Реакция турецких обозревателей на российско-турецкие переговоры в Москве. Часть 1

23 января 2019 года в Москве состоялись российско-турецкие переговоры на высшем уровне. Москву с рабочим визитом – первый зарубежный визит в этом году – посетил президент Турецкой Республики Р.Т.Эрдоган. Визиту предшествовали телефонные переговоры между Р.Т.Эрдоганом и В.В.Путиным, а затем Р.Т.Эрдогана с президентом США Д.Трампом (судя по просочившейся в турецкие СМИ информации, Д.Трамп ведет работает в жанре эксцентрики не только на публике, но и в переговорах тет-а-тет; как сообщила турецкая пресса, в ходе прошедшего разговора Д.Трамп заявил Р.Т.Эрдогану, что он «его очень любит, но между странами – недостаточный товарооборот» — как говорится, без комментариев – В.К.).

Вообще, если смотреть на комментарии российских и турецких СМИ относительно итогов встречи на высшем уровне в Москве, то может сложиться ощущение, что стороны «смотрели» разное мероприятие.

Подчеркнем, Р.Т.Эрдоган ехал в Москву обсуждать «пост-американскую Сирию» и буферную зону по всей протяженности турецко-сирийской границы к востоку от р. Евфрат. Именно на этом были, целиком и полностью, сфокусированы турецкие СМИ накануне визита, равно как и на заявлениях Р.Т.Эрдогана и оборонного ведомства страны о полной готовности ВС Турции, в любой момент, к началу крупномасштабной военной операции к востоку от р. Евфрат с тем, чтобы окончательно поставить точку в войне с террором. Понимая под террором не только и, возможно, не столько «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация), сколько сирийские филиалы Рабочей партии Курдистана (РПК) – партию «демократический союз» (ДС) и «Силы народной самообороны» (СНС).

Никого в Турции не интересовали, и на эту тему не было произнесено буквально ни слова, ни российско-турецкие торгово-экономические отношения, ни этапы реализации двусторонних энергетических проектов, включая АЭС «Аккую» и газопровод «Турецкий поток».

Зато все передовицы буквально пестрели заголовками со словами «зона безопасности», «буферная зона» и т.д. Сложно преувеличить степень того энтузиазма, который возник в Турции после наделавшего во всем мире шума твита Д.Трампа о выходе американцев из Сирии. Перед Турцией замаячила реальная перспектива проведения в Сирии третьей по счету – после «Щита Евфрата» и «Оливковой ветви» — но куда как более крупномасштабной военной операции на севере Сирии для окончательного решения курдского вопроса.

И даже заявление Р.Т.Эрдогана, сказанное после твита Д.Трампа о том, что операция пока переносится, потонуло в патриотической риторике, обращенной в сторону разогретого общественного мнения. Можно сказать, что выборы в местные органы власти 31 марта 2019 года пройдут на волне именно всего того, что связано с сильной в военном отношении Турции, её оборонно-промышленного комплекса, возросших возможностей турецкой «твердой силы», в том числе, при решении региональных вопросов и, если выражаться точнее, — в Сирии.

После интенсивной накачки турецкого общества, возникший в нем «спрос» на милитаристскую повестку нельзя просто взять и выключить как телевизор. Тем более, что общественное мнение в массе своей уверенно (и обозреватели вторят ему в этом), что операция на севере Сирии для сегодняшней Турции – не просто по зубам, а будет достаточно простой. Поскольку ДС / СНС «побегут» от Вооруженных сил Турции ровно в тот момент, когда американцы выйдут из районов восточнее Евфрата, а турки, в свою очередь, туда зайдут.

В этом смысле, Турции нужно «лишь» заручиться поддержкой США в том, что теперь главной силой «на земле», воюющей с террором (в широком смысле этого слова), будет Турция. И, разумеется, разобраться с не до конца приятными для турецкой стороны пассажами президента Д.Трампа о том, что Америка «обрушит» турецкую экономику, если «Турция атакует курдов». С другой стороны, Турция хотела в этом смысле получить и поддержку России.

