Внешнеполитическая деятельность руководства Турецкой Республики Северного Кипра

Невозможность выполнения основной задачи внешней политики — снятие изоляции с северной части Кипра — вынуждает правительство Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) искать альтернативные методы решения проблемы. Так, в последнее время наблюдается увеличение контактов между так называемой ТРСК и некоторыми странами СНГ, в первую очередь тюркоязычными и не имеющими обязательств перед международными организациями, в которых сильно влияние греков-киприотов. Из всех бывших союзных республик наиболее активно развивают свои отношения с непризнанной республикой Азербайджан и Киргизия.

Летом 2005 г. состоялся визит в Азербайджан премьер-министра Турции Р. Эрдогана, во время которого президент Азербайджана И. Алиев заверил последнего, что в случае начала процесса признания ТРСК на международной арене Азербайджан будет первой страной, которая признает псевдогосударство и будет развивать связи с севером Кипра как в торговой, так и в политической области. Турции данная позиция Азербайджана интересна с точки зрения прецедента установления официальных отношений с ТРСК, особенно в процессе переговоров с Евросоюзом, в ходе которых Турция постоянно сталкивается с проблемой признания Республики Кипр и открытия для нее своих морских портов и аэропортов.

После этой встречи, 27 июня 2005 г., состоялся первый прямой авиаперелет из Азербайджана в ТРСК, который проводился в нарушение норм международного права и требований ИКАО. Из Баку в турко-кипрский аэропорт Эрджан прибыли делегации представителей государственных и общественных организаций, бизнесменов, деятелей культуры и журналистов. В результате ряд азербайджанских компаний проявили интерес к инвестированию средств в экономику Северного Кипра, а одна из азербайджанских компаний изъявила желание вложить 5 млн долларов в строительство отеля на Северном Кипре и открыть там свой филиал. Кроме того, одной из задач визита азербайджанских бизнесменов в ТРСК был вопрос об организации транзитного экспорта турко-кипрских товаров через территорию Азербайджана в Европу. На прошедшем бизнес-форуме было решено довести объем двусторонней торговли сначала до 5-7 млн долларов в год с дальнейшим увеличением этой цифры до 50 млн долларов.

Правительство РК выразило обеспокоенность действиями официальных властей Азербайджана, способствующими признанию ТРСК. В связи с этим правительство Кипра воспользовалось своим законным правом вето в вопросе о начале переговоров с Азербайджаном относительно форм сотрудничества в рамках европейской программы нового соседства. Комитет по международным отношениям Европарламента и другие европейские структуры сочли аргументы греков-киприотов обоснованными и потребовали от властей Азербайджана немедленно прекратить связи с администрацией самопровозглашенного государственного образования. Этот авиаперелет непосредственно повлиял на ход переговоров о деятельности Евросоюза в Азербайджане, в результате чего процесс переговоров затянулся на три месяца.

29 августа 2005 г. также впервые состоялся прямой перелет самолета турко-кипрской авиакомпании из ТРСК в Азербайджан. Чартерным рейсом в Баку были доставлены бывший президент ТРСК Р. Декташ и его сын — министр иностранных дел непризнанной республики С. Денкташ. В результате визита были подписаны пять протоколов о торговом и экономическом сотрудничестве между различными организациями ТРСК и Азербайджано-турецким объединением предпринимателей (ATIB). Было достигнуто соглашение о подписании меморандума о сотрудничестве между Консалтинговой морской компанией Северного Кипра — «D.K.» и азербайджанским холдингом «ATA». Одновременно начались переговоры по налаживанию связей в области страхования, в банковской сфере, образовании и экспорте цитрусов из Северного Кипра. На встрече с президентом Азербайджана обсуждался вопрос об организации визового режима между двумя государствами. В это же время в Баку было открыто представительство ТРСК в Азербайджане, которое возглавил Мустафа Эвран.

В рамках развития двусторонних отношений правительство ТРСК в конце 2005 г. выделило здание в северной части Никосии под размещение Азербайджанского центра торгового и культурного сотрудничества, который одновременно будет выполнять функции официального представительства Азербайджана и Ирана в ТРСК.

