Оценки китайских специалистов некоторых аспектов активизации действий ВВС Израиля в Сирийской Арабской Республике

Обозреватели китайских военно-политических и военно-технических изданий внимательно наблюдают за высокой активностью подразделений оперативно-тактической авиации Военно-воздушных сил Израиля, которые периодически наносят удары по  объектам и отрядам Корпуса стражей исламской революции, дислоцированными на территории Сирийской Арабской Республики. Вполне естественно, что ВВС Израиля одновременно со складами боеприпасов (в основном сосредоточены оперативно-тактические ракеты и боеприпасы РСЗО) наносят удары по командным пунктам, на которых, по данным разведки могут находиться высокопоставленные иранские военные.

Китайские специалисты провели сбор и анализ информации о ракетно-бомбовых ударах ВВС  Израиля по военным объектам в западных  и южных районах Дамаска 25.12.2018, 20.01.2019 и 21.01.2019 гг. в ходе которых под обстрелом оказались международный аэропорт столицы САР, штабы 68-й, 137-й, 138-й, 91-й и 4-ой бронетанковой бригад ВС САР и центры тылового снабжения. По данным китайских источников, сирийские военные достаточно быстро выполнили тушение нескольких объектов, которые удалось поразить израильской авиации.

Необходимо отметить, что специалисты штаба ВВС Израиля осуществляют контроль поражения намеченных целей при помощи спутников оптико-электронной разведки, которые позволяют с высокой точностью фотографировать отельные объекты.

Представляется возможным несколько аспектов действий израильских военных.

 

Израильский аспект

В рамках анализируемых авиационных налетов ВВС Израиля в двух случаях действовали в ночное время и применяли в основном легкие истребители F-16, каждый из которых нес по две КРВБ типа «Делайла», по две SPICE 1000 или же по четыре или восемь малокалиберных корректируемых оперенных бомб GBU-39.

По данным китайских источников, крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) типа «Делайла» это высокоинтеллектуальные боеприпасы, оснащенные системами наведения по данным канала GPS и моделями инфракрасного и телевизионного обнаружения высокого разрешения смогут преодолеть рубеж объектовой ПВО Вооруженных сил САР.

Максимальная дальность пуска КРВБ израильского производства составляет 200 км, что позволяет ВВС Израиля действовать за пределами зоны обнаружения РЛС объектовой и войсковой ПВО, что и подтверждено в ходе авиационных налетов, состоявшихся в декабре 2018 г. и январе 2019 г.

Известно, что рассматриваемая КРВБ принята на вооружение АОИ в модификациях – для вертолетов Delilah-HL и подвижных грунтовых ракетных комплексов Delilah-GL. Основная модификация ракеты способна самостоятельно обнаруживать цель на дальности 16 км и принимать ее на автоматическое сопровождение.

В отношении корректируемых авиационных бомб SPICE 1000 известно, что это фактически осколочно-фугасные бомбы типа Мк.83 американского производства, для которых конструкторы израильской компании Rafael Advanced Defense Systems разработали три комплекта рулевых поверхностей, которые устанавливают в носовой, центральной и хвостовой части боеприпаса.

Кроме того, в носовой части бомбы устанавливают блок навигации и наведения, состоящий из двух видеокамер дневного и тепловизионного режимов, которые распознают ландшафт и по мере приближения к цели классифицируют ее благодаря запрограммированным шаблонам образов целей. Такая система наведения и прицеливания позволяет гарантированно поражать ценные и высокоценные цели в условиях активного применения противником средств РЭБ, которые «глушат» частоты системы глобального позиционирования GPS. Благодаря цифровой системе передачи данных на самолет-носитель пилот может перенацеливать КР «Делайла».

Фактически, данный боеприпас израильского производства позволяет пилотам действовать по схеме «выпустил и забыл». Максимальная дальность пуска таких бомб варьируется от 60 до 110 км в зависимости от массы боеприпаса (от 113 до 917 кг).  По данному показателю бомбы SPICE трехкратно превосходят американские JDAM.

В дополнение к вышесказанному следует указать, что бомбы серии SPICE могут быть интегрированы в номенклатуру вооружения таких истребителей западного производства как F-15, «Рафаль», «Еврофайтер», «Тайфун», «Грипен», «Мираж», «Торнадо». Высокую точность поражения цели обеспечивает согласованная работа головной части наведения самого боеприпаса и подвесной контейнерной оптико-электронной системы разведки и наведения типа Sniper (пр-во США) или Reccelite (пр-во Франция), которые устанавливают на большинство современных истребителей.