На какую именно поддержку России хотела бы рассчитывать Турция? Ситуация видится здесь следующим образом:

Во-первых, понятно, что курды – достаточно традиционные партнёры для Москвы и неслучайно когда Россия, в разгар так называемого «самолётного кризиса», хотела устроить Турции болезненную для последней демонстрацию, она позволила ДС открыть офис в Москве и сделала это публично и церемониально. Или же в интернете начали, по совпадению, появляться видеоролики, к примеру, где курды из ПЗРК сбивают турецкий вертолет. Так что, вариант Москвы для курдов воспринимается в Турции в качестве рабочего после демарша американцев и это то, что следует пресечь в зародыше.

Во-вторых, можно предполагать, что для турок потребовалась необходимость договориться с Россией о том, что она повлияет на Дамаск и на Тегеран и они не будут замещать выходящие из Сирии американские силы, а оставят площадку для Вооруженных сил Турции, в первую очередь, по периметру турецко-сирийской границы.

В-третьих, разумеется, публичная поддержка намерения Турции войти в Северную Сирию со стороны Москвы повышает её акции в дипломатической игре с США. Турция, когда это необходимо, позиционирует себя как веский голос Запада / НАТО в Астане и, следовательно, её ценность в качестве силы «на земле» Северной Сирии для Запада должна быть очевидной. Тем более, что зона безопасности призвана решить болезненный для Европы вопрос беженцев, который, пусть и утратил свою остроту, но, тем не менее, так и не снят окончательно с повестки дня. Весенне-летний сезон «заплывов» — не за горами.

Итак, как же отреагировала турецкие СМИ на встречу в Москве?

Влиятельное турецкое издание «Хюрриет» вышло с заголовком «Саммит зоны безопасности». Указав на том, что встреча между президентами продолжалась 1 час 50 минут, издание цитирует слова президента Р.Т.Эрдогана: «Естественно, что по этому вопросу (то есть, по вопросу зоны безопасности – В.К.) у нас с Россией нет никаких проблем». После перечисления прочих вопросов, которые поднимались на встрече (развитие двусторонней торговли, рекордные туристические показатели, инцидент в Керченском проливе), издание переходит к цитированию турецкого лидера.

В частности приводятся следующие высказывания Р.Т.Эрдогана:

«Мы провели мониторинг исполнения как Меморандума по Идлибу, так и результатов встречи сирийской четверки (в составе: Россия, Турция, Германия и Франция – В.К.). Мы рассмотрели развитие ситуации на месте, прежде всего, в Идлибе. Мы провели оценку решения США о выходе (из Сирии – В.К.). Сотрудничество Турции и России по обеспечению мира, безопасности и стабильности в Сирии является пробным камнем».

«Мы полны решимости укреплять наше сотрудничество с нашими российскими друзьями. Срочное формирование Конституционной комиссии в Сирии имеет большую важность. Также следует реализовать формат на востоке Евфрата, который откроет возможность по возвращению назад (сирийских беженцев – В.К.)».

«В ходе процесса выхода США критически важным представляется не создавать той пустоты, которая сможет быть заполнена со стороны террористических организаций. Своими оценками по этому вопросу я поделился со своим дорогим другом. Я особо подчеркнул нашу главную миссию, как Турции, по тому, чтобы выступить против и очистить (Сирию – В.К.) от террористических организаций, прежде всего, от ИГ и от таких, как ДС / СНС. Я ходу подчеркнуть необходимость совместной борьбы с теми, и, в особенности, с теми террористическими организациями, которые преследуют своей целью взорвать турецко-российское сотрудничество».

