Ситуация в Египте: ноябрь 2006 г.

Наиболее заметное событие ноября для Египта — безусловно, визит президента АРЕ Хосни Мубарака в Москву, проходивший с 1 по 3 ноября. Одним из главных итогов визита стала заявленная президентом АРЕ готовность развивать сотрудничество с Россией в сферах мирного использования атомной энергии и космоса. «Мы подтвердили стремление к дальнейшему укреплению отношений в экономической и торговой сферах, в области мирного использования атомной энергии, космического пространства, в компьютерной сфере и высоких технологиях», — сообщил египетский руководитель после переговоров с президентом России. Еще одно декларированное намерение Египта — открыть в АРЕ специально для российских предпринимателей экономическую свободную зону. Предполагается, что эта беспошлинная зона привлечет российских производителей авиационно-космической и автомобильной техники, а также электроники. Пока ничего неизвестно относительно возможных соглашений о поставках российских вооружений Египту. Известно только, что этот вопрос обсуждался на переговорах в Москве, а также то, что Мубарак проявлял интерес к закупке российских зенитно-ракетных комплексов и авиационной техники.

Согласно российским официальным данным, в 2005 году объем торговли между Россией и Египтом составлял 1,6 млрд долларов. За 8 месяцев 2006 года он вырос по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 52% и составил 953 млн долларов.

Сразу после своего визита в Москву Мубарак поехал в Китай. 8 ноября в Пекине было объявлено, что Китай поможет Египту в возобновлении его гражданской ядерной программы. Детали совместных действий при этом не уточнялись.

Египет приступил к реализации ядерной программы в 50-е годы прошлого столетия. В исследовательском центре в Иншассе к северу от Каира были построены советский и аргентинский реакторы. В планы Каира входило строительство семи АЭС. Однако после чернобыльской трагедии эта программа была заморожена. Толчком к возобновлению реализации египетской ядерной программы послужили как испытание ядерного взрывного устройства в Северной Корее, так и ядерные амбиции Ирана. Теперь Египет намерен в ближайшие 10 лет построить, по крайней мере, одну АЭС, а затем — еще три. Одновременно Каир попытался успокоить международное сообщество, уверяя, что он будет импортировать обогащенный уран.

19 ноября Х. Мубарак выступил в парламенте, где вновь подтвердил свое обязательство содействовать продвижению демократических реформ. В частности, он пообещал облегчить ряд ограничений, наложенных на деятельность политических партий, расширить полномочия парламента и отменить действующее в стране чрезвычайное положение через принятие серии антитеррористических законов. В частности, предполагается изменить статью 76 конституции, которая позволяет политической партии выдвигать собственного кандидата на президентские выборы только в том случае, если она имеет по меньшей мере 5% мест в парламенте. Она также определяет, что независимые кандидаты в президенты должны заручиться поддержкой, по меньшей мере, 250 депутатов национального парламента и местных выборных органов.

Другой аспект выступления Мубарака касался ядерных амбиций Египта. По словам президента АРЕ, его страна не нуждается в каких-либо разрешениях на возобновление ядерной программы. «Мы считаем одним из своих приоритетов национальную безопасность. Вода и энергия находятся в сердце нашей национальной безопасности. Мы не нуждаемся в каких-либо разрешениях на этот счет», — сказал он.

21 ноября на выступление Мубарака отреагировали «Братья-мусульмане». Как заявил Мохаммед Хабиб, занимающий второй по значимости пост в иерархии «Братьев», египетский режим «оторвался» от жизни страны. Он назвал предложенные Мубараком изменения в конституции «бесчестными» по отношению к египтянам.

5 ноября из Египта последовала неофициальная реакция на смертный приговор Саддаму Хусейну. Как заявил духовный лидер «Братьев-мусульман» Мохаммед Мехди Акеф, «бесчисленные преступления», совершенные Саддамом Хусейном, являют собой меньшее зло, нежели «преступления, совершенные оккупантами (Ирака) и теми, кто им помогает». Он выразил уверенность, что приговор Хусейну никак не отразится на «других диктаторах арабского мира».