Кроме рассмотренных выше боеприпасов израильские военные применяют и малокалиберные бомбы SDB типа GBU39, которые размещают на  специальной пусковой платформе BRU-61/A (длина 3,6 м, ширина 0,4 м, высота 0,4 м). С учетом четырех бомб суммарный вес всего комплекта составляет 664 кг.

Наведение данного боеприпаса обеспечивает инерциальный модуль и приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS. Максимальная дальность пуска (в благоприятных метеоусловиях) составляет 130 км, хотя по другим данным этот показатель не превышает 60 км. В таблице ниже представим сравнение тактико-технических характеристик рассмотренных боеприпасов.

 

 

Таблица 1

Сравнительные ТТХ боеприпасов ВВС Израиля

Характеристика/модель Delilah SPICE 1000 GBU-39
производитель Israel Military Industries Rafael Advanced Defense Systems Raytheon
Длина (м) 3,31   1,79
Диаметр (м) 0,333            — 0,19
Вес (кг) 367 454 129
Размах крыла (м) 1,15             — 1,38
Дальность пуска (км) 250 До 100 96
Коэффициент вероятного отклонения (м) 1 3 2
Наведение Инерциально, GPS, оптико-электронное, двурежимное Инерциально, GPS, оптико-электронное, двурежимное Инерциальное, GPS
Скорость дозвуковая Нет данных Нет данных

 

К основным особенностями действия ВВС Израиля следует отнести два основных момента:

– выполнение полетов при постоянной работе бортовых систем РЭБ;

– нанесение ударов по территории Сирии из воздушного пространства сопредельного Ливана.

Второй момент обусловлен тем, что ВВС и ПВО Ливана не обладают возможностями для противодействия ВВС Израиля, и по данным китайских источников, органы военной разведки еврейского государства располагают обширной агентурной сетью в органах военного управления Ливана. Китайские аналитики отмечают внезапность действий ВВС Израиля, что указывает на высокую степень готовности дежурных эскадрилий, самолеты которых заблаговременно заправлены топливом и оснащены вооружением.

Анализ сообщений об авиационных налетах на иранские и сирийские военные объекты показывает, что подразделения ПВО САР, укомплектованные российскими ЗРК «Бук-М2Е» и ЗРПК «Панцирь-С1» перехватывают большинство выпущенных КРВБ «Делайла» и авиационных бомб серии SPICE и GBU-39. Это обстоятельство указывает на высокое качество и надежность  ЗРК/ЗРПК и боеприпасов российского производства.

С учетом вышесказанного, для повышения эффективности ракетно-бомбовых налетов ВВС Израиля необходимо, либо ставить более сильные помехи в отношении комплексов ПВО Сирии, либо применять противорадиолокационные ракеты большой дальности, которые позволят выводить РЛС указанных выше комплексов из строя. Однако, применение подобного вооружения выведет вооруженный конфликт на новый уровень и вполне может спровоцировать официальный Дамаск на применение баллистических ракет типа Scud-C или Scud-D, обладающих дальностью пуска 500 и 700 км соответственно, что позволяет поражать наземные цели в районе центра страны в т.ч.  Тель-Авива.

Китайские специалисты отмечают, что одновременно с повышением активности ВВС Израиля отмечена передислокация дополнительных подразделений ПРО Армии обороны Израиля на наиболее ракетоопасные направления, очевидно, что командование ЦАХАЛа ожидает ответных действий – массированных ракетных обстрелов со стороны Сирии, которые, скорее всего, будут организованы благодаря поддержке из Ирана.

 

Иранский аспект

Как отмечают китайские обозреватели  в рамках авиационных налетов ВВС Израиля 25.12.2018, 20.01.2019 и 21.01.2019 гг. большинство ракет и бомб было нацелены именно на международный аэропорт г.Дамаска, что обусловлено периодическим сосредоточением там личного состава подразделений бригады «Аль-Кудс» КСИР ИРИ и необходимых боеприпасов.