В начале текущего года, во время визита министра образования и культуры ТРСК Дж. Озтопрак в Азербайджан, был подписан протокол о сотрудничестве между вузами ТРСК и некоторыми азербайджанскими университетами, в частности Бакинским государственным университетом, университетом «Хазар», Высшим дипломатическим колледжем и рядом других. Сейчас в высших учебных заведениях ТРСК проходят обучение около 40 азербайджанских студентов. В вузах Азербайджана обучаются 10 турко-кипрских студентов. В рамках государственной программы обмена студентами несколько азербайджанских студентов бесплатно обучаются в вузах ТРСК. Сейчас бесплатные места предоставляются после обращения в представительство ТРСК в Азербайджане, однако турки-киприоты настаивают на организации совместной программы на государственном уровне, что, по их мнению, должно способствовать повышению статуса системы высшего образования ТРСК.

В целом, азербайджанская сторона в двустороннем сотрудничестве с ТРСК не выходит за рамки международных норм. Общение происходит либо на неофициальном уровне, либо в формате частных контактов. Вопрос об организации регулярных авиарейсов отложен под предлогом разработки экономического обоснования открытия новой линии. Все перелеты осуществляются чартерными рейсами. Данная позиция определена, с одной стороны, установками Анкары о полноценном диалоге с ТРСК, а с другой стороны — требованиями мирового сообщества по выполнению резолюций ООН.

В 2005 – 2006 гг. под давлением США и Турции отношения с ТРСК активно стали развивать среднеазиатские республики Таджикистан и Киргизия. Так, 1 октября 2005 г. ТРСК посетила заместитель министра образования Таджикистана И. Каримова. Она встретилась с министром национального образования и культуры ТРСК Дж. Озтопрак, провела встречу со студентами-таджиками Восточно-Средиземноморского университета в г. Кирении, посетила ряд турко-кипрских начальных школ. В ходе переговоров И. Каримова и Дж. Озтопрак высказали единое мнение о необходимости развития сотрудничества между ТРСК и Таджикистаном. Таджикская сторона обратилась с просьбой рассмотреть возможность увеличения числа квот и стипендий для своих студентов в высших учебных заведениях ТРСК.

Развитие отношений с Киргизией в 2005-2006 гг. проходило бурными темпами, однако после консультаций с российскими представителями МИД Киргизии отказался от установления официальных отношений с ТРСК и занял позицию, созвучную позиции РФ по кипрскому урегулированию. Так, в октябре с.г. в северной части Никосии по приглашению заместителя премьер-министра, министра иностранных дел ТРСК С. Денкташа находилась представительная киргизская парламентская делегация. Она была официально принята президентом М.А. Талатом, премьер-министром Ф. Сойером, С. Денкташем и рядом других министров ТРСК. Во время встреч, переговоров и пресс-конференций глава киргизской делегации депутат А.К. Малиев и другие ее члены неизменно повторяли, что главная цель их приезда — продолжение усилий, начатых Турцией и Азербайджаном по снятию изоляции с ТРСК, и готовность Киргизии к развитию как межпарламентских, так и любых других связей с ТРСК. Руководство ТРСК делало упор на исторические связи турок-киприотов со всеми народами Средней Азии, в том числе и с киргизами, подчеркивая при этом, что для ТРСК наиболее ценна поддержка, оказываемая ей со стороны тюркских и мусульманских стран. В ходе визита были подписаны двусторонние протоколы о сотрудничестве в области образования, культуры и спорта. С киргизской стороны их подписали замминистра образования, науки и молодежной политики К. Османалиев, замминистра культуры И. Бурулкан и первый замминистра экономики и финансов Д. Акбар, с турко-кипрской — заместители соответствующих министров.

По завершении визита в Киргизии была создана Межпарламентская группа дружбы Киргизия – ТРСК, по приглашению которой в январе с.г. Киргизию посетила турко-кипрская делегация во главе с заместителем премьер-министра, министром иностранных дел С. Денкташем. Во время встречи с представителями «группы дружбы» во главе с ее председателем С.Н. Жапаровым и председателем Комиссии по проблемам трудовой миграции парламента Киргизии К.С. Исабековым последний заявил, что киргизские депутаты выступают за развитие отношений с ТРСК и поддерживают шаги правительства Киргизии, направленные на снятие изоляции с севера Кипра. Кроме того, в Бишкеке С. Денкташ встретился с заместителем председателя парламента, а также с министром экономики и финансов А.У. Жапаровым, директором Государственного агентства по физической культуре и спорту Киргизии Б.Ж. Асановым. С. Денкташ не настаивал на скорейшем признании ТРСК, а призывал к развитию двусторонних отношений с братской Киргизией на основе общечеловеческих ценностей.