Относительно зоны безопасности: «Конечно же, в этом вопросе для нас очень важна чувствительность по отношению к тем регионам, которые формируют угрозу. И мы находимся в точке принятия мер по отношению к регионам, формирующим угрозу. Америка в этом вопросе уже сообщила нам о своем положительном подходе. Это, как вы знаете, зона приблизительно 30 – 32-километровой глубины. По этому вопросу у нас с Россией, и так, нет каких-либо проблем. В конце концов, ситуация с этой зоной безопасности представляет собой чувствительность в отношении региона, очищенного от терроризма».

«В Идлибе наша борьба против террористических организаций будет продолжена, как и раньше. Борьба с террористическими организациями – это не сиюминутная борьба. Мы будем продолжать эту борьбу».

Также издание «Хюрриет» приводит цитаты из статьи главы по связям с общественностью Администрации президента Турции Фахреттина Алтуна, которые тот написал для новостного сайта «Аль-Джазира». В частности, в своем материале Ф.Алтун указал на то, что США, для установления контроля над ситуацией в Сирии, должны предпринять несколько шагов. Процитируем:

«Подавший в отставку против решения Трампа о выходе из Сирии Макгурк (спецпредставитель США по борьбе с ИГ Бретт Макгурк —  В.К.) заявил, что только «Силы демократические Сирии», управляемые со стороны «Сил народной самообороны», могут обеспечить безопасность Северной Сирии, ранее находившейся под контролем ИГ. Однако, нынешнее развитие ситуации в регионе показывает, что СНС, получающие от американских граждан – налогоплательщиков миллиарды долларов помощи, – не в состоянии устранить угрозу ИГ. На прошедшей неделе четыре американских гражданина потеряли жизнь в Манбидже в результате атаки смертника, ответственность за которую взял на себя ИГ2. Элементы СНС, невзирая на все гарантии, которые им предоставляются со стороны американских уполномоченных лиц, включая и самого Макгурка, отказываются уходить из региона».

«США для того, чтобы установить контроль над ситуацией в Сирии, должны предпринять несколько шагов. Они должны обеспечить, без дальнейших промедлений, исполнение дорожной карты по Манбиджу, работая вместе с Турцией. Выход американских военнослужащих должен осуществляться в координации с турецкими Вооруженными силами. (США — В.К.) должны поддержать работу Турции по обеспечению стабильности и восстановления регионов, пострадавших от террора».

При этом Ф.Алтун подчеркивает тот факт, что обеспечение территориальной целостности Сирии для Турции является приоритетом. В своем Твиттере после встречи между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом Ф.Алтун написал: «Турция в Сирии борется не только с терроризмом во всех его проявлениях. Мы, в то же самое время, работаем над политическим урегулированием кризиса. Территориальная целостность Сирии, её политическая стабильность являются для Турции приоритетами. Мы продолжим и дальше работать в направлении (достижения) этой цели».

Влиятельное турецкое издание «Миллиет» вышло с заголовком «Для безопасной Сирии: обсуждавшие долговременное решение для Сирии и зону безопасности, Эрдоган и Путин объявили о своей приверженности борьбе с терроризмом». На газетную передовицу вынесены следующие высказывания Р.Т.Эрдогана и В.Путина.

Разумеется, была использована цитата турецкого президента Р.Т.Эрдогана о необходимости избежать вакуума силы, который возникнет в случае выхода американских войск из Сирии и может использоваться со стороны террористических организаций для его заполнения. Примерами успешно проведенных операций, как пишет издание, Р.Т.Эрдоган назвал «Оливковую ветвь» и «Щит Евфрата». Процитируем: «На очищенные от террористов территории вернулось 300 тыс. человек. Эта же модель должна быть применена и к востоку от р. Евфрат».

В той же передовице приводится и высказывание президента В.Путина (перевод с турецкого – В.К.): «Были рассмотрены совместные усилия в Идлибе. Наши турецкие партнёры очень много делают для того, чтобы воспрепятствовать террористической угрозе». Что же до отношения российского лидера к зоне безопасности, то приводится следующая цитата: «Если США это осуществят (выйдут из Сирии – В.К.), то это будет положительным шагом… Мы уважаем интересы наших турецких друзей».