В ходе налета от 25.12.2018 г. основной целью израильских летчиков был грузовой самолет Боинг-747-281, принадлежащий авиакомпании Fars Air (по другим данным Mehran Air), который официально выполнял рейс QFZ9951 сообщением Тегеран-Бейрут-Дамаск-Тегеран. Китайские аналитики отмечают, что Боинг-747-281 вылетел из Тегерана в 21:38, а в 23:00 в воздух были подняты истребители ВВС Израиля, которые выпустили 16 бомб по объектам в аэропорту Дамаска. Очевидно, что израильские разведчики наладили наблюдение за радиообменом аэропорта Тегерана и способны фиксировать вылеты любых самолетов.

Сотрудники военной разведки Израиля полагают, что данный рейс организован  авиакомпанией Fars Air  для доставки иранских военных, боеприпасов и медикаментов в Сирию и потеря такого транспортного средства отчасти подорвет возможности отрядов бригады «Аль-Кудс» КСИР. Следует отметить, что благодаря грамотным действиям офицеров пункта управления аэродрома г.Дамаск самолет заблаговременно выполнил разворот в направлении на Иран.

В ходе налета от 12.012019 г. ВВС Израиля рассчитывали уничтожить тяжелый транспортный самолет Ил-76 другой иранской авиакомпании, который выполняет регулярный рейс под обозначением RB9775. Кроме того, на маршруте Тегеран-Дамаск действуют такие воздушные суда как Як-42 и С-130Е/Н. Последние находятся на вооружении ВВС Исламской Республики Иран.

По данным китайских источников, в ходе ракетно-бомбового удара по воздушной гавани столицы Сирии от 20.01.2019 г. ВВС Израиля рассчитывали уничтожить пассажирский самолет «Аэробус» А-310-304, принадлежащий авиакомпании Mahan Air. Данный самолет, предположительно, должен был доставить (по другим данным вывезти в Иран) командующего бригадой «Аль-Кудс» – генерала Касема Сулеймани. Некоторые китайские обозреватели сообщают (с опорой на источники в Кувейте и Катаре), что высокопоставленные иранский военный руководитель тайно посетил Сирию для проверки подчиненных подразделений, а также согласования сроков очередного массированного ракетного обстрела Израиля,который вероятно, состоится в апреле 2019 г.

 

Российский аспект

После гибели экипажа самолета радиотехнической разведки и РЭБ ВКС РФ Ил-20М1 над акваторией восточной части Средиземного моря в середине сентября 2018 г. военно-политическое руководство России в оперативно порядке приняло решение о передаче и развертывании трех полноценных дивизионов зенитно-ракетной системы С-300 (модификацию достоверно установить не удается) по восемь пусковых установок в каждом. Как известно, к 4 октября 2018 г. в Сирию при помощи самолетов военно-транспортной авиации ВКС РФ Ан-124-100 и Ил-76МД было передислоцировано 49 единиц военной техники – компоненты дивизионов ЗРС и техника подразделений РЭБ.

Израильские военные сосредоточили большую часть сил и подразделений радиотехнической и космической разведки для обнаружения дивизионов ЗРС и установления их комплектности, что позволило им к концу ноября 2018 г. сформировать новую карту системы ПВО Сирии с учетом дальности действия РЛС и зенитных управляемых ракет С-300. Израильские специалисты тщательно сфотографировали позиции дивизионов, подъездные дороги, укрепления и т.д.

Китайские аналитики полагают, что российская сторона передала сирийским партнерам ЗРС в модификации С-300ПМУ2, в боекомплекте которых находятся устаревшие ЗУР, обладающие максимальной дальностью перехвата не более 85 км, что не позволяет противодействовать израильским истребителям.

Кроме спутников-разведчиков израильские военные задействовали самолеты радиотехнической разведки, которые на протяжении октября и ноября 2018 г. собирали данные о возможностях и особенностях функционирования РЛС, входящих в состав дивизионов С-300. По данным сирийских военных, они неоднократно фиксировали постановку активных направленных помех со стороны самолетов ВВС Израиля, которые периодически подлетали к рубежам воздушной границы Сирии.

Представляется необходимым отметить, что на вооружении ВВС Израиля находятся истребители F-16I Sufa, бортовые радиоэлектронные системы которых сопоставимы с теми, что установлены на американских F-16CJ – истребители предназначены для борьбы с РЛС системы ПВО.

От внимания израильских военных также не укрылся тот факт, что с момента поставки ЗРС в Сирию именно российские специалисты (около 150 человек) занимали боевые посты дивизионов и одновременно проводили подготовку сирийских военных. По данным китайских источников, упомянутые военнослужащие подразделений ПВО ВС РФ уже покинули территорию САР, а значит боевое дежурство несут сирийские военнослужащие.