Во время визита министра национального образования и культуры ТРСК Дж. Озтопрак, состоявшегося в феврале с.г., были подписаны протоколы о сотрудничестве между ТРСК и Киргизской Республикой (КР) в области образования и культуры и о сотрудничестве между парламентскими группами двух стран, предусматривающие осуществление взаимных визитов, интенсификацию культурных обменов и развитие братских отношений между двумя странами. Помимо этого стороны обсудили перспективы академического сотрудничества (об этом, в частности, шла речь во время посещения турко-кипрской делегацией Киргизско-турецкого университета «Манас» в Бишкеке).

На пресс-конференции по итогам визита Дж. Озтопрак и члены ее делегации заявили, что поездка в Бишкек, как и все предыдущие контакты со странами СНГ, — весьма серьезный шаг в направлении развития отношений ТРСК с бывшими республиками Советского Союза. Было подчеркнуто, что параллельно с работой по продвижению сотрудничества с европейскими странами очень важно укреплять связи с братскими тюркскими и мусульманскими государствами, дружеский подход которых к ТРСК после таких взаимных визитов не вызывает сомнения, в отличие от европейских стран, ведущих себя в этом плане более сдержанно. Правительство непризнанной республики неоднократно заявляло, что главная цель ТРСК — Евросоюз, но о контактах подобного рода нужно всегда помнить, постоянно их поощрять и поддерживать как важную составляющую интеграции севера Кипра в мировом сообщество.

В августе с.г. культурным центром ТРСК в Киргизии была организована конференция, посвященная ситуации на Кипре и ходу урегулирования ситуации на острове. Конференцию демонстративно покинул посол Греции. Выступления министра иностранных дел ТРСК С. Денкташа, в отличие от предыдущих его речей, содержали открытые обвинения в адрес греко-кипрской администрации и призывы, адресованные киргизскому руководству, к установлению прямых официальных отношений с непризнанной республикой.

После проведения консультаций с российским МИДом министерство иностранных дел Киргизии высказало свою позицию по вопросу о ТРСК. В частности, оно отметило, что Киргизская Республика является полноправным членом Организации Объединенных Наций и как участник этой организации неукоснительно соблюдает нормы международного права, положения Устава ООН и резолюции Совета Безопасности. В этой связи позиция Киргизской Республики по вопросу об установлении отношений с непризнанной республикой соответствует резолюциям Совета Безопасности ООН, в которых подтверждается, что основой урегулирования кипрского вопроса является положение Кипра с единым суверенитетом и единым гражданством, со своей гарантированной независимостью и территориальной целостностью, объединяющей две политически равные общины. Такое урегулирование должно исключать полный или частичный союз с любой другой страной или любую форму раздела или выхода. Кроме того, КР намерена выполнить резолюции Совета Безопасности ООН, в которых выражается просьба соответствующим сторонам воздерживаться от любых действий, которые могли бы нанести ущерб этому суверенитету, независимости и территориальной целостности, а также от любых попыток раздела острова или его объединения с любой другой страной.

В отличие от Азербайджана, Киргизия и Таджикистан направляют в ТРСК делегации правительственного и министерского уровня, не боясь быть подвергнутым каким-либо международным санкциям из-за ограниченного вовлечения этих государств в международную жизнь.

В целом, лидеры тюркоязычных стран СНГ продолжают линию на развитие контактов с ТРСК, надеясь тем самым получить поддержку со стороны Турции, США и других западных стран в решении своих внутриполитических и внешнеполитических проблем. Мероприятия по взаимному сближению ТРСК и некоторых стран СНГ проводятся при поддержке и непосредственном участии Турции, которая заинтересована в создании видимости прорыва в политической, экономической и культурной изоляции ТРСК, что, по мнению турецкого руководства, может усилить позиции ТРСК в процессе кипрского урегулирования и создать благоприятные условия для вступления Турции в Евросоюз.

Наиболее важное направление внешней политики ТРСК, по мнению турок-киприотов, — расширение контактов с США и Великобританией. Турко-кипрское руководство полагает, что эти страны способны сыграть основную роль в урегулировании ситуации на острове и идет навстречу всем инициативам Вашингтона и Лондона.

