Ситуация в Марокко: ноябрь 2006 г.

Раскрытие очередной террористической группировки, собиравшейся организовать теракты в Марокко и за его пределами, оказалось одним из самых заметных событий ноября в королевстве.

18 ноября стало известно о прибытии в Марокко семи сотрудников ЦРУ, которые вместе с их марокканскими коллегами должны были допросить нескольких находившихся под арестом участников ранее неизвестной «Группы Ат-Таухид валь-джихад филь-Магриб» («Группа единства и джихада в Марокко»). За четыре дня до этого полиция объявила об аресте в Касабланке 13 участников этой группы «исламистской направленности». Как сообщила газета «Аль-Иттихад аль-Иштираки» со ссылкой на источник в марокканских спецслужбах, установить участников группы стало возможным благодаря тому, что американцы перехватили некий телефонный контакт между Сирией и Марокко. Тут же было установлено, что участники группы поддерживали контакты с алжирской Салафистской группой проповеди и джихада (СГПД). В их планы, в частности, входило создание тренировочного лагеря в горах Атласа с тем, чтобы подготовить последующие атаки против марокканских и иностранных объектов. Терроризм в этой группе был почти делом семейным. Ее возглавил сапожник из Касабланки Дрис аль-Абди, а в качестве рядовых бойцов значились, в частности, два его сына и двое их друзей.

Ранее, 3 ноября, в испанском анклаве Мелилья были арестованы два предполагаемых боевика Вооруженной исламской группы — марокканской (ВИГ-М) по подозрению в причастности к терактам в Касабланке в 2003 году. Речь идет о бельгийце марокканского происхождения и испанце — уроженце Мелильи. Они были арестованы по приказу судьи Балтазара Гарсона, специализирующегося на раскрытии дел, связанных с терроризмом. Похоже, эти аресты были неслучайны. Два дня спустя испанские газеты сообщили, что близкая к «Аль-Каиде» исламистская группа призвала своих сторонников «к джихаду против испанского государства неверных и освобождению оккупированных городов Сеута и Мелилья». Появившееся в Интернете коммюнике подписал некий Надим аль-Магреби. По данным испанских спецслужб, за этим псевдонимом стоит некая группировка, связанная с «Аль-Каидой» и действующая в странах Северной Африки.

15 ноября марокканские власти объявили, что в тюрьме из-за приступа астмы скончался один из лидеров марокканских радикальных исламистов Милуди Закариа. Один из главарей группировки «Ас-Сират аль-Мустаким» (составная часть «Ас-Салафия аль-Джихадия») отбывал пожизненный срок с 2003 года за серию совершенных именем ислама убийств лиц, занимавшихся запрещенными с точки зрения исламской морали вещами — проституцией или употреблявших алкоголь.

Из других событий на антитеррористическом «фронте» следует отметить сообщение от 20 ноября о завершении допросов в Сале 57 участников связанной с «Аль-Каидой» террористической группировки «Ансар аль-Махди», в том числе ее главаря Хасана Хаттаба. Теперь их ожидает судебный процесс. Среди подсудимых — пять бывших военнослужащих, три жандарма и один офицер полиции. Все они обвиняются в «создании преступной банды, планировавшей совершение терактов».

6 ноября в обращении к нации по случаю 31-й годовщины «Зеленого марша» — невооруженного похода марокканцев в Западную Сахару — король Марокко Мохаммед VI заявил, что получение сахарскими провинциями независимости, на которой настаивают Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО, способствовало бы разгулу терроризма в зонах Магриба и Сахеля. По его словам, в случае подобного решения западносахарской проблемы регион «превратился бы в зону, которая будет служить прибежищем бандам террористов и злоумышленникам, промышляющим торговлей живым товаром и оружием».

Другой важной внутриполитической новостью стало решение палаты представителей (нижняя палата марокканского парламента) смягчить условия участия в предстоящих в 2007 году парламентских выборах. Это открыло дорогу в парламент примерно 16 маленьким партиям, которые заведомо не могли преодолеть 7-процентный барьер «проходимости».

В ноябре в очередной раз в роли возмутителя спокойствия выступил информированный еженедельник «Журналь Эбдомадэр» (ЖЭ). Он опубликовал оказавшиеся в его распоряжении «документы», связанные с работой французской военной разведки в Марокко после терактов в Касабланке 16 мая 2003 года. По мнению ЖЭ, эти «документы» — донесения французских агентов, поработавших в самых высоких кругах марокканского политического истеблишмента. Они, полагает еженедельник, позволяют ответить на следующие вопросы:

— что знали марокканские спецслужбы о подготовке терактов 16 мая?

— какие отношения поддерживались между Марокко и Саудовской Аравией?

— пытался ли Рабат сыграть на противоречиях между Вашингтоном и Парижем?

— что говорят марокканские политики «без микрофонов»?

