багдаде и «осуждает террористические вылазки». Сирийский министр высказался за установление графика вывода иностранных войск с иракской территории, что, по его мнению, будет способствовать снижению уровня насилия в соседней стране. Одновременно Муаллем заявил, что американские войска должны оставаться в Ираке так долго, как это потребует ситуация в сфере безопасности.

В целом же не следует преувеличивать значение визита сирийского министра в Ирак. Конечно, в Дамаске могут и, скорее всего, примут дополнительные меры по усилению охраны сирийско-иракской границы. Кое-какие меры могут быть приняты и по ограничению финансирования иракской оппозиции. Вместе с тем, как видится, у сирийцев нет достаточно эффективных рычагов воздействия на иракскую суннитскую вооруженную оппозицию, особенно те ее силы, которые действуют непосредственно на территории Ирака. Многое в этом вопросе будет зависеть и от дальнейшего развития сирийско-американских отношений. Трудными и сложными представляется отношения САР с иракскими курдами. Дамаск также не будет активно вмешиваться в дела иракской шиитской общины – это сфера влияния его иранского партнера, в которую тот не позволит вторгаться сирийцам.

Таким образом, характер дальнейшего развития сирийско-иракских отношений довольно неопределенен. Многое здесь будет зависеть от дальнейшего развития обстановки в Ираке, будущего иракского государства.

62.92MB | MySQL:102 | 0,593sec