Саудовская Аравия: шестой тур национального диалога

В Саудовской Аравии завершился шестой тур национального диалога на тему «Образование: реальность и пути развития». Диалог проводился созданным в 2003 г. Центром национального диалога им. короля Абдель Азиза. Завершившийся тур вновь вынес на повестку дня участников дискуссий вопрос, имеющий принципиальную важность для саудовского общества: страна, в которой на развитие образования ежегодно расходуется 9,5% ВВП (или 25% ежегодных общих расходов государства), как сказала одна из участниц дискуссионного процесса, «все еще испытывает потребность в 60 тыс. фармацевтов и 100 тыс. инженеров». Иными словами, потребности всестороннего развития требуют, чтобы расходуемые государством средства были сконцентрированы на подготовке действительно необходимых для этого развития кадров, способных изменить облик страны, все еще воспринимаемой за ее пределами в качестве не более чем поставщика энергетического сырья на мировые рынки.

Тема, вынесенная в качестве основной для шестого тура национального диалога, действительно принципиальна, — реализация того, что в Саудовской Аравии называют «национальным образовательный проектом», предполагает внедрение современных средств информатики в высшую (и среднюю) школу, переподготовку преподавателей, развитие прикладных научных исследований и постуниверситетского образования. Важно, что все эти начинания будут реализовываться на основе не только государственных, но и частных (в том числе и иностранных) инвестиций с обязательным учетом потребностей «саудизируемого» национального рынка труда и опыта развития ведущих университетских центров США и Великобритании.

Саудовское министерство высшего образования разработало собственную «дорожную карту» (выражение одного из заместителей министра. – Г.К.) развития национальных университетов, предусматривающую, что в 2013 г. не менее 30% саудовских студентов (в том числе и девушек, что специально оговаривается чиновниками министерства), или «200 тыс. юношей и девушек» будут учиться в частных университетах (ныне в частных саудовских университетах и колледжах учатся 13 тыс. молодых саудовцев). В рамках реализации этой «дорожной карты» особое внимание будет уделяться Университету естественных и технических наук им. короля Абдаллы, который будет специализироваться на подготовке кадров для «жизненно важных сфер национальной экономики – нанотехнологии, нефтехимии и опреснения воды».

Но начинания политического истеблишмента нуждаются в легитимации — ее сфера более не ограничивается узким кругом высшего эшелона корпуса официальных законоучителей, в нее предлагают войти значительно более широкому кругу социально активных членов общества, включая женщин и молодежь. Ради создания этого круга истеблишмент и вызвал к жизни Центр национального диалога. Организуемые им дискуссии многоэтапны — они начинаются на уровне провинциальных административных образований, а затем представители региональных «встреч» встречаются на «общенациональной встрече» в одном из городов королевства. Каждая из «общенациональных встреч», основываясь на предложениях региональных «встреч», разрабатывала «рекомендации» для политического истеблишмента.

Шестая «общенациональная встреча» состоялась в последние дни ноября – начале декабря 2006 г. в провинции Аль-Джауф (северо-запад королевства) – одном из наиболее депрессивных саудовских регионов. Выбор места ее проведения был нюансирован политически — саудовский истеблишмент стремится последовательно изменять ситуацию, содействуя созданию высших учебных заведений прежде всего в провинциальных центрах, учитывая, в частности, уровень депрессивности того или иного региона (и, как ее следствие, степень вовлеченности местной молодежи в антисистемное террористическое подполье). В ходе своей последней поездки по стране король Абдалла (практика таких поездок после его прихода к власти стала регулярной), посетивший в начале ноября текущего года Неджран, Асир и Джаззан (юго-запад королевства), участвовал в закладке первого камня или открывал уже созданные в этих регионах новые высшие учебные заведения, включая и университеты, ориентированные в первую очередь на получение технического образования.

Насколько успешным был для истеблишмента последний тур национального диалога? Или, иными словами, смог ли он получить от его участников «рекомендации», которые, по его мнению, могли бы рассматриваться в качестве одобренного обществом документа, легитимирующего его действия?

Заключительное коммюнике «общенациональной встречи» в провинции Аль-Джауф содержало важные положения. Ее участники представили национальному истеблишменту свой список рекомендаций. Они считали, в частности, необходимым содействовать более «последовательной модернизации образовательной политики, а также пересмотру образовательных планов и программ». В этой связи речь шла не только о внедрении современных методов образования, но и том, что сама образовательная система должна «содействовать пробуждению мысли, способностей и инициативы, распространять дух толерантности, умеренности и готовности учащихся и студентов к контактам с их зарубежными сверстниками». Вопрос касался и более действенного «контроля общества над учреждениями образования», а также развития «партнерства между школами и университетами, с одной стороны, и частным сектором национальной экономики, с другой». По мнению участников «общенациональной встречи» в Аль-Джауфе, в королевстве «назрела необходимость пересмотра принципов образования с тем, чтобы они в большей мере отвечали задачам всеобъемлющего развития и запросам рынка труда».

Это означало, в частности, что система образования должна строиться в соответствии с «реальными потребностями» королевства. Эти «реальные потребности» означают, что учащиеся и студенты должны «мыслить и творчески созидать», учиться в первую очередь «пользоваться компьютером и Интернетом ради того, чтобы получать необходимую им информацию». Как подчеркивалось в Аль-Джауфе, «программы прикладных наук саудовских университетов должны в полной мере соответствовать программам университетов развитых стран», а в университетах королевства должно появиться «студенческое самоуправление», благодаря которому будет создана возможность установления «тесных контактов между студентами и выпускниками, с одной стороны, и частным сектором, с другой». Разумеется, в документах шестой «общенациональной встречи» стояли вопросы переподготовки преподавательского состава в соответствии с «потребностями времени», а также расширения системы образования за счет «создания электронных и открытых университетов, поощрения образования по электронной почте и с помощью Интернета».

Важно и другое. «Рекомендации» встречи в Аль-Джауфе характеризуют сведенное до минимума присутствие элементов религиозного дискурса. Разумеется, в заключительном коммюнике этой встречи подчеркивалось, что «ислам представляет собой всеобъемлющее оформление нашей жизни, и именно он является исходным пунктом для политики и методологии, избираемой ради реализации курса на развитие образования». Однако далее в том же разделе цитируемого документа подчеркивалось: «Само же образование — основа социально-экономического и политического развития страны и укрепления национального единства. Страна сможет решить стоящие перед ней задачи и ответить на вызовы эпохи только в том случае, если существующая в ней система образования будет базироваться на требованиях современности и на современной технологии». В свою очередь, «требования современности» предполагают содействие реализации принципов «терпимости» и «диалога цивилизаций».

Итак, как подчеркивалось в заявлениях руководителей Центра национального диалога после завершения шестой «общенациональной встречи» в Аль-Джауфе, ее «рекомендации укрепят стремление тех, кто принимает политическое решение, содействовать нужным переменам в сфере образования». Важные слова! Но совпали ли они с точкой зрения истеблишмента?

Выступая 2 декабря перед участниками «общенациональной встречи» в Аль-Джауфе, король Абдалла подчеркнул: «Человек действия не может не ошибаться. Главное, чтобы он исправил совершенную им ошибку. Мы отстали в развитии нашей системы образования — эту ошибку необходимо признать. Но мы ее исправим, опираясь на ваше мнение и ваши рекомендации». Иными словами, высший сановник истеблишмента признал, что отныне власть будет действовать в сфере образования, основываясь на поддержке со стороны общества.

52.22MB | MySQL:103 | 0,416sec