Особенности политики США и Великобритании по отношению к Кипру заключаются в отказе от крупных внешнеполитических акций и развитии непосредственных контактов с руководством ТРСК, отстаивании интересов Турции и расширении своего участия в строительстве экономики непризнанной республики. В частности, руководство Великобритании прилагает усилия по повышению статуса правительства ТРСК в международной жизни. С этой целью в январе с.г. министр иностранных дел Великобритании Дж. Стро посетил Кипр. Накануне визита он выразил желание провести переговоры с лидером турко-кипрской общины М. Талатом в его официальной резиденции, что вызвало крайне негативную реакцию РК. В результате президент РК Т. Пападопулос отказался от переговоров с Дж. Стро. Реакция турко-кипрской стороны, напротив, была положительной. В ходе встречи с Дж. Стро М.А. Талат отметил, что Великобритании принадлежит наиболее ответственная роль в урегулировании кипрской проблемы, и подчеркнул необходимость оказания давления со стороны ЕС на греков-киприотов с тем, чтобы они действительно стремились к объединению острова.

После завершения визита министр иностранных дел Великобритании сделал ряд заявлений относительно своих взглядов на кипрское урегулирование. Дж. Стро обвинил правительство РК в желании дистанцироваться от турок-киприотов и разорвать с ними все контакты. Более того, по заявлению главы МИДа, греко-кипрская сторона препятствует предоставлению Европейским союзом экономической помощи северу Кипра, а также стремится использовать свое членство в ЕС, которым обязана именно Англии, как инструмент давления с целью продвижения собственных интересов.

В свою очередь, правительственный представитель РК отметил, что позиция Дж. Стро по Кипру совпадает с позицией турок-киприотов, и поэтому Великобритания теперь не может играть роль посредника в кипрском урегулировании. В итоге визит Дж. Стро только усилил напряженность в отношениях между Кипром и Великобританией.

В геополитических планах США Кипру отводится роль крупной военной базы и арсенала вооружений НАТО в непосредственной близости от районов, которые являются жизненно важными для интересов США.

Одновременно развитие антиамериканских настроений в странах региона, и прежде всего стремление Турции к снижению влияния со стороны США, вынуждают Вашингтон активизировать поиск благоприятной по отношению к США территории, которая может стать альтернативным пунктом базирования в регионе. В этих условиях важное стратегическое положение Кипра в Восточном Средиземноморье и наличие на острове военных баз Великобритании определяет политику США по активизации своего участия в политических процессах на острове.

Отличительной особенностью нынешнего периода развития ВПО на острове является активность США в вопросе кипрского урегулирования, под прикрытием которой Вашингтон стремится укрепить свои военно-политические позиции на острове с целью его дальнейшего использования в качестве плацдарма для продвижения и отстаивания американских национальных интересов в стратегически важном регионе Восточного Средиземноморья.

После провала референдума по плану К. Аннана политика США в отношении кипрского урегулирования претерпела значительные изменения. В ходе переговоров по кипрской проблеме, прошедших в начале 2004 г., а также после заявления Турции о непризнании Республики Кипр в июле 2005 г., сделанное ею в ходе подписания протокола о присоединении к таможенному союзу с десятью новыми странами — членами ЕС, администрация США заняла открыто протурецкую позицию.

Политика Вашингтона в регионе основывается на принципе противодействия стремлению ЕС контролировать Восточное Средиземноморье посредством Кипра. В связи с этим США любыми путями стремятся ограничить влияние ЕС на кипрское урегулирование.

В конце 2005 г. конгресс США одобрил рекомендации по действиям в отношении кипрского урегулирования. При этом отмечалось, что кипрская проблема затрагивает интересы США и их союзников по НАТО и в связи с этим ключевым вопросом является налаживание мирного диалога между Кипром, Грецией и Турцией при активном участии США. В частности, американские рекомендации по политике в отношении Кипра заключаются в следующем:

США должны играть более активную роль в урегулировании кипрской проблемы, не ограничиваясь поддержкой действий сил ООН;

необходимо убедить киприотов отказаться от принципа «все или ничего», избрав тактику гибких переговоров с достижением промежуточных целей;

любое соглашение по Кипру должно осуществляться постепенно, проблему невозможно решить сразу;

политика промежуточных шагов должна основываться на построении системы безопасности на острове.

Перспективные планы администрации США в отношении Кипра основываются на построении конструкции безопасности, а не на урегулировании в привычном представлении. Практически это означает сохранение ситуации, сложившейся в результате оккупации Северного Кипра Турцией в 1974 г. Основой стратегии США по кипрскому урегулированию на сегодняшнем этапе является дальнейшее всестороннее разделение общин, которое в перспективе должно привести к созданию на острове двух независимых государств. В рамках этой стратегии администрация США предпринимает шаги, направленные на прекращение изоляции турок-киприотов, включая прямую финансовую помощь и некоторые организационные мероприятия. В настоящее время американцы наладили прямой диалог с руководством ТРСК, публично демонстрируя грекам-киприотам необходимость более гибкого подхода к сложившимся на острове реалиям.