В частности, по первому вопросу, отмечает ЖЭ, складывается впечатление, что марокканские спецслужбы «проспали» подготовку терактов. Так, автор донесения ссылается на советника монарха Андре Азулая, согласно которому якобы существовал некий доклад, подготовленный спецслужбами ОАЭ, с информацией о готовящихся терактах. Азулая якобы удивило то, что этот доклад вовремя не был доведен до сведения монарха. Автор донесения ссылается также на бывшего главу МВД Марокко Дриса Басри, который якобы передал монарху послание о готовящихся терактах через министра юстиции Мохаммеда Бузубаа. В этом послании он предупредил, что теракты готовят иностранцы, принявшие ислам, и даже привел имена двух из них.

Соответствующая информация стала известна Басри от некоего отставного алжирского генерала, советника президента Бутефлики (возможно, речь идет о Ларби Бельхейре — замечает ЖЭ). Басри даже пожаловался, что его благие намерения обернулись против него — экс-министра обвинили в том, что он работает на алжирские спецслужбы. «Если информация о плохой работе марокканских спецслужб подтвердится, это означает, что необходимо провести серьезный анализ их деятельности», — полагает ЖЭ.

Что касается второго вопроса, то, по версии ЖЭ, Саудовская Аравия «разгневалась» на Марокко после того, как Рабат чрезмерно, по мнению Эр-Рияда, медиатизировал после 2002 года дело о «спящей ячейке» «Аль-Каиды», состоявшей из саудовцев. Эта ячейка готовила теракты против боевых кораблей США и НАТО в Гибралтарском проливе. В тот период Эр-Рияду и так хватало проблем с Вашингтоном после терактов 11 сентября 2001 года, поэтому действия Рабата были расценены как «предательские». По версии Азулая, на которого и в этом случае ссылается ЖЭ, подобный разлад между двумя королевствами якобы вынудил Мохаммеда VI повернуться в сторону Катара. Эта переориентация была якобы поддержана и послом США в Рабате того периода Маргарет Татвиллер. Автор донесения приводит также данные главы МВД Марокко Фуада Али аль-Химмы, согласно которым финансирование действовавших в Марокко экстремистских групп якобы осуществлялось Саудовскими благотворительными организациями «с согласия саудовских спецслужб». Он также выражает сожаление по поводу нежелания наладить взаимодействие со стороны главы МВД Саудовской Аравии принца Найефа. ЖЭ сам же признает, что «некоторые из донесений являются недостоверными или плохо переданными».

Другой скандал в королевстве вызвал репортаж французского информационного агентства АФП о марокканских христианах. «Нас примерно одна тысяча человек, и мы собираемся примерно в 50 независимых церквях, рассеянных по большим городам королевства», — пояснил АФП координатор евангелистской церкви Марокко Абдельхалим. «Поскольку нас терпят, но не признают, мы вынуждены по причинам безопасности действовать как подпольная организация. Как только в какой-нибудь церкви число прихожан превышает 20 человек, она делится на две», — отметил этот 57-летний врач, принявший христианство 16 лет назад во время пребывания за границей. Семь лет назад он вернулся на родину. По его наблюдениям, число только марокканских евангелистов растет очень быстро. Если в начале 90-х годов их было около 400, то сейчас их больше тысячи.

Большинство евангелистов — представители среднего класса. Среди них есть также ремесленники, домохозяйки, студенты и безработные. Следует отметить, что христианство распространилось среди берберов, населявших Марокко, еще в Ш веке. Однако затем вместе с арабами туда пришел и ислам, который в настоящее время является государственной религией.

Свою нишу в Марокко занял и протестантизм. По данным АФП, в настоящее время семь «свободных» церквей действуют в Марракеше, шесть — в Касабланке, пять — в Рабате и даже одна — в Эль-Аюне, административном центре Западной Сахары.

Согласно статистике, 60% новых христиан стали таковыми благодаря личным контактам с единоверцами, 30% — через телевидение и Интернет, 10% — благодаря усилиям миссионеров. Вторая категория постоянно увеличивается благодаря работе трех принимаемых в Марокко христианских телеканалов — «Аль-Хайят», «Миракль» и «Сат-7». При этом все новообращенные подпадают под действие статьи 220 УК Марокко, предусматривающей наказание в виде тюремного заключения на срок от шести месяцев до трех лет. Тем не менее многие из них признают, что несмотря на десятки вызовов в полицию Марокко в смысле веротерпимости является наиболее либеральным государством по сравнению с большинством других арабских стран.

В ноябре в Марокко побывала испанская военная делегация во главе с генеральным секретарем политического департамента минобороны Испании адмиралом Франсиско Хосе Санчесом. В ходе переговоров с министром-делегатом по вопросам обороны Абдеррахманом Сбаа обсуждались вопросы подготовки совместных учений, сотрудничества в сфере военной медицины и образования. Двустороннее военное сотрудничество осуществляется на основании мароккано-испанского соглашения от 1989 года.

52.27MB | MySQL:103 | 0,654sec