Проведенный изданием анализ итогов встречи также, в первую очередь, сфокусирован именно на вопросе Сирии, включая  районы к востоку р. Евфрат и Идлиб.

Издание приводит следующее высказывание турецкого лидера: «Я подчеркнул нашу главную миссию, как Турции, по тому, чтобы вычистить (Сирию – В.К.) от террористических организаций, прежде всего, от ИГ и от таких, как ДС / СНС. Мы знаем, кто (их) поддерживает и мы знаем, кто (их) провоцирует… Мы оценили возвращение назад сирийских беженцев. В качестве страны, распахнувшей объятия перед 4 млн сирийских беженцев, этот вопрос нас очень волнует. На территории, очищенные нами от террористов вернулось 300 тыс. сирийцев. В безопасности и покое, наши сирийские братья продолжают жить вдали от страха террора. Эта модель, которая открывает возможность по возвращению (беженцев – В.К.) назад, должна быть применена и к востоку от р. Евфрат. В следующем месяце, в России мы проведем трехстороннюю встречу с Роухани. Вслед за этим мы проведем встречу Совета сотрудничества высшего уровня (видимо, имеется в виду Россия – В.К.)».

В отношении Идлиба турецкий лидер Р.Т.Эрдоган заявил следующее: «Совместная борьба (вместе с Россией – В.К.) в Идлибе с террористическими организациями будет продолжена. Борьба с террористическими организациями не является сиюминутной. Нашей целью является обеспечить покой и счастье для сирийского народа».

По Конституционной комиссии Р.Т.Эрдоган отметил: «Мы приняли решение о продолжении дипломатического процесса. Письмо, продемонстрированное Путиным (письмо генеральному секретарю ООН Гутерришу от немецкого, французского и британского постпредов при ООН – В.К.), стало удивительным и для нас. Это – письмо для них. Оно для нас не является действительным, оно действует для них. Есть результат достижения единства мнений в ходе нашей общей встрече на Стамбульском саммите (с участием России, Турции, Франции и Германии – В.К.)».

Пусть и не столь острым, но все же болезненным для турецкой стороны остается вопрос возвращения к облегченному режиму виз для турецких граждан, прибывающих в Россию, то есть, — к условиям Соглашения от 2011 года, которое было заморожено в одностороннем порядке российской стороной, после начала так называемого «самолетного кризиса» (Для справки: стоимость краткосрочной визы в Российскую Федерацию для граждан Турции составляет сегодня около 150 долл. США и, после падения турецкой лиры, её цена – около 800 тур. лир — приблизилась к стоимости авиабилетов внутри страны и даже в ближайшие к Турции страны, если лететь «лоукостером», к примеру на Украину, причем, в оба конца – В.К.).

Приведем цитату турецкого лидера: «Продолжается интенсивное сотрудничество между нашими странами в сферах экономики, энергетики, а также культуры. В последнее время, туризм выходит в наших отношениях на первый план. Существующее партнёрство укрепляется. В экономической сфере мы продолжаем получать положительные результаты. Продолжает расти наш товарооборот. Наш товарооборот достиг отметки в 26 млрд долл. Продолжают продвигаться (проекты) в сфере атома и «Турецкий поток». 2019 год будет особым годом (2019 год объявлен перекрестным годом культуры между Россией и Турцией – В.К.). Мы взаимно проведем мероприятия в культурной и туристической сферах. Россияне занимают первую строчку в ряду приезжающих (в Турцию – В.К.) туристов. Освобождение от виз было в повестке дня встречи. Обеспечение полного освобождения (от российских виз для турецких граждан – В.К.), являясь необходимостью для наших отношений, привет к тому, что сближение между нашими народами ещё больше усилится».

52.23MB | MySQL:103 | 0,479sec