В 2005 – 2006 гг. высокопоставленные делегации США неоднократно прибывали на территорию ТРСК, в том числе через нелегальный аэропорт Эрджан. При этом визиты представлялись как часть попыток международного сообщества по прекращению изоляции турок-киприотов в соответствии с резолюциями ООН. Члены делегаций встречались с высшим руководством ТРСК, в то время как греко-кипрские лидеры отказались от контактов с официальными представителями США, обвинив их в нарушении законодательства РК и директив СБ ООН. Визиты были поддержаны Государственным департаментом США и спонсировались американской неправительственной организацией «Фонд Германа Маршалла». Примечательно, что ранее Госдеп США запрещал своим политикам прямые перелеты на север острова.

США проводят активную работу по внедрению в деловую практику ТРСК американских правил ведения бизнеса. Для организации прямых контактов с турками-киприотами США использует неправительственные и общественные организации, расположенные на территории ТРСК. Такая тактика позволяет США избежать обвинений со стороны РК в нарушении международного законодательства.

В 2005 г. в рамках деятельности американского Агентства международного развития USAID на финансирование турко-кипрских неправительственных организаций конгрессом США было выделено 30,5 млн долларов. Одной из организаций, курирующих экономические вопросы в ТРСК, является Средиземноморский управленческий центр, в задачу которого входит подготовка менеджеров, владеющих навыками ведения экономических операций в соответствии с международными стандартами. Формально основателями центра являются граждане ТРСК. Реально руководство осуществляется американцами. Центр служит прикрытием для деятельности американской консалтинговой компании Bearing Point, осуществляющей взаимодействие с турко-кипрскими финансовыми органами. Задачи компании заключаются в контроле за деятельностью оффшорных компаний, зарегистрированных на севере острова, взаимодействии с ЦБ ТРСК по построению банковской системы в соответствии с американскими требованиям и ведении финансовой разведки.

Расширяется прямое присутствие американских компаний на рынке ТРСК, которые действуют на севере острова через свои филиалы, зарегистрированные в Турции. Товары и оборудование поставляются потребителям на острове непосредственно от американских производителей. Для США вопрос организации прямой торговли с ТРСК в настоящее время имеет больше политическое, чем экономическое значение, поскольку реально какие-либо препятствия в организации прямых поставок отсутствуют. Это подтвердил официальный представитель Госдепа США Адам Эрели, который заявил, что установление прямых торговых отношений с деловыми кругами ТРСК не противоречит американским законам и соответствует внешнеполитическому курсу США.

Отсутствие динамики в развитии ситуации вокруг кипрского урегулирования приводит к постепенному снижению поддержки со стороны турок-киприотов деятельности ООН. Число сторонников плана Аннана постепенно уменьшается. В этих условиях деятельность США по развитию контактов в ТРСК поддерживается подавляющей частью населения, что способствует проникновению США на север острова в условиях расширяющихся антиамериканских настроений в регионе.

Внедрение американских стандартов и деловой практики, обучение турок-киприотов также отвечают интересам США. В результате такой деятельности американцы подготавливают персонал, обладающий определенными знаниями и нацеленный на защиту интересов США. Их внедрение в государственные органы и общественно-политические организации обеспечивает базу для закрепления всестороннего американского присутствия на севере острова. Такая поддержка в перспективе может обеспечить выделение территорий на севере Кипра под строительство военно-морских и авиабаз в интересах США по типу британских суверенных баз на юге острова.

Учитывая развитие обстановки на острове, в ближайшее время возможна значительная активизация деятельности США в кипрском урегулировании, направленная на достижения своих, в том числе и военных целей, что в перспективе может оказать существенное влияние на развитие военно-политической обстановки в регионе Восточного Средиземноморья в целом.

Таким образом, одним из ключевых факторов, определяющих направленность внешней политики ТРСК, является неурегулированность кипрской проблемы. Руководство ТРСК активно использует факт вступления в ЕС всего острова для оказания давления на руководство РК. Основным аргументом служат утверждение о необходимости согласования внешнеполитических шагов РК с руководством турко-кипрской общины, как это предусмотрено конституцией РК, и незаконность деятельности руководства греко-кипрской общины, выступающего от имени всего Кипра.

62.94MB | MySQL:102 | 1,904sec