Китайские специалисты высказывают предположение, что дивизионы С-300 ПВО САР хранят молчание, поскольку сирийские военные опасаются поражения противорадиолокационными ракетами, которые стоят на вооружении ВВС Израиля. Кроме того, особенности расположения С-300 и дальность пуска ракет российского производства не позволяют перехватывать израильские самолеты, которые действуют при включенных системах РЭБ.

Следует учитывать, что ВВС Израиля кроме систем радиоэлектронного подавления используют и систему радиоэлектронной войны под условным обозначением SHUTE, которая предназначена для сбора данных о возможностях РЛС и других радиоэлектронных компонентов комплексов ПВО и последующей постановки направленных помех, а также внедрения вредоносного программного обеспечения – вирусов в управляющие компьютеры ЗРК или ЗРС.  Вполне вероятно, что данная система периодически приводит к ложным срабатываниям некоторых комплексов ПВО Сирии.

Известно, что военнослужащие подразделений ПВО САР, укомплектованных С-300 не применяют наличное вооружение, поскольку ВВС Израиля используют малоразмерные крылатые ракеты, перехват которых достаточно сложно выполнить при помощи комплекса, предназначенного для борьбы с аэродинамическими и баллистическими целями. Еще одним сдерживающим моментом является высокая стоимость ЗУР к С-300.

Обозреватели китайского специализированного издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» обращают внимание на то, что основную нагрузку по противодействию ВВС Израиля несут боевые расчеты зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1» (по классификации ВС стран-членов НАТО SA-22, стоимость установки от 12 до 16 млн долл. США) и ЗРК «Бук-М2Е», которые перехватывают большую часть крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) типа «Делайла», малокалиберных крылатых оперенных авиационных бомб GBU-39 американского производства и оперенных корректируемых авиационных бомб типа SPICE израильского производства.

Как известно, в мае 2018 г. самолеты ВВС Израиля смогли поразить одну ЗРПК «Панцирь-С1» в районе авиабазы Т-4, что стало возможным благодаря халатности сирийских военнослужащих, которые вывели установку на открытое место. Вторым доводом к поражению послужило то, что ЗРПК находился в неактивном состоянии и, вполне вероятно, без боекомплекта. Большинство китайских специалистов сходятся во мнении, что «Панцирь-С1» был поражен при помощи КРВБ «Делайла».

Некоторые китайские источники сообщают, что ПВО Сирии потеряли еще один ЗРПК в ходе боя у  населенного пункта Хан-Араб, что позволило израильским военным применить тяжелую противотанковую управляемую ракету SPIKE NLOS, которая была запущена с самоходной пусковой установки типа Pereh из района Голанских высот.  По другой версии, «Панцирь-С1» был поражен специальным беспилотным аппаратом-снарядом типа Harop, предназначенным именно для борьбы с радиолокационными станциями.

Китайские специалисты продолжают проверку информации о типе и модели боеприпаса, который ВВС Израиля применили для поражения очередного ЗРПК «Панцирь-С1» в ходе удара 21.01.2019 г.

Пристальное внимание израильских военных к рассматриваемому образцу вооружения ПВО обусловлено тем, что РЛС данного комплекса способна обнаруживать воздушные цели с ЭПР 2 кв. м на дальности 36 км, и принимает ее на автоматическое сопровождение на дальности 28 км. По данным китайских источников, сирийский «Панцирь» был уничтожен именно после того как был израсходован боекомплект.

Данный случай является достаточно тревожным звонком для российских военных и представителей оборонно-промышленного комплекса. Первым необходимо провести проверку позиций ПВО Сирии и заставить сирийских военных внести коррективы в оборудование позиций (разведка ВВС Израиля обладает двухмерными планами позиций ЗРПК в районе Дамаска). Российским оружейникам предстоит модернизировать комплекс вооружения ЗРПК с тем, чтобы увеличить количество ЗУР и вместительность ящика для боеприпасов к зенитным пушкам 2А38М.

Некоторые китайские специалисты полагают, что второй случай успешного поражения ЗРПК «Панцирь-С1» стал результатом работы сотрудников нелегальной разведки Израиля, которые добыли соответствующую документацию в подразделениях ВС одной из стран, которые приобрели данный образец вооружения ПВО ранее.

52.31MB | MySQL:103 | 0,570sec