6 ноября международная организация «Репортеры без границ» (РБГ) опубликовала ежегодный список стран — «врагов Интернета». В этом году в него в числе 12 стран попал и Египет. По мнению РБГ, это случилось потому, что президент АРЕ Хосни Мубарак «продемонстрировал особо тревожный авторитаризм в части, касающейся Интернета», а также из-за того, что были брошены в тюрьму три пользователя глобальной «паутины», разместившие в Интернете «критические замечания относительно хода демократических реформ» в Египте.

Буквально на следующий день египетская полиция арестовала 22-летнего Абдель Карима Набиля Сулеймана, который высказал в Интернете ряд критических замечаний в адрес высших религиозных властей Египта, предсказав, в частности, что они окажутся «на мусорной свалке истории».

8 ноября стало известно об очередном успехе борцов за исламскую мораль в лице официальной цензуры. Она запретила прокат фильма «Дуния» ливанского режиссера Джоселин Сааб, которая обрушилась на практику женского обрезания, повсеместно применяемую именем ислама в Египте. Ранее эта лента уже демонстрировалась на нескольких кинофестивалях, в том числе на Каирском. Официальным предлогом для запрета послужило то, что лента не получила разрешение на прокат из-за невыплаты специального налога профсоюзу египетских киноработников. 8 ноября «Дуния» должна была выйти в прокат в 18 каирских кинотеатрах.

Автором еще одного ноябрьского скандала стал племянник бывшего президента АРЕ Анвара Садата, Талаат Садат. Египетская Фемида приговорила его к одному году тюрьмы по обвинению в «распространении лживых слухов и оскорблений в адрес египетской армии». 52-летний адвокат заявил, что офицеры египетской армии якобы были причастны к заговору, в результате которого был убит А. Садат, причем этот заговор якобы был организован США и Израилем. США тут же назвали это заявление «скандальным и лживым» и одновременно выразили «чрезвычайную озабоченность» действиями египетских властей, покусившихся на свободу выражения мнения. (А. Садат был убит 6 октября 1981 года в ходе военного парада. Исполнителями убийства были военнослужащие, заразившиеся идеями исламизма.)

В ноябре был опубликован доклад ООН, согласно которому Египет оказался в числе стран, оказывающих военную и финансовую поддержку рвущимся к власти в Сомали исламистам. Тут же последовало опровержение «возмущенного» Каира, назвавшего обвинения в его адрес «полностью лживыми». Согласно Каиру, этот доклад «отразил полное незнание экспертами ООН политики Египта в отношении Сомали».

22 ноября свыше 500 египетских интеллектуалов бросили вызов «священному союзу» властей и исламистов, ополчившихся на министра культуры Фарука Хосни, рискнувшего выступить против использования женщинами мусульманских платков в общественных местах. Его отставки тут же потребовали «Братья-мусульмане» и депутаты парламента от правящей Национал-демократической партии. Впрочем, всего несколько дней спустя те же интеллектуалы сами подвергли критике министра за его намерение учредить комиссию по религиозной цензуре.

30 ноября Верховный суд государственной безопасности приговорил к высшей мере наказания трех египтян, обвиненных в причастности к терактам против объектов туристической инфраструктуры на Синайском полуострове в 2004 году. Тогда в результате трех взрывов в районе Табы погибли 34 человека. Еще 10 человек, проходивших по этому делу, получили сроки от 5 лет тюрьмы до пожизненного заключения.

10 ноября ЗАО «Страховая компания «ДАСК» (г. Днепропетровск, Украина) получила страховой платеж по соглашению о страховании запуска первого египетского спутника «ИджиптСат-1» на ракете-носителе (РН) «Днепр». Платеж должен был поступить за 30 дней до старта. «ДАСК» застраховала все риски, связанные с изготовлением, транспортировкой и запуском «ИджиптСат-1». Более 90% рисков перестраховано на международном рынке. Оставшиеся 10% покрывают украинские страховые компании. При этом ведутся переговоры о перестраховании части «украинской» доли в России. Запуск космического аппарата запланирован на конец 2006 — начало 2007 года. Общая сумма страхового покрытия превышает 100 млн долларов. Контракт на производство и запуск первого египетского спутника «ИджиптСат-1» Украина и Египет подписали 24 октября 2001 года. Документ был рассчитан на три года и предусматривал изготовление спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) весом около 100 кг. Тогда этот аппарат планировалось вывести в космос в 2004 году с использованием конверсионной РН «Днепр», затем сроки несколько раз переносились.

52.22MB | MySQL:103 | 